Варлам Шаламов

Фестиваль «Четвертая Вологда»: общий взгляд

Начиная с 1991 года, в Вологде летом традиционно проводятся Шаламовские чтения, а в 2015 году они переросли в форму многожанрового фестиваля-биеннале «Четвертая Вологда». 18 июня завершился очередной фестиваль, продолжавшийся четыре дня.

Георгий Демидов

Событийный ряд, внутри которого мы оказываемся, случается, дает нам хорошие поводы отследить и понять не только, собственно, происходящее на глазах, но и – шире – поводы для оценки процессов в самых разных сферах. Например, в сферах и средах городских. В театре. В том, что сегодня знают и думают художники. Куда и как движется сам наш день. В чем мысль и смысл этого нашего дня…

Хотел бы кто того или нет, но значение – далеко не в количестве замечательно придуманного и состоявшегося. Значение события – в том, стало ли оно действительно событием в контексте. Да и в чем контекст – об этом также интересно подумать.

На наш взгляд, и теперь, в эти вологодские дни, шаламовское начало, которое, как кажется, должно было бы пройти сквозной линией через всю программу, то уходило на задний план и нивелировалось, то проявлялось своим должным и главным образом. И это неслучайно: В.Т. Шаламов еще ожидает своего истинного часа. Большое пока на расстояньи не видится или видится смутно.

В силу общих задач и малости места, здесь – краткий обзор и даже перечень. Дальше, в следующих публикациях, будут детали.

Одним из центральных, мощных и являющих интересные перспективы событий стал спектакль Красновишерского Народного театра «Успех» «Я был готов жить!» (режиссер Светлана Клементьева). Спектакль с огромным успехом прошел на сцене Камерного театра. Мы были на премьере в Красновишерске, писали о спектакле, были инициаторами приезда Театра в Вологду и очень рады, что все состоялось.

После спектакля Народного театра «Успех» «Я был готов жить!» (режиссер Светлана Клементьева)

Безусловно, в ряду первых среди первых – и выставка «Вологодский круг Шаламова» в Шаламовском доме, о которой непременно расскажем отдельно, и несколько экскурсий «Вологда минус век» по городу в сопровождении научного сотрудника Шаламовского дома Андрея Таюшева, и мы покажем подборку по этим уникальным экскурсиям.

Литературное направление фестиваля – одно из самых перспективных, что уже доказано на примере встречи «Поэтическая перекличка, поэты 1920-х и 2020-х» с поэтами Павлом Тимофеевым, Натой Сучковой, Андреем Таюшевым. Важную деталь подметил Андрей Таюшев, ведущий встречи: никакого кризиса жанра нет, нужно лишь читать современных поэтов. Необходимо, как нам кажется, продолжать приглашать их на фестиваль.

Исследовательская и научная составляющие были представлены на Круглом столе «Для чего мы читаем и изучаем Шаламова» и на Шаламовской встрече, где прозвучало немало очень интересных сообщений.

Валерий Есипов читает лекцию «Любовь в жизни Шаламова»

Особое место среди камерных и негромких историй совершенно закономерно заняла лекция В.В. Есипова «Любовь в жизни Шаламова».

Концерт Владимира Сергеева «Тебя я слышу, сердце!» – это и слово, и человек, и, как это всегда бывает во время выступлений Владимира, та самая искомая верность шаламовской интонации.

Среди участников и гостей фестиваля (представлявших Москву, С.-Петербург, Ростов-на-Дону и другие города России) совершенно неслучайно оказалась американский филолог Лариса Глэд. Она вдова известного слависта Джона Глэда, первого переводчика «Колымских рассказов» на английский язык и уже бывала в Вологде. Ее участие в фестивале лишний раз подчеркивает, что для тех, кто любит русскую литературу, не существует границ.

Тема театра, получившая в этом году во время шаламовских дней сильный импульс, явила себя – через тернии, недостатки и объективные сложности, но, тем не менее, в достаточно ясном звучании – и в спектакле «Колымские рассказы» Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета (исполнитель – Марк Овчинников, режиссер – Максим Фомин), и в моноспектакле Яны Лихотиной «Поэт» в постановке Анны Ивановой, и в очень интересной работе филолога Елизаветы Запорожской и режиссера Сергея Костылева по мотивам дневниковых записей одноклассницы Натальи Шаламовой Лизы Измайловой, и в обеих работах Елены Омелиной и Александры Катковой – камерных спектаклях «Память дома» и «Я вышел из снега…»

Через спектакли можно, прежде всего, оценить степень необходимой, когда имеем дело с текстами Шаламова, погруженности исполнителя в материал. Отзывается ли текст? Проявляется ли и он, и то, что далеко за ним, через артиста, и явлено ли через спектакль смысловое назначение артиста – пока вопрос. Лишь красновишерцы сумели доказать то, что утверждаем мы сейчас, в этой своей мысли! Однако заслуживает уважения качество, которое присуще абсолютно всем участникам-актерам: безоглядная смелость, с которой они взялись за тексты, и та смелость, с которой они – все с разным опытом и с разной степенью профессионализма – выходят к зрителю. Попытка высказывания шаламовских тем в публичном поле, через театр – отличный в этом смысле зачин.

Время, эпоха, люди. Через события камерные в Вологде это было слышно лучше всего. Лекции историка театра Бориса Ильина «Вологодский театр в 1920-е годы. «Смотрю «Эрнани» в снежной Вологде…», искусствоведа Екатерины Коноваловой "История одного портрета. Борис Биргер. Портрет Шаламова. 1967».

Подробности фестиваля – в следующих публикациях

Фотогалерея события

Ольга Ключарева