Варлам Шаламов

Ирина Макевнина

Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика

Макевнина, Ирина Анатольевна. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Волгоград, 2006. Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Л.В. Жаравина. Дата защиты диссертации: 17 ноября 2006 г.

В исходной точке своего исследования И.А. Макевнина обращает свое внимание на тот факт, что в сознании современного читателя уникальная творческая индивидуальность Варлама Шаламова существует как бы в двух неравнозначных ипостасях: на первом месте Шаламов-прозаик, на втором — Шаламов-поэт. Между тем проза Шаламова всегда развивалась параллельно его поэзии, более того, выходу в свет «Колымских рассказов» предшествовали собранные в «Колымские тетради» отдельные стихотворные сборники. Именно этим обосновывается необходимость комплексного осмысления единства поэтической и прозаической составляющих шаламовского творчества с учетом специфики их жанрово-родовой природы.

Объектом исследования в диссертации становится собственно поэтическая часть наследия В. Шаламова. Автор стремится рассмотреть мотивно-образный комплекс шаламовской лирики, его содержание, архитектонику и цветосемантику в аспекте межвидовых связей (иконопись, живопись импрессионизма и постимпрессионизма), выявить структурно-образные особенности шаламовской поэзии.

В исследовании конкретизирован историко-литературный и теоретический аспекты дихотомии поэзия/проза в общем контексте «колымского» творчества писателя, охарактеризованы основные линии преемственности в поэзии В. Шаламова по отношению к литературным традициям XIX в., выявлены генетические и типологические точки соприкосновения лирической суггестивности «Колымских тетрадей» с эстетикой и техникой русской иконописи, живописью импрессионизма и постимпрессионизма в свете общей проблемы синтеза искусств, раскрыт механизм формирования цветословесной образности шаламовского письма в семантическом, эмоционально-психологическом и собственно эстетическом ракурсах.

И.А. Макевнина приходит к выводу, что в творчестве Шаламова элементы стиха и прозы предстают в органическом единстве, что обусловливает общность тем, перекличку мотивов, сходство символики. Одной из доминант шаламовского идиостиля является импрессионистичность, вследствие чего в мотивно-образной системе «Колымских тетрадей» нашли преломление ключевые понятия импрессионизма, связанные с эстетикой света и цвета, а также с особенностями хронотопа. Предпринятое им художественное исследование мира основано на повышенном внимании к экзистенциальным проблемам бытия.