Варлам Шаламов

В издательстве «Лимбус Пресс» вышел сборник статей Шаламова «Всё или ничего. Эссе о поэзии и прозе»

19 мая 2016

Всё или ничего. Эссе о поэзии и прозе.

Шаламов В.Т. Всё или ничего: Эссе о поэзии и прозе. — Лимбус Пресс, ООО «Издательство К.Тублина», 2016. — 522 с.

Из предисловия Сергея Соловьёва:

Сейчас кажется очевидным, что проза Шаламова, равно как и его критические и литературоведческие статьи, не могла увидеть свет даже в период «оттепели». Но Шаламов наивно верил в возможность опубликовать те или иные свои произведения. Не «Колымские рассказы» — так другое. Он в разное время готовит для публикации «Очерки преступного мира», воспоминания «Двадцатые годы», очерк «Раскольников», статьи о литературе и рецензии. Некоторые — наименее резкие — тексты даже доходили до стадии корректуры, как открывающая этот сборник статья «Болезни языка и их лечение». Но ничего из перечисленного не попало в печать. Из многочисленных статей о литературе до читатели дошли две: в 1963 г. вышло небольшое исследование «Работа Бунина над переводом “Песни о Гайавате”», а в 1976 г. в сборнике «Семиотика и информатика» стараниями Юлия Шрейдера была опубликована теоретическая статья «Звуковой повтор — поиск смысла», но она, по сути, осталась незамеченной. А в этой статье Шаламов выступал в роли прямого продолжателя формалистов, находок О.Брика и Р.Якобсона, его концепцию уже в наши дни высоко оценил академик Вячеслав Всеволодович Иванов.

В послелагерной литературной деятельности Шаламов последовательно выступает как просветитель. Многие знавшие его рассказывают, что именно от Шаламова они едва ли не впервые узнавали о поэтах-символистах, Хлебникове, Кузмине, «Синей блузе», народовольцах и эсерах. В статьях о литературе, которые читатель найдет в этом сборнике, помимо изложения своих взглядов, Шаламов в самом прямом смысле слова просвещает читателя, рассказывая ему о забытых и полузабытых авторах, показывая их истинное значение для русской и мировой культуры и возвращая незаслуженно вычеркнутые имена в современный контекст. Это и очерк о Воронском, и критика воспоминаний Эренбурга о Пастернаке, и потрясшее присутствовавших выступление на вечере памяти Мандельштама в 1965 году, и тончайший сравнительный анализ стихотворений, скажем, Бальмонта и Межирова, Евтушенко и Маяковского. В статьях и эссе Шаламов предстает как теоретик литературы, как пристрастный критик и как мемуарист, но в каждой из этих ипостасей он просветитель. «Восстановить связь времен» — вот его цель, не менее важная, чем создание свидетельства о колымских лагерях. Более того — эти цели для него неразделимы. И хотя со времени написания статей прошло уже полвека, приходится признать их чрезвычайную актуальность. Связь времен, очевидно, не восстановлена до сих пор.

Шаламов не раз повторяет мысль, которая может показаться архаичной и странной читателю, воспитанному на модернистской и постмодернистской литературе: «Писатель — судья времени». Цель искусства, цель поэзии, по Шаламову, — улучшение человечества. Шаламов вслед за народовольцами, считал для себя обязательным принцип «совпадения слова и дела». Право на нравственный суд писатель получает только ценой собственной крови. Но даже кровь не отменяет требований найти форму, и именно сама эта художественная форма как раз и требует исключить из нее дидактику и назидательность: «Истинное произведение искусства, способное улучшить человеческую породу, незримым и сложным способом может быть создано чаще всего не на путях дидактических» («Таблица умножения для молодых поэтов»).

Сергей Соловьёв
Рецензия на сборник Шаламова «Всё или ничего. Эссе о поэзии и прозе» с сайта Arzamas, обзор «5 новых книг о литературе» от 5.04.2016