Варлам Шаламов

Исследования

Шаламов в школе

Исследовательские и методические материалы для школьных учителей и преподавателей вузов.


  • Евгения Абелюк «Смерть» и «воскресение» человека в «Колымских рассказах» В. Шаламова (2013)

  • «Жизнь в лагере очень часто приводит к духовной “смерти”, и человек перестает быть человеком. И даже когда писатель показывает тех, кто не “погиб” или же, почти “погибнув”, все же “воскресает” (шаламовское словечко), он все равно говорит нам: в лагере человек перестает быть собой. Для Шаламова это аксиома».


  • Лидия Хасанова Проза В. Т. Шаламова на уроках русской литературы в IX классе (2006)

  • «В XI классе, когда учащиеся знакомятся с новой прозой В.Т.Шаламова, в основе которой достоверность, документальность, страшная правда, рассматривать творчество писателя в данном аспекте весьма проблематично, прежде всего в силу психологических причин: каждый, кто впервые сталкивается с его произведениями, испытывает шок».


  • Ирина Чусова Шаламов в школе (1997)

  • «Разумеется, уровень первых научных работ неодинаков, но подкупает общее желание глубже проникнуть в художественный мир писателя. Примечательно, что старшеклассники уделяют особое внимание форме произведений. Владея уже некоторыми навыками литературоведческого исследования, они демонстрируют подчас острую наблюдательность».


  • Валентина Старкова «Меня помянут добрым словом...» (1997)

  • «В школьную программу тема "Жизнь и творчество В.Т. Шаламова" может быть внесена при рассмотре­нии современной русской литературы, связанной с ла­герной тематикой. Некоторые учителя изучают эту тему вместо творчества А. Солженицына, отводят на нее 4—5 уроков».


  • Дмитрий Неустроев Творчество В.Т. Шаламова в современной школе

  • «Без поэзии Шаламова нельзя представить поэтические скрижали ХХ века, недаром шаламовские стихотворения включаются в многочисленные антологии и сборники; статьи о писателе помещаются в различные энциклопедии, словари и справочники. Надо надеяться, что предпринятое нами впервые в шаламоведении и методике преподавания литературы и представленное в настоящей статье обобщение опыта школьного изучения и преподавания творчества Шаламова будет способствовать повышению читательского, учебного и научного интереса к произведениям писателя, а также включению его поэтических творений в школьный курс литературы и выделению часов для монографического изучения его творчества (как прозаического, так и поэтического)».