Варлам Шаламов

Ольга Ключарёва

Пермь-Красновишерск, 28-30 октября 2022 года

Пермь-Красновишерск, 28-30 октября 2022 года
Центральным событием большой программы, организованной музеем-заповедником «Пермь-36», стала VII Всероссийская конференция «Люди и стройки: социокультурный портрет эпохи первых пятилеток». Помимо этого, гости и участники смогли познакомиться с Пермским краем, побывать на территории Мемориального комплекса «Пермь-36», в музее и архивном отделе города Красновишерск, в Вишерском заповеднике. Личный взгляд на события и фотографии – от члена редакции Shalamov.ru, журналиста Ольги Ключарёвой.

От тридцать первого до двадцать второго
В той же точке

У подножия горы Ветлан, река Вишера. Фото Ольги Ключаревой

«В этом году небывалые грозы прошли у нас летом. Крыша от удара молнии загорелась, экран сгорел. Не сможем сейчас показать вам фильм», — говорит директор Вишерского заповедника Павел Николаевич Бахарев. Сегодня он вместе со своими сотрудниками знакомит большую группу приехавших сюда на несколько дней из самых разных городов, разных же людей, с экспозициями, чудесным зимним садом. Завтра повезёт нескольких из нас на своём небольшом, но полноприводном трудяге к подножию камня Ветлан. «Дорога военная!» — предупреждает.

Бахарев Павел Николаевич на берегу р. Вишера у г. Ветлан

С чего начинается место и как оно раскрывается для тебя? Всегда — по-разному. Вот для меня всё «время вспять» пошло с Ветлана. И небо поднялось нам навстречу. И ясная полоса света возникла на несколько минут. Можно думать о случае, можно принять за знак и привет. Что угодно.

У подножия горы Ветлан, река Вишера. Фото Ольги Ключаревой

Как начинается рассказ Варлама Шаламова «Алмазная карта»? Ну-ка, вспомним... Когда Павел Николаевич упомянул о грозе — не могу сказать, что вот тут же, врать не буду, но чуть после — вот: «В тридцать первом году на Вишере были часты грозы. Прямые короткие молнии рубили небо как мечи».

У подножия горы Ветлан, река Вишера. Фото Ольги Ключаревой

Меняется многое. Природа и само «быть» — всё те же...

Обзор выходит не вполне таковым. Хочется всё время возвращаться не только к событиям, но — к людям. Люди дополняли маршруты, делились тем, что знают и понимают о себе и своей работе, о крае, где живут, где многие из них родились и выросли. Так расширяется и география, и связи. Так возникает дружба. Вот звонок от Вячеслава Дегтярникова, заведующего отделом информационно-просветительской деятельности Музея-заповедника «Пермь-36», его предложение пройти вместе по Перми, тут же он накидывает варианты — куда могу заехать по пути из Ижевска, что увидеть. Дело прежде всего, при встрече обсуждаем события, но и та прогулка по улицам города не забудется.

Мемориальный комплекс «Пермь-36», силами сотрудников-энтузиастов, профессионалов дела поддерживающий статус не просто музея, но динамично развивающегося современного и перспективного дела — вот, как кажется, более или менее точное отражение сути места. Музей постоянно обновляет и экспозиции, и задачи. Самые разные варианты возможного присутствия там, отнюдь не статичные их формы — в приоритете.

Территория музея «Пермь-36»

Участников программы, которая была рассчитана на несколько дней и куда вошло посещение комплекса в черте деревни Кучино, всех его зон — «жилая», «рабочая», «особого режима», знакомят с экспозициями. Сергей Шевырин, заведующий научно-методическим отделом музея-заповедника, провёл большую экскурсию по выставкам «Мужество науки», «Жизнь вопреки», «Право дышать», «Я обязан Вам жизнью...», «Нас услышат», «Камни возопиют: по материалам экспедиции с участием скульптора Р.Б. Веденеева на Чукотку», «...за крупицы правды: к 50-летию Пермского дела» и другим.

Территория музея «Пермь-36»

Мемориальный комплекс "Пермь-36"
Деятельность команды музея в целом — это обновляющиеся выставки, стационарные и выездные экспозиции, сотрудничество с музеями по всей России, совместные проекты по направлениям и тематикам. Музей активно работает на своих площадках с молодыми художниками, актерами, привлекает большое количество волонтёров.

Чуть подробнее о некоторых выставках, осмотр которых вошёл в программу: «Мужество науки». В бывшем производственном здании колонии «Пермь-36» расположена выставка, посвящённая людям, которые, находясь в годы Великой Отечественной войны заключении, создавали образцы вооружения. Экспозиция рассказывает о судьбах четверых учёных — Михаиле Цирульникове, Давиде Гальперине, Александре Бакаеве, Сергее Лодкине, о делах, по которым их обвиняли и держали в заключении в «шарашках».

Выставка

Выставка

Выставка

«Жизнь вопреки». О том, как сложились судьбы нескольких людей из среды творческой интеллигенции в суровых условиях лесоповальных лагерей Молотовской области, на севере Пермского края. Балерина Екатерина Гейденрейх, поэт Михаил Танхилевич (более известный как Михаил Танич), архитектор Филипп Тольцинер и художник Константин Ротов.

Выставка

Выставка

«Переломаны буреломами». Одна из самых реалистичных и масштабных экспозиций музея. Наглядно, с помощью фотографий и экспонатов, рассказывается о труде заключенных, лесозаготовителей и лесосплавщиков в суровых условиях края.

Выставка «Переломаны буреломами»

«Право дышать». Внутреннее состояние заключённого - через предметы. Так определяют задачу экспозиции её создатели. Пространство, обустройство пространства, характерные вещи. Но — не только. Одним из средств преодоления безвыходности положения были у заключённых различные средства контакта с внешним миром и друг с другом, а также, насколько это было возможно в этих условиях, — творчество.

Выставка «Право дышать»

«Я обязан Вам жизнью...» В бывшем здании медсанчасти располагается выставка, которую сотрудники называют историко-литературным проектом, поскольку в центре внимания — не только исторические факты, но и литературная основа, фрагменты произведений Варлама Шаламова. Человек и врач Андрей Пантюхов, направивший Шаламова на фельдшерские курсы и тем самым спасший ему жизнь, — в центре внимания создателей экспозиции (куратор выставки – Ю.З. Кантор).

Выставка «Я обязан Вам жизнью...»

Выставка «Я обязан Вам жизнью...»

Новые материалы в коллекции музея. Фондохранилищем получены уникальные архивные материалы (20 000 единиц), переданные в музей общественным деятелем Владиславом Красновым, среди которых — письма, документы, иконы, другие предметы.

Участок особого режима. Андрей Котлячков, сотрудник музея, провёл экскурсию по музеефицированной зоне. Максимально строгое содержание, максимальная ограниченность и полная изоляция человека от жизни вне зоны. Содержание заключённых — исключительно в постоянно освещённых камерах. Срок приговора — десять лет. Выход на прогулку — в тесный дворик-коробку в два квадратных метра, под постоянным надзором. Это лишь беглый перечень условий зоны особого режима, созданной по личной инициативе Ю.В. Андропова в 1980 г., чтобы «ломать» политических заключенных.

«Особый режим» в музее «Пермь-36»

«Особый режим» в музее «Пермь-36»

С новым днём программы начинается не то чтобы главное, нет, это не вполне точно. Начинается — центральное. То самое — по нарастающей. Через Березники и Соликамск. Место, где располагалась пересыльная тюрьма, сейчас — вновь Свято-Троицкий мужской монастырь. На стене — памятная доска работы скульптора Рудольфа Веденеева, установлена в 2005 году. Рудольф Веденеев — личность для края и для музея-заповедника знакомая. Его сын, Артемий Веденеев, встретился с нами на одной из выставок.

Мемориальная доска В.Т. Шаламову в Соликамске работы Р.Веденеева

За короткое время — буквально пара десятков минут была — понять что-то о городе бывает трудно. Но есть в этом самом краю, в Пермском, что-то целое. Самодостаточность. И не имеет в виду и на своём пути этот край всякие лишние разговоры, просьбы, какой-то долгий диалог. Стоит и стоит. Приедешь — покажут. Дальше — сам. Раскроется перед тобой — твоя в этом заслуга почти полностью.

Соликамск

Монастырь сам — место хоть и намоленное, но ясно: помнит. Всё помнит. Что тут ещё говорить? Ехать надо.

Строения Соликамского мужского монастыря, где располагалась пересыльная тюрьма

Дальше направление — Красновишерск. Краеведческий музей, архивный отдел, и... народный театр. Вновь — отступление. Константин Александрович Остальцев 29 и 30 октября не только представил нам две большие экспозиции в музеях, не только провёл митинг памяти жертв репрессий, который состоялся в Сквере В.Т. Шаламова в городе. Был он ещё и среди участников спектакля «Я был готов жить» в народном театре. А на следующий день он вновь в своём более привычном статусе — автор одного из самых интересных докладов на конференции. На мой взгляд, столь органичный переход из одной ипостаси в иную, неожиданную — есть также продолжение хорошего стимула, некоего здорового «встречного ветра». Есть в этом что-то очень человечески подлинное. Константин Александрович — заведующий архивным отделом в Красновишерске.

К.А. Остальцев

29 октября в Сквере памяти политических репрессий, рядом с мемориалом Варлама Шаламова (работа скульптора Рудольфа Веденеева, памятник открыт в 2007 году) состоялся митинг памяти жертв политических репрессий. В нём приняли участие все, кто приехал в Красновишерск на конференцию.

Митинг — конечно, событие официальное. Но если вокруг события или дела собираются неслучайные люди, — это обретает иной смысл. Так происходило и здесь. И небанальные, а от сердца слова, которые были сказаны. И совсем, кажется, незначительный, проходной момент. Минут за десять до начала, когда в сквер стали собираться жители города, ко мне подошла школьная учительница. Сразу возник разговор. Она представилась, сказала, что всю жизнь прожила здесь и работала в школе, преподавала иностранные языки. Спросила обо мне. Всё очень быстро, просто, без всякого нажима. Очень быстро, через диалог, который и продолжался-то всего пару-тройку минут, установилась простая связь. Женщина знала, зачем и почему пришла сюда она, я знала также, зачем и почему здесь я. Об этом не говорилось — но было между нами.

В тот же день в филиале Красновишерского краеведческого музея, где располагается специальный отдел, посвящённый В.Т. Шаламову, и в Архивном отделе представлены были экспозиции, связанные с историей края, строительством Комбината, людьми, силами которых предприятие и город были установлены и существовали до недавних времен.

 Красновишерск, музей В.Т. Шаламова к

 Красновишерск, музей В.Т. Шаламова

К.А. Остальцев представлял обе экспозиции и, в частности, обратил внимание на уникальную коллекцию фотографий в высоком качестве и разрешении. Фото выполнены с негативов на стекле, что было средством и уникальным способом фиксирования процессов, связанных со строительством и деятельностью завода.

Красновишерск — город, по которому хочется идти. Идти пешком, долго... Такие города случаются в России. Их немного. Но не встречала ещё двух одинаковых. И выходя почти на окраину, к тому самому Комбинату, и возвращаясь в центр, проходя насквозь, к другой оконечности города, чувствуешь, что если и есть здесь категория времени, то она — вторична.

Красновишерск

Красновишерск

Красновишерск, северная точка Пермского края, конечно, теснейшим образом связан с присутствием и работой здесь заключённых. Их силами в 30-х годах построен был ЦБК - завод, комбинат, несмотря на нынешнее состояние (комбинат закрыт и постепенно разрушается), остающийся символом города и истории.

 Красновишерский целлюлозно-бумажный комбинат. Октябрь 2022 г.

Вишерский завод — отдельная тема! Фотографии отличного качества (всё те же сохранённые негативы на стекле, преобразованные в фотоотпечатки) — не только история, но совершенно живая хроника. Сейчас вот постояли, как попросил фотограф, а следующая секунда — и сойдут с места эти люди. Сегодня? Сегодня — почти действительно так и есть, как, пророчески, у Шаламова: «Тайга затянула остатки завода, и на обломанной трубе, как на вершине скалы, сидел бурый ястреб. <...> И нет цивилизации. И ястреб сидит на заводской трубе».

 Красновишерский целлюлозно-бумажный комбинат. Октябрь 2022 г.

30 октября состоялось главное событие программы, VII Всероссийская конференция «Люди и стройки: социокультурный портрет эпохи первых пятилеток». В фокусе внимания — эпоха установления программ, норм и правил, по которым в 1920-30-е годы шло развитие политики, экономики, строительства, культуры.

Обсуждение проблем велось по нескольким направлениям. Им же были посвящены и доклады. Среди тем:
— Экономика СССР в 1920-1930-е года. Система государственного планирования и вызовы индустриализации;
— Политический режим в Советском Союзе. Партийно-государственный контроль. Борьба за власть внутри ВКП(б);
— Формирование советского общества и его институтов. Социальная стратификация и мобильность населения;
— Идеология и культура «межвоенных" десятилетий: конкуренция дискурсов. Официальное и неофициальное в советской и духовной жизни. Индустриализация в искусстве и литературе;
— Репрессии 1920-1930-х гг. Роль заключённых в строительстве социализма. Экономика и антропология ГУЛАГа;
— «Кадры решают всё!»: человеческий фактор «сталинской» модернизации. Судьбы героев первых пятилеток и их современников.

Участники конференции

В рамках пленарного заседания состоялись доклады В.В. Есипова «Вишера в судьбе Варлама Шаламова», С.М. Соловьёва «Варлам Шаламов и противоречия советской индустриализации», М.В. Головизнина «Шаламов и левая оппозиция: по документам и антироману “Вишера”» и К.А. Остальцева «“Это своеобразный комбинат...”: Вишерский целлюлозно-бумажный завод в истории Красновишерского городского округа (на основании архивных документов архивного отдела администрации Красновишерского городского округа».

Работа продолжилась в секциях:
— Вызовы советской индустриализации: экономика и политика;
— Идеология и культура межвоенных десятилетий: конкуренция дискурсов;
— «Кадры решают всё»: советская модернизация в человеческом измерении.

По итогам конференции будет составлен и подготовлен к выходу сборник с текстами докладов.

На конференции прошёл показ документального фильма «Алмазная карта» режиссёра Вадима Ершова. Картина, участниками которой стали заведующий информационно-просветительским отделом музея «Пермь-36» Вячеслав Дегтярников и директор Вишерского заповедника Павел Бахарев, создана была в условиях экспедиции, в задачу которой входило пройти по местам «вишерского» периода В.Т. Шаламова. Надеемся, что эта работа будет показана на одном из центральных телеканалов.

Снова - о людях.

О директоре Вишерского заповедника Павле Николаевиче Бахареве мы сказали в самом начале очерка. Здесь лишь добавим, что он — тот самый человек своего места, времени, приложения души и сил. Татьяна Татаринова, его помощник, пишет и присылает фотографии: «Утреннее заповедное», «А это мы с директором меряем высоту медведя. Директор у меточного дерева медведя стоит».

 Бахарев Павел Николаевич у меточного дерева медведя

Наталья Юрьевна Семакова — человек, который может придумать дело, набросать концепцию, распределить задачи, позвонить всем, кто мог бы помочь, прямо здесь, пока вы разговариваете, за чашкой кофе. Всё происходит в течение пяти-десяти минут. И дальше, дальше. Человек очень светлый и общительный, она посвятит вас в курс всех текущих вопросов, расскажет обо всём, что происходит сейчас в музее-заповеднике «Пермь-36», непременно спросит, что вы обо всём этом думаете. А потом... Вы выйдете вместе с нею на крышу дома, где они работают, увидите весь город. Так возникают и знакомства, и дружба. Вот в том числе и за этим вы захотите приехать ещё не раз. И не раз помочь.

 Наталья Юрьевна Семакова

Едем от Ветлана в Красновишерск, всё по той же «военной» дороге. Справа — Вишера, и именно с пути, по которому движется автомобиль, хорошо видны ряжи — бревенчатые конструкции, укреплённые в воде. Предельно простую функцию они несли: с них тормозили и направляли в нужную сторону сваленный лес...