Варлам Шаламов

Сумбур вместо почтения

Марья Антоновна. Ах!
Хлестаков. Отчего вы так испугались, сударыня?
Н.В. Гоголь, «Ревизор».

Бессмертного Гоголя на шаламовском фестивале пришлось вспоминать не единожды: немало, увы, здесь было явлено типов и архетипов, запечатленных великим сатириком. Особенно среди гостей. Один знаменитый гость, как Подколесин, едва не выпрыгнул в окно, испугавшись критического обсуждения своего фальшивого киноэпоса о Шаламове. А может, гость сильно спешил к своей драгоценной недвижимости, приобретенной недавно в Вологодской области? Другая знаменитость мужского рода попала в неловкую ситуацию на сцене театра, когда ее публично обнесли большим букетом с цветами (букет, согласно ритуалу, надлежало сначала передать начальству, что четко выполнила на глазах изумленного артиста дисциплинированая вологодская девушка)...

Все это — из той сферы комического, которая нередко сопровождает соприкосновение столичной и провинциальной культур. Вологжанам к подобному не привыкать - они терпеливы и чувством юмора совсем не обделены.

Но явление «столичных штучек» в лице двух экзальтированных дам на шаламовской научной конференции 19-20 июня оказалось все же из ряда вон выходящим. Эти дамы - Капитолина Антоновна Кокшенева и Лидия Андреевна Сычева, представляющие женскую ветвь современного патриотического направления (в лице интернет- портала «Молоко» и прочих изданий), явились на конференцию, как оказалось, в роли... ревизоров-контролеров. И очень напоминали собой пару героинь гоголевского «Ревизора». Напомним об этих героинях в их характеристиках, которые им дают в Интернете:

«Анна Андреевна - жена городничего, завидная женщина, знатная, вальяжная, вполне любопытная и очень нетерпеливая. Она не успокоится до тех пор, пока не узнает то, что её интересует. Всегда думает, что права, и не любит, чтобы с ней спорили. Считает, что все её окружающие - глупые и непонятливые люди.

Марья Антоновна- ее дочь, девушка 18 лет, воспитывалась в строгости...»

Понятно, что в наших уважаемых дамах эти черты перемешаны. Но одна из них столь вызывающе вела себя на конференции и столь преуспела в желании сообщить почтенному научному собранию скандальный дух, что ее пришлось корректно удалить из зала. Этого она, видимо, изначально и желала, дабы иметь основание выплеснуть скандал в прессу. Что и последовало на днях в весьма специфических изданиях «Завтра» и газете «Культура».

Обе статьи подписаны милейшей Лидией Андреевной, но нетрудно понять, что к ним приложила свою жесткую руку и милейшая во всех отношениях Капитолина Антоновна.

Это особенно заметно по подзаголовку «Чем прирастёт городская культура, проводя такой фестиваль?» Ведь Капитолина Антоновна давно уже, проживая в столице и не имея никаких корней в Вологде, непонятно почему взяла на себя миссию некоей усердной попечительницы вологодской культуры. И потому к шаламовскому фестивалю, возникшему без ее попечения, отнеслась, как можно понять, крайне ревниво.

Но мы вынуждены ее (и ее соратницу) остеречь от этой горячей, экзальтированной ревности: вологодская культура не нуждается в сторонних ревизорах — она развивается сугубо самостоятельно и органично. И не надо наводить тень на шаламовский фестиваль— при всех проблемах он получился вполне содержательным и преисполненным огромного уважения к великому писателю (и был бы еще лучше, если бы вологодское начальство не заискивало перед разного рода «столичными штучками»).

Что касается сумбурной статьи, сочиненной патритическим дамским дуэтом, то она не выдерживает никакой критики, а по части невежественных суждений о Шаламове может вполне сравниться с известными злопыхательствами Ю. Полякова.

Бредовый (да и неграмотный) смысл этой статьи лучше всего раскрывает фраза:

«Ребенком Варлам начал писать стихи. Вологду он в них, кстати, не воспел – с детства честность была его главным кредо...» (Как понимать эту стилистическую абракадабру!?)

Заметим, что сборник стихов Шаламова, посвященных Вологде и написанных в разные годы (включая колымские), вышел накануне фестиваля и до сих пор имеется в Шаламовском доме.

Яков Вологжанин