Варлам Шаламов

Шаламов с вологодским «размахом»

Театральную Вологду трудно упрекнуть в отсутствии внимания к произведениям своего великого земляка. С благодарностью вспоминаю В.Трущенко и В.Емельянова, которые еше в 1990-е годы делали интересные попытки воплощения Шаламова на сцене. Но из всех спектаклей стали репертуарными и играются в городе до сих пор (правда, время от времени, «по заявкам зрителей») только два — «Отче наш» в камерном театре (реж. Я.Рубин) и «Четвертая Вологда» (антреприза В.Чубенко и В.Сергеева). Поэтому любой третий заведомо интригует.

По словам молодого актера областного драматического театра Евгения Галанцева, свой моноспектакль по «Колымским рассказам» он задумал еще два года назад и постепенно шел к цели, выстраивая драматургическую линию из рассказов и стихов. Спектакль он намеревался показать как самостоятельную работу на маленькой сцене Дома актера, с минимумом декораций. Но в определенный момент в дело вмешались более старшие и мудрые товарищи из руководства театра: «Шаламовская тема должна быть на нашей сцене, в нашем репертуаре! А довести спектакль до уровня мы тебе поможем!»

Стоит заметить, что вологодский областной театр в связи со сменой худрука переживает сейчас не лучшие времена, и желание привлечь публику новым названием понятно. Пусть не на главной, а на малой камерной сцене — все равно неординарное событие, почти сенсация.

Что же получилось на самом деле?

Евгений Галанцев играет с полной отдачей, искренне, по максимуму используя то важное преимущество, что внешне он очень похож на молодого Шаламова. И если бы на сцене «Колымского дневника» (так называется инсценировка) не было декорации, то можно было бы говорить о действительно интересном, самостоятельном и выстраданном моноспектакле. Но именно декорация, придуманная «старшими и мудрыми товарищами» (а конкретно — режиссером С.Закутиным), свидетельствует, что в своем стремлении сделать спектакль «более социально значимым» они явно перегнули палку. Судите сами: все действие происходит на фоне дощатого задника с контурами карты Советского Союза, оплетенного колючей проволокой…Этот «политический размах» невольно заставляет вспомнить небезызвестного Огурцова из «Карнавальной ночи», который сильно хотел всему искреннему и лирическому придать «сурьёзный характер».

Будучи приглашен на генеральную репетицию спектакля, я позволил себе высказать замечание по этому поводу: «У самого Шаламова и в помине не было претензий на подобный политический размах – он писал только о Колыме в ее конкретный, самый страшный период, и ради исторической правды следовало бы выломать на заднике контуры всего СССР и оставить лишь три «восточные» доски, охватывающие территорию Дальстроя». Кстати, такой сценографический ход был бы не только правдивее — он бы соответствовал и вкусам самого Шаламова, который ценил в искусстве больше всего авангард, т.е. ассиметрию.

Увы, наши доморощенные Немировичи-Данченки свысока махнули на меня рукой, и спектакль пошел на публику без каких-либо изменений — с той же декорацией, с той же музыкальной интродукцией из бодрых советских песен 1930-х (излюбленный прием капустников и КВН) да еще с похабными блатными частушками для «оживляжа». Непритязательно, зато «прогрессивно» и «либерально», почти, как в Москве (а также и на Западе, где многие до сих пор считают, что «концлагерем был весь Советский Союз» — см. мою недавнюю статью.