Варлам Шаламов

Полина Новикова

«Пространство смерти» в европейской литературе XX века: И.Шмелев, Б.Виан, В.Шаламов, А.Солженицын, Ф.Ксенакис

Новикова, Полина Александровна. «Пространство смерти» в европейской литературе XX века: И. Шмелев, Б. Виан, В. Шаламов, А. Солженицын, Ф. Ксенакис: Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01, 10.01.03. Самара, 2005. Научный руководитель - доктор филологических наук Аркадий Львович Гринштейн. Дата защиты диссертации: 21 февраля 2005 г.

В своей диссертации П.А. Новикова стремится исследовать особый тип пространства в русской и западноевропейской литературе XX века, основой которого является смерть как пространственная доминанта. Обобщая работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам пространства и смерти в литературе XX века, она выявляет параметры модели «пространства смерти» как особого типа пространства, в котором смерть становится пространственной и одновременно определяет сам характер художественного пространства.

Построенная модель может по-разному реализовывать себя в тех или иных произведениях мировой литературы. В частности, на основе модели «пространства смерти» автор диссертации анализирует пространственную организацию произведений «лагерной прозы» («Колымские рассказы» В.Шаламова и повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»), сопоставляет изображение лагеря в русской «лагерной прозе» и в рассказе Ф. Ксенакис «Она сказала бы ему на острове». Применение модели пространства смерти для описания художественного мира литературного произведения позволяет выявить общие черты русской и западноевропейской литературы XX века и дает возможность сопоставить произведения авторов, принадлежащих различным культурам.

Исследователь утверждает, что художественное пространство и «Колымских рассказов» В. Шаламова, и повести А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» обладает общими чертами: оно состоит из нескольких уровней, при этом основой ключевого уровня («пространства смерти») выступает смерть. «Колымские рассказы» в данном аспекте рассмотрены в 3 главе диссертации - «Пространство смерти в русской литературе ХХ века», в параграфе втором.