Варлам Шаламов

Олег Волков

[Внутренняя рецензия на «Очерки преступного мира» и «Рассказы ранние и поздние» для издательства «Советский писатель»]

Варлам Шаламов
— Очерки преступного мира.
— Рассказы ранние и поздние.
Машинопись, стр. 236.

Представленная В. Шаламовым рукопись распадается на две отличные, не связанные друг с другом части. Первая из них — «Очерки преступного мира» — (стр. 142) по жанру своему представляет социологический этюд, всестороннее исследование той общественной накипи, которую образуют деклассированные элементы, причисляющие себя к преступному миру, вторая состоит из полутора десятков коротеньких рассказов, написанных, очевидно, в разное время, отличных по теме и манере, однако объединенных единым чувством или устремлением автора.

Из отзыва о представленной рукописи следует с самого начала исключить разговор о литературной стороне очерков и рассказов: они написаны опытным и одаренным литератором, отличным слогом, четко и коротко. Автор не оставляет места для редакторской правки и тем более сокращений: всякая фраза доносит до читателя частицу мысли или чувства писателя, им самим устранены длинноты и второстепенности. Можно, не преувеличивая, сказать, что рассказы Шаламова написаны мастерски, по лаконичности своей и емкости сравнимы с лучшими классическими образцами.

«Очерки преступного мира» прежде всего свидетельствуют об исчерпывающем знакомстве автора с затронутой темой: они — результат тщательного и долголетнего изучения описываемой среды, плод глубоких раздумий и наблюдений. Им прослеживается процесс образования уголовного мира, его прочных традиций и понятий в его историческом аспекте. Автор анализирует формирование преступной психологии, вскрывает уходящие в далекое прошлое причины той устойчивости и живучести, какие обнаружил на протяжении истекших десятилетий мир преступников, устоявший в условиях обновленного общества и социальных сдвигов в стране в текущем веке. Особенно интересными и достоверными выглядят наблюдения автора, связанные с теми глубокими внутренними процессами, которые возникли в недрах преступного мира в связи с войной.

Заслуживает внимания мужественный и правдивый разговор автора об истоках легенды, приукрашивающей и окутывающей романтической дымкой нравы и мораль преступного мира. Ее тлетворное и развращающее влияние на умы и воображение неустойчивых подростков вскрыто с большой убеждающей силой: рассуждения автора подчинены строгой логике, правдивость приводимых примеров не вызывает сомнения.

В подтверждение высказанного мной мнения о всесторонности наблюдений автора и широты охваченного им круга вопросов я укажу хотя бы на страницы, рассказывающие о влиянии и роли искусства в среде уголовных преступников, на точные описания всевозможных обычаев, на подробные сведения о карточной игре, блатном языке и т.д.

Очерки В.Т. Шаламова, посвященные чрезвычайно важной проблеме, служат высокой и благородной цели: избавлению нашего общества от болезнетворного нароста, каким является преступный мир. Потому что познание — верное представление о природе зла, его формах, обличии и сущности — уже огромный шаг на пути борьбы с ним и нахождения правильных путей разрешения острой и тревожной проблемы существования такой вредной и опасной формации, как уголовный мир.

Таким образом опубликование очерков В. Шаламова представляется не только желательным, но явится общественно полезным делом. Их можно считать вполне готовыми для печати, за исключением допущенных автором повторений об отношении преступников к врачам (стр. 105–108), легко, само собой устранимых.

Указав выше на признаки, объединяющие рассказы сборника, я имел в виду прежде всего их гуманную суть: проступающее всюду сочувственное отношение автора ко всякому проявлению добрых человеческих чувств, к красоте, его нетерпимое отношение ко всему злому и уродливому.

Герои рассказов В. Шаламова очень часто люди трудной судьбы, но в них не умирают благородные человеческие чувства, мужество («Три смерти доктора Аустино»), способность любить и сочувствовать. Такие рассказы, как «Медведи», «Утка», «Белка» — проникнуты огромным сочувствием автора к живым тварям, которых человек зачастую бездумно и без нужды уничтожает. В других автор в аллегорической форме воспевает стойкость и благородство человеческого характера («Стланик», «По снегу»). Иногда в рассказе показаны условия и обстоятельства, способные извратить заложенную в человеке добрую суть («Геркулес») или сделать глухим к чужим невзгодам, черствым себялюбцем («Академик»).

Некоторые рассказы сборника были в разное время опубликованы в периодической печати («Алмазные ворота»[1], «Три смерти доктора Аустино», «Стланик» и некоторые другие), большинство представляется впервые. Объединение рассказов В. Шаламова в один сборник представляется давно назревшей необходимостью. Читателю известно это имя как поэта — автора двух поэтических сборников, по достоинству оцененных критикой, отозвавшейся на их опубликование рядом положительных отзывов. Пора ознакомить читателя и с Варламом Шаламовым — прозаиком-писателем вдумчивым и серьезным, много видевшим и сумевшим воплотить свой жизненный опыт и глубокие размышления в циклы коротеньких, художественных рассказов, полных лирических ощущений и щедрой мысли.

В коротеньком, одну страничку, рассказе «По снегу», напомнившем мне чем-то знаменитые «Огоньки» Kороленко, речь идет о том, что, прокладывая в снежной целине дорогу, надо, подвигаясь, не ступать по следу идущего впереди человека, а непременно стараться протоптать несколько места рядом с тем, которое умято им. Иначе говоря, каждый человек должен стремиться проложить свой собственный след, протоптать свой клочок целины. Этот рассказ мог бы послужить эпиграфом к сборнику Шаламова — этот писатель не идет проторенным путем, а прокладывает свой собственный, отличный и нелегкий, поскольку он не стремится к развлекательности, чужд всякого описательства, а серьезно, с чувством величайшей ответственности затрагивает сложные, порой трагические, грани человеческой жизни.

Талантливые, написанные на высоком художественном уровне, рассказы В. Шаламова безусловно заслуживают опубликования.

Ноябрь 1966 г.
Олег Волков <подпись>.
Рецензия публикуется по: РГАЛИ, ф. 1234, оп. 20, ед. хр. 1212, л. 1–4.

Рецензии

Олег Волков, [Внутренняя рецензия на «Колымские рассказы» для издательства «Советский писатель»]

Эльвира Мороз, [Внутренняя рецензия на «Колымские рассказы» для издательства «Советский писатель»]

Олег Михайлов, [Внутренняя рецензия на «Очерки преступного мира» и «Рассказы ранние и поздние» для издательства «Советский писатель»]

В. Солнцева, [Внутренняя рецензия на «Очерки преступного мира» и «Рассказы ранние и поздние» для издательства «Советский писатель»]

Юрий Лаптев, [Внутренняя рецензия на «Очерки преступного мира» и «Рассказы ранние и поздние» для издательства «Советский писатель»]

Шаламовский сборник. Вып. 5. Вологда — Новосибирск. 2017. С. 268–273.

Примечания

  • 1. Скорее всего, имеется в виду рассказ «Алмазная карта».