Записные книжки 1954—1955гг.
ед. хр. 14, оп. 3
Общая тетрадь в коричневом переплете, заполненная еще в
Калининской обл., до реабилитации и возвращения в Москву. На обложке надпись: «1954—1955». В ней записаны стихотворения «Инструмент», «Нынче я пораньше лягу...», «Кто мы? Служители созвучья...», «Велики ручья утраты...», «Жил был», «Мы Родине служим...».Один из героев Мопассана упрекал Господа Бога в натурализме.
Зеркала не хранят воспоминаний. Что видели они?
Русская история двух веков. Где памятники, как люди, прятались в бомбоубежища во время войны.
Мы всегда с побежденными, в этом наша сила.
Март. Юбилей Сервантеса. По газетам и журналам — не Сервантес, а Санчо Панса — главный герой романа. Ветряные мельницы — реальный образ. А Дон Кихот — юмористический образ, показывающий, как смешно бороться с реальной жизнью чудаку. Вечное — брошено в сторону, Великое воспитательное значение — столкновение идеального и реального — вовсе не упомянуто даже.
Подлинный художник не хозяин своих героев. Если они сотворены живыми, они будут жить так, как хотят они, а не так, как хотел бы, может быть, художник.
Белинский не литературный критик, им не был и Чернышевский, и Добролюбов, и Писарев. Перу публициста было легче в литературных вопросах, и времени обязаны мы тем, что они остались в истории как критики литературные. Чернышевский и за роман брался, не имея крупного литературного таланта.
По возвращении он увидел, что перчатки и ботинки пришлось покупать на номер больше, а фуражку — на номер меньше.
Тебя никогда не били, это здорово проясняет мозги.
Ассонанс — это рифма, которую повторяет глухой.
Одиночество звуковое и одиночество зрительное. Человек знает, что его никто не видит, но его слышат, и он не
одинок вполне, или знает, что его никто не слышит, и боится только чьего-либо глаза. Одиночество осязания.Колоссальное, проникающее все тело удовольствие одиночества в полупустом вагоне Москва — Ленинград.
Да, ты говоришь, как вождь, т. е. вождь может сказать любую нелепость, на которую никто не осмелится возразить.
О льве: у него износились зубы, он скоро начнет умерщвлять людей.
Литература воспринимает идеи у общества и возвращает ему улучшенными или доведенными до абсурда.
Страсть равенства — единственная, которая не может дойти до излишества (Мабли)[1] .
У Толстого не природа отражает настроения людей, а другие люди кажутся зеркалом собственного внутреннего состояния (Левин в заседании и другие).
Пять чувств поэта:
зрение — полуслепой,
слух — оглохший от прикладов,
осязание — отмороженные руки нечувствительные,
обоняние — простужен,
вкус — только горячее и холодное.
Где же тут говорить о тонкости. Но есть шестое чувство — творческой догадки.
Бертольт Брехт («Литературная газета» от 26 мая 1955 года). В театре «Берлинского ансамбля»: «Между прочим, в качестве временной меры мы отказались от пьес в прозе, потому что в стихотворной форме легче уберечься от соблазнов натурализма».
Это — правильно.
В пьесе нет правды. Это самая крупная ошибка, которую я в ней заметил,
(Мультатули)[2] .
Энциклопедические словари и справочники удлиняют нам жизнь.
Что было раньше — рифма или ассонанс (аллитерация). Раньше
был ассонанс (саги, записаны в VII веке, в народном творчестве).Реформа замены рифмой ассонанса принадлежит Отфриду (середина IX века)[3] , немецкому монаху Вейсенбургского монастыря, им писались молитвы, псалмы, а после него и светская лирика стала рифмованной.
Лирика рождена в Средние века, в рыцарские. Эстетические идеалы поставили впервые только в Средние века. Психологизм и личность заявляют свои права только в Средние века.
1. Утверждение чисто светского жизнерадостного идеала.
2. Пробуждение интереса к краскам и формам внешнего мира.
3. Процесс душевных переживаний.
4. Возникновение сознательной культуры художественного слова.
Не надо также забывать, что провансальская лирика — трубадуры были учителями Данте. Из ее форм родились Петрарка, Ронсар, Шекспир.
Глаза у Александра Македонского были разные: один — голубой, другой — черный.
Две рубашки Александру подарила фея, одна защищала от жары и холода, другая — от ран.
За круглым столом
Король Артур велел сделать в своем дворце круглый стол, где не было ни худших, ни лучших, где все были равны.
Данте не рифмовал слова «Христос» и в «Аду» даже не упоминал.
Ты лжешь, мой глаз.
Гельмгольц[4] : «Наши ощущения — знаки, по которым человек выучился читать. Они составляют тот язык, на котором внешние предметы говорят с человеком. Всякий человек должен путем упражнения и опыта понимать этот язык, как он научился понимать свой родной язык».
Диалектика, по сути дела, это та же прагматика.
Доказательства в спорных случаях ищутся чаще всего не в
естествознании и развитии науки, а в развитии общественных систем.Неру[5] написал историю Индии в тюрьме.
Чернышевский написал «Что делать?» в тюрьме. Генри стал писателем в тюрьме. Достоевский написал «Записки...» в тюрьме.
Только в советских тюрьмах не написано никаких художественных, литературных работ.
Ньютон: «При изучении наук задачи полезнее правил».
Тонкость вычислений не может превосходить точность измерений.
Ганди[6] : «Цель не оправдывает средства. Думая о цели, думайте о средствах».
Несвоевременные мысли
Процент семейного счастья выше в так называемых браках по расчету, чем в браках по любви.
Каждый мужчина в глубине души мечтает о женщине, которая бы с ним спала, рожала ему детей, варила ему щи и меньше рассуждала о гражданских материях.
Кокетливый Макаренко[7] — литератор, а не педагог. С 90% его трудкоммунаров я встречался на Севере, «жульническая кровь» неистребима.
Физический труд не гордость и не слава, а проклятие людей.
Нигде не прививается так ненависть к физическому труду, как в трудовом лагере. Начальство хорошо знает, что говорит, когда грозит проштрафившимся подчиненным: «В забой пошлю».
«Он есть истинный представитель полупросвещения. Невежественное презрение ко всему прошедшему; слабоумное изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частные поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему, — вот что мы видим в Радищеве».
Пушкин о Радищеве[8] .
Добролюбов разобрался в Пушкине очень хорошо и, отдавая ему должное как поэту, не высокого мнения о нем как об общественном деятеле.
Примечания
- 1. Мабли Габриэль Бонноде( 1709—1785) — французский коммунист-утопист.
- 2. Мультатули (Эдуард Дауэс Деккер) (1820—1987) — нидерландский писатель антиколониального направления.
- 3. Отфрид Вейсенбургский — автор поэтической «евангельской гармонии», т. е. соединения четырех Евангелий в один связный текст.
Около 868 окончил в Вейсенбургском монастыре свою поэму. Впервые ввел рифму вместо аллитерации под влиянием латинской поэзии, ритм также строже им соблюдался. - 4. Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд (1821—1894)— автор фундаментальных работ по физике, биофизике, психологии.
- 5. Неру Джавахарлал (1889—1964) — премьер-министр и министр иностранных дел Республики Индия с 1947. Сподвижник Ганди.
- 6. Ганди Мохандас Карамчанд (1869—1948) — идеолог и один из лидеров индийского национально-освободительного движения
- 7. Макаренко Антон Семенович (1888—1939) — педагог и писатель, теоретик и практик перевоспитания детей-правонарушителей. «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938) и др.
- 8. Пушкин А. С. «Александр Радищев», Собр. соч., изд. АН ССР, 1949, т. XII, с. 36.
Все права на распространение и использование произведений Варлама Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта shalamov.ru. Использование материалов возможно только при согласовании с редакцией ed@shalamov.ru. Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.