Варлам Шаламов

Юлий Шрейдер

Соображения о стиховой гармонии

Приложение к статье В.Т.Шаламова «Звуковой повтор — поиск смысла», опубликованную в том же сборнике.

Впервые мысль о том, что звуковая гармония стиха определяется согласными, я услышал от В. Т. Шаламова. Насколько я могу судить спустя полгода после этого разговора, он считает, что гармония согласных звуков и есть основа стиха. Сейчас — это уже внутреннее освоенная мной мысль, и дальше я буду говорить о том, что думаю по этому поводу я сам. Стихи, конечно, не создаются по модели: сначала мысль, а затем ее языковое стиховое оформление (смысл=>текст). Стихи возникают как сплав смысловой, лексической и звуковой гармонии — все компоненты вместе. Поэтому изучать надобно не способы оформления приемов, а законы гармонии. Как в музыке контрапункт.

Я утверждаю (пока бездоказательно) следующее:

1) Основой стиховой гармонии являются опорные трезвучия согласных. В них одновременно ключ и к звуковой и к смысловой доминанте стиха. Эти трезвучия определяют тональность стиха (звуко-смысловую) аналогично основным музыкальным трезвучиям.

Возможно, что в некоторых случаях возникают опорные четырехзвучия.

2) Опорные трезвучия выделяются в стихотворении по аномально высокой частоте появлений. Интуитивно я умею эти трезвучия выделять, но не могу описать алгоритм. Бывает, что трезвучие составляется не из звуков, но из пучков родственных фонем. Скажем, одним из элементов трезвучия может быть пара «глухой/звонкий».

3) Тот факт, что данная тройка согласных является гармоническим трезвучием в русском языке, коррелирован с наличием достаточно большого количества русских слов с данным составом согласных в различные порядках с различными огласовками.

4) Опорное трезвучие стиха обычно легко обнаруживается в двух первых строчках, а затем оно модулируется в «смежные» тональности. Что значит «близость» тональностей (трезвучий) и существует ли такая категория? На плохих и неумелых стихах отчетливо видна именно отсутствие как определенных трезвучий, так и неоправданные диссонансы вроде модуляции из «с» в «ц» при сохранении остальных двух элементов трезвучия. Переход «с» — «ц», видимо, очень плох для русского стиха.

5) Опорное трезвучие «выводит на ключевые слова», а иногда дает эти слова в криптограмме. Иногда само трезвучие дается в явной лексической подаче, ср. Он, опыт из лепета лепит.

6) Но обычно трезвучие возникает «неназойливо». Мы о нем так же не думаем, читая стихи, как слушатель музыки не разгадывает тональность вещи. Рифма и ритм «подчеркнуты», даны «вовне», но глубинная гармония не в них. Гениальность строки Пастернака Кто-то вроде друга, вроде рока замечается из-за приглушенности гармонии Д/Т—Р—Г/К.

7) Несколько сложней обстоит дело в следующем отрывке из стихотворения В. Шаламова «Аввакум в Пустозерске» (из сб. «Дорога и судьба», М., 1967, стр. 81):

Наш спор — не церковный
О возрасте книг,

Наш спор — не духовный
О пользе вериг.
> Наш спор — о свободе,
О праве дышать,
О воле господней
Вязать и решать.

Здесь основное трезвучие первого четверостишия СПР («спор») естественно и постепенно («вериги» — как предполагаемый предмет спора фонетически вводят подлинный предмет этого спора — «право») переходит в ПРВ («право»), что и составляет смысловой и звуковой фокус стихотворения «о попранном праве», Но в этой модуляции четко различимо присутствие звука Д/Т. Присоединив его к основному трезвучию, мы обнаружим неявно содержащееся в звуковом массиве стиха слово «правда», которое и есть ключ к смыслу всего стихотворения.

Вот примерно все, что я могу сформулировать. В настоящее время я пытаюсь проанализировать с изложенных позиций ряд стихотворений русских поэтов.

Семиотика и информатика. Вып. 7. — М., 1976.