Варлам Шаламов

Создание виртуального архива Варлама Шаламова

сентябрь 2011 - ноябрь 2011

В сентябре 2011 года на XXIV Московской международной книжной выставке-ярмарке, проходившей на ВВЦ с (7—12 сентября 2011 г.), а затем на конференции «Актуальные проблемы источниковедения в текстологии в контексте современных информационных технологий. К 100-летию со дня основания Государственного музея Л.Н. Толстого (1911 — 2011)», состоявшейся 16-18 ноября 2011 г. редактором сайта Shalamov.ru Сергеем Соловьёвым был представлен проект по созданию виртуального архива Варлама Тихоновича Шаламова. Этот проект получил в начале 2011 года поддержку Российского гуманитарного научного фонда и начал осуществляться в 2011 году Российским государственным архивом литературы и искусства и коллективом сайта Shalamov.ru. В течение трёх лет в рамках данного проекта предполагается оцифровать несколько тысяч страниц рукописей, среди которых — рукописи первого цикла «Колымских рассказов», поэтических «Колымских тетрадей», повестей «Четвёртая Вологда» и «Раскольников», некоторые записные книжки.

С момента передачи архива Шаламова в РГАЛИ им занималась И.П. Сиротинская — архивист-профессионал, долгое время работавшая заместителем директора РГАЛИ. Её усилиями архив был собран, сохранен и приведен в порядок, но следует отметить, что он включает не всё написанное Шаламовым. Какое-то количество документов, писем, возможно, рукописей произведений рассеяно по частным собраниям, какая-то часть документов, возможно, была похищена сотрудниками КГБ в ходе незаконных обысков, которые проводились на квартире писателя, находившегося под негласным наблюдением.

Если архив замечательным образом систематизирован, то состояние рукописей внушает серьезные опасения. Шаламов писал в дешевых школьных тетрадях из 12 листов, или в общих тетрадях, реже — на отдельных листах. Бумага плохая, особенно в тетрадях 50-х годов, ломкая, легко крошится. И важнейшая задача оцифровки шаламовского архива — это сохранение рукописей, состояние которых отнюдь не улучшается, а возможность реставрации сомнительна как по техническим причинам, так и из-за крайней дороговизны необходимых процедур.

Большую часть своих произведений Шаламов записывал в теради простым карандашом. Черновики первых рассказов выполнены синим карандашом, например, черновик рассказа «На представку», открывающего первый цикл «Колымских рассказов». Затем Шаламов переписывал рассказы набело — в 50-е годы чернилами, однако вскоре – также простым карандашом.

Для исследователей это пристрастие Шаламова к «торопливому карандашу» — серьёзная проблема. Карандаш начинает осыпаться и расплываться, и некоторые пометки прочитать уже сейчас крайне трудно. Оцифровка архива — единственный способ сохранить эти рукописи Шаламова для исследователей, так как и постоянная работа с рукописями, и время, не способствуют сохранности оригиналов рукописей.

Но помимо задач сохранения архива есть и собственно текстологические задачи, которые может помочь решить виртуальный архив. В проект входит создание модуля сопоставления рукописи и печатного текста, который, с одной стороны, предоставит исследователю больше возможностей для работы, а с другой — позволит начать исправления многочисленных — увы! — опечаток и ошибок в опубликованных произведениях. Результат этой работы будет выложен в открытый доступ на сайтах РГАЛИ и Shalamov.ru — в первую очередь, это касается черновых и беловых рукописей первого цикла «Колымских рассказов».

Ещё одна проблема, возникающая при работе с рукописями — трудность распознавания почерка. Шаламов страдал болезнью Меньера с детства, эта болезнь, обостренная Колымой, приводит к раскоординации движений. Затем к этому добавилась постепенная потеря зрения. 17 лет заключения на Колыме, тяжелые работы в золотом забое также здоровья не добавляли, и со временем почерк Шаламова все менее и менее разборчив, особенно когда в его руках неочиненный карандаш. Цифровые копии и здесь могут помочь в крайне трудоемком деле расшифровки. Особенно тяжело читаются записи Шаламова 70-х годов, даже чистовые, например, рукопись поздней повести Шаламова — «Раскольников».

Важный аспект проекта создания виртуального архива – это работа с неопубликованными рукописями, которых в архиве Шаламова в РГАЛИ немало, причем среди них встречаются и законченные произведения. Так, только в этом году в очередном «Шаламовском сборнике» был опубликован рассказ «У Флора и Лавра», обнаруженный в архиве.

Отдельная тема в изучении шаламовского наследия — это поэзия, до сих пор, по авторитетному мнению знаменитого лингвиста и семиотика Вяч.Вс. Иванова, неоцененная. В записных книжках писателя есть немало неопубликованных до сих пор стихотворений, в том числе из-за тяжести расшифровки почерка. Ещё одна задача, которую в перспективе должен будет решить виртуальный архив — это сопоставление поэтических рукописей, текстов пяти опубликованных в советское время сборников Шаламова, подвергавшихся цензурной и вкусовой правке редакторов, и полной посмертной публикации. Такая работа позволит наглядно выявить лакуны в прижизненных публикациях, способствовать установлению причин этой правки, а также устранить возможные разночтения и ошибки в позднейших изданиях.

Записные книжки Шаламова можно назвать творческой лабораторией писателя и поэта, и они нуждаются в полноценной научной публикации — на сегодня они опубликованы фрагментарно, практичеки без комментариев, значительная часть страниц не расшифрована или расшифрована не полностью. И.П. Сиротинская, столь много сделавшая для того, чтобы наследие Шаламова было известно читателю, для первых публикаций записных книжек отбирала те фрагменты, которые легче было прочесть и которые, с её точки зрения, были принципиально важны для понимания Шаламова-писателя и Шаламова-человека. Она торопилась, рассчитывая только на свои силы. И задача участников проекта — продолжить её работу на новом этапе.

Создание виртуального архива Шаламова позволит стимулировать и издательскую, и научную деятельность вокруг наследия Шаламова, которое, как показано в этом кратком обзоре, представляет собой огромный айсберг, в котором известна и изучена только надводная часть.

Проект реализуется при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-04-12055в