Варлам Шаламов

Дмитрий Неустроев

Творчество В.Т. Шаламова в современной школе

В 1990-е годы, в новых культурно-исторических условиях, когда наступило время переосмысления истории русской литературы ХХ столетия, впервые у отечественного образования появилась уникальная возможность построить школьную программу по литературе на основе отбора для изучения истинно художественных, «качественных», вневременных литературных произведений и отказаться от конъюнктурных, официозных и малохудожественных. Был пройден тернистый путь от главенства одной обязательно-нормативной программы, одного планирования, одного учебника до их разнообразия и вариативности. Если от советского учителя литературы требовалось «донести до учащихся во всей полноте социально-эстетическое богатство литературы», «раскрыть её идейно-эстетическое содержание»[1], то современный учитель обращает внимание школьников прежде всего на философско-эстетический аспект, художественные особенности произведений.

Если литература ХIХ века в школьном изучении – наиболее разработанный период (да и набор писательских имён более или менее чётко определён), то литература ХХ столетия, исковерканная и изуродованная советской идеологией, – период самый трудный как для ученика, так и для учителя. Постепенно литература этого периода восполняет свои утраты и потери. Уроки, посвящённые творчеству Е. И. Замятина, И. Э. Бабеля, О. Э. Мандельштама, А. П. Платонова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой и даже некоторых писателей русского зарубежья уже стали привычными в школьном курсе. На литературу 50-80-х годов ХХ века, как правило, отводится минимальное количество часов (здесь сказывается так называемый «фактор конца 11-ого класса» – приближающиеся выпускные и вступительные экзамены), чаще для неё вовсе не остаётся времени, и произведениям многих талантливых писателей выпадает незавидное место: в лучшем случае их оставляют на обзорное изучение, в худшем – на внеклассное и факультативное чтение. Да и современному учителю трудно ориентироваться в многообразии писательских имён, школьных программ, учебников, учебных и методических пособий, хрестоматий.

В настоящее время на кафедре методики преподавания русского языка и литературы МГПУ под руководством декана филологического факультета, к. ф. н. В. А. Кохановой ведётся работа по обновлению содержания литературного образования в школе и разработке концепции и программы личностно-ориентированного литературного образования[2] . «Смысл художественной литературы – в исследовании внутреннего мира личности, в утверждении нравственных и эстетических ценностей, как их понимает автор. Цель читателя заключается в том, чтобы измерить, осознать и почувствовать неповторимость художественного слова конкретного писателя, понять его правду о человеке, пройти с его героями отмеренный им жизненный путь, перестрадать их страданиями, ликовать их восторгами», – справедливо отметил литературовед Л. П. Кременцов[3]. Разработчиков программы интересуют в первую очередь произведения, ориентированные на личность школьника, его жизненный опыт. В программе В. А. Кохановой по методике преподавания литературы читаем: «Развитие личности учащихся – главная цель современного литературного образования»[4].

В связи с этим нельзя не обратить внимание на творчество выдающегося русского писателя ХХ века Варлама Тихоновича Шаламова (1907-1982). Печально, что творчеству писателя уделяется в школьном курсе недостаточное внимание. Между тем, Варлам Шаламов – одна из центральных фигур русского литературного процесса ХХ столетия. Талантливый поэт, прозаик, драматург и теоретик литературы, автор шести поэтических циклов «Колымских тетрадей» (1937-1982) и шести прозаических циклов «Колымских рассказов» (1954-1974). Шаламов – один из первых читателей «Доктора Живаго» Пастернака (а Пастернак, в свою очередь, один из первых читателей стихотворений Шаламова)[5], переписка с Пастернаком и переписка с А. И. Солженицыным – одни из значительных писательских эпистолярных диалогов в ХХ веке. В пособии С. П. Белокуровой и С. В. Друговейко впервые констатируется тот факт, что «Шаламов пришёл в школьную программу»[6].

В настоящей статье, адресованной учителям-словесникам, студентам, аспирантам и преподавателям педагогических вузов, мы на основе анализа программ, учебников и учебных и методических пособий и разработок, хрестоматий, тематических и поурочных планирований, рабочих тетрадей, тестов по литературе покажем полную и подробную картину того, как творчество В. Т. Шаламова представлено в школе и предложим свои рекомендации по изучению поэзии и прозы писателя.

Обратимся к нормативным документам Министерства образования РФ. В обязательном минимуме содержания основного общего образования по литературе (5-9 классы), обязательном минимуме содержания программ по литературе (10-11 классы общеобразовательных учреждений) и в соответствующих им примерной программе по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) и примерной программе по литературе среднего (полного) общего образования (10-11 классы) имя Шаламова отсутствует. В 5-9 классах на изучение («по выбору») произведений русских писателей второй половины ХХ века, «получивших признание современников» (перечислено 12 писателей, Шаламова нет), выделено 22 часа, в 10-11 классах (18 писателей, Шаламова нет) – 15 часов[7].

В программе под редакцией А. Г. Кутузова (для общеобразовательных учреждений) и в программе под редакцией М. Б. Ладыгина (для школ и классов с углублённым изучением предмета, гимназий и лицеев) «Колымские рассказы» Шаламова относятся к произведениям, рекомендуемым для самостоятельного чтения учащихся в 11 классе[8]. В программе под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого (для общеобразовательных учреждений) изучение прозы второй половины ХХ века в 11 классе предполагается в виде обзора с чтением и разбором избранных произведений (по выбору учителя). В предлагаемом списке произведения 13 прозаиков, среди них – «Колымские рассказы»[9]. В программе по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (4-е издание, 2001 г.) Шаламову места не нашлось, хотя в 3-ем издании (2000 г.) предполагалось изучение «Колымских рассказов» в рамках обзорной темы «Мемуарная и художественная проза о тяжёлых годах репрессий» (кроме Шаламова было перечислено ещё три автора)[10]. Удивительно то, что 3-е и 4-е издания программно-методических материалов по литературе (составитель Т. А. Калганова), в которые и включена программа Т. Ф. Курдюмовой, представлены как стереотипные. В программе под редакцией А. И. Княжицкого (для общеобразовательных учреждений) шаламовские «В моём ещё недавнем прошлом» и фрагменты «Колымских рассказов» рекомендуются для дополнительного чтения в 7 классе при изучении раздела «Использование жанров словесности в художественной литературе. Соотношение публицистических и художественных текстов»[11]. «Колымские рассказы» лишь упоминаются во вступительном слове к курсу 11 класса[12]. В программе по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной имя Шаламова не фигурирует ни в программе 11 класса, ни в приложенных списках произведений для заучивания наизусть и самостоятельного чтения[13]. Творчество Шаламова не включено и в программу В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского по русской литературе ХIХ-ХХ веков для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (2002 г.)[14]. В экспериментальной программе по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы и в экспериментальной программе по литературе для 9-11 классов с гуманитарной специализацией Е. С. Абелюк и З. А. Блюминой (1997 г.) предусматривается монографическое изучение творчества Шаламова в 11 классе в разделе «Человек и время»[15]. В программе для 5-11 классов с углублённым изучением литературы, разработанной в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства, (2001 г.) «Колымские рассказы» рекомендуются для самостоятельного чтения в 11 классе, творчество Шаламова «втиснуто» в обзорную тему (на изучение выделен 1 час) «Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев»[16]. На изучение раздела «Трагедия народа в русской литературе 60-80-х годов ХХ века» в программе по литературе для 10-11 гуманитарных классов заслуженного учителя РФ Б. С. Локшиной (1995 г.) выделено 11 часов, из них 2 часа – на изучение творчества Шаламова («Колымские рассказы», стихотворения)[17]. В программе для 5-11 классов средних общеобразовательных школ В. П. Филимонова (1993 г.), используемой в практике работы школ Владимирской области, предполагается изучение творчества Шаламова в разделе «Проза 80-90-х годов ХХ века» («второе открытие «лагерной прозы»)[18]. Творчество Шаламова (наряду с творчеством Ю. О. Домбровского, А. И. Солженицына, Л. Э. Разгона, Е. С. Гинзбург) было отнесено автором программы к указанному разделу не по времени написания (а создавались произведения этих авторов в 60-80-е годы), а по времени публикации (80-90-е годы). В программе по литературе для 11 класса базового уровня для всех типов школ, гимназий и лицеев Д. Н. Мурина, Е. Д. Кононовой, Е. В. Миненко на изучение «Колымских рассказов» выделяется 1 час. В рамках темы «Лагерная проза» предусмотрен урок «Душу я не сдам» (В. Шаламов)» – беседа и обзор самостоятельно прочитанных рассказов («Плотники», «Апостол Павел», «Ягоды», «Шерри-бренди», «Прокуратор Иудеи», «Необращённый», «Последний бой майора Пугачёва», «Надгробное слово», «Протезы», «Причал ада», «Храбрые глаза», «Воскрешение лиственницы» – по выбору)[19]. В программе двухгодичного историко-литературного курса (10-11 классы) под редакцией В. Г. Маранцмана на изучение «Колымских рассказов» в 11 классе (беседа и дискуссия по рассказам «Васька Денисов, похититель свиней», «Калигула», «Надгробное слово», «Шерри-бренди», «Афинские ночи», «Последний бой майора Пугачёва») отводится 3 часа в разделе «Самопознание человека и жизнь общества». Школьникам предлагается также написать сочинение-эссе по рассказам Шаламова и лагерной прозе ХХ века «Никто не забыт и ничто не забыто?..» и обучающее сочинение «Сопоставительный анализ эпических произведений В. Шаламова и А. Солженицына»[20]. В перечне основных историко-литературных и теоретико-литературных знаний для учащихся 11 класса читаем: «Ученик 11 класса должен знать: <…> конкретно-историческое и общечеловеческое значение таких произведений, как «Война и мир» Л. Толстого, <…> «Колымские рассказы» В. Шаламова…»[21]. В программе С. А. Зинина и В. А. Чалмаева по русской литературе для 10-11 классов для общеобразовательных школ (2002 г.) имя Шаламова значится в разделе «Литературный процесс 60-80-х годов ХХ века» (подраздел «Историческая романистика 60-80-х годов», пункт «"Лагерная" тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина»[22]). В поурочном планировании С. А. Зинина к данной программе на изучение темы «Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х гг. Обзорное рассмотрение произведений А. Вампилова, В. Астафьева, Ю. Трифонова, В. Крупина, В. Шаламова (по выбору)», в гуманитарном классе отведено 2 часа, в общеобразовательном классе – 1 час[23]. В разделе «У литературной карты России» для обзорного изучения (2 часа) предлагается творчество Е. И. Носова, В. Т. Шаламова («нравственная проблематика "лагерной прозы"»), В. Д. Фёдорова, В. А. Солоухина – по выбору учителя и учащихся[24]. В поурочном планировании отмечается, что данные уроки входят «только в углублённый курс изучения»[25], но, как явствует из предисловия к планированию, «цикл уроков «У литературной карты России» <…> предназначен главным образом для учащихся российской глубинки и носит факультативный характер (количество часов о объём материала определяет учитель)»[26]. Анализ «Колымских рассказов» предлагается как один из вариантов изучения темы «Свобода как нравственная категория (Человек за колючей проволокой)» в книге С. П. Белокуровой и С. В. Друговейко. Здесь же даются рекомендации для учителя, вопросы и задания по рассказам «Ягоды», «На представку», «Одиночный замер», «Сентенция», индивидуальные задания по творчеству Шаламова; проведены параллели с творчеством Солженицына, Г. Владимова, С. Д. Довлатова[27].

«Колымские рассказы» включены в список рекомендуемой литературы для школьников старших классов в учебнике-хрестоматии В. Д. Серафимовой (1997 г.)[28]. В методическом пособии для поступающих в вузы по обучению сочинениям, составленном Л. Е. Грининым (1994 г.), в список рекомендуемой литературы по теме «О сталинских репрессиях и лагерях. Палачи и жертвы» внесены сборник «Левый берег» из «Колымских рассказов» (помечен как произведение, «которое следует запомнить») и «Очерки преступного мира»[29]. В методических рекомендациях к преподаванию литературы в 11 классе под редакцией Г. А. Обернихиной (2000 г.) «Колымские рассказы» и «Четвёртая Вологда» указаны в списке литературы к разделу «Тенденции развития литературы второй половины ХХ века» (подтема «Личность в условиях социальной несвободы»), имя Шаламова приведено также в плане обзорной лекции о современном литературном процессе («Тема ГУЛАГа как один из аспектов современной исторической прозы») – общий обзор с изучением одной из монографических тем по выбору учителя и учащихся[30]. Заслуженный учитель РФ Н. М. Скоркина в тематическом планировании для 11 класса (1999 г.) выделяет для изучения «Колымских рассказов» 2 часа (в разделе «Из возвращённой литературы»). Для обсуждения предлагаются рассказы «Перчатка», «Необращённый», «Крест», «Две встречи», «Плотники», «Сгущённое молоко», «Хлеб» (один рассказ по выбору), «Последний бой майора Пугачёва»[31]. Шаламов упоминается в плане лекции о возвращённой литературе[32]. В тематическом планировании Л. И. Косивцовой на изучение раздела «Литература 50-90-х гг. ХХ века» в 11 классе отводится 15 часов. На урок-семинар «Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве» выносятся три темы. Среди них – «"Кровью сердца опалённые строки": "Колымские рассказы" В. Шаламова»[33]. В поурочных планах для 11 класса Л. И. Косивцовой для обсуждения на уроке-семинаре «Возвращённая литература» предлагается четыре темы (на урок выносятся одна-две по выбору). Одна из тем – «Колымские рассказы» («Ягоды», «Шерри-бренди», «Протезы», «Храбрые глаза» и др.)[34]. В рабочей тетради по литературе для 11 класса С. Н. Аленькиной и А. Е. Новаковского предусмотрен урок по «Колымским рассказам» в теме «Лагерная проза»[35].

Шаламов включён и в ставшие в последнее время столь популярными тесты и тестовые задания по литературе. В сборнике О. Ю. Богдановой, Т. В. Челышевой и В. Ф. Чертова в тестовых заданиях второго уровня сложности встречаем следующий вопрос: «Что роднит следующие произведения: «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына и «Колымские рассказы» В. Шаламова?». Указан эталон ответа: «Осуждение культа личности и «казарменного социализма»[36]. В тестах Е. К. Балашовой и А. М. Костина содержатся также вопросы, связанные с творчеством Шаламова[37] .

В хрестоматию А. В. Баранникова, Т. А. Калгановой и Л. М. Рыбченковой по русской литературе ХХ века для 11 классов общеобразовательных учреждений включены рассказы «Сгущённое молоко», «Стланик», «Воскрешение лиственницы», приведены высказывания Шаламова о литературе из его эпистолярного наследия[38]. Рассказы «Последний бой майора Пугачёва», «Стланик», «Первый чекист», «Тифозный карантин», «Поезд» помещены в антологию русской поэзии и прозы ХХ века (составители Г. Г. Гольдштейн, Н. С. Орлова), адресованную учащимся 11 класса[39]. В хрестоматию для старшеклассников С. С. Виленского помещены рассказы «Одиночный замер», «Последний бой майора Пугачёва»[40]. В пособие, составленное Г. С. Меркиным, вошли, два стихотворения Шаламова, рассказ «В лагере нет виноватых» из антиромана «Вишера», статья Л. И. Тимофеева «Поэтика лагерной прозы. Первое чтение "Колымских рассказов" В. Шаламова», вопросы для размышлений и задания для самостоятельной работы по творчеству Шаламова и лагерной поэзии[41]. Высказывания школьников о творчестве Шаламова и фрагменты из их сочинений, о прочитанных рассказах писателя приведены в работах В. С. Старковой и Н. А. Сосниной[42]. В сборник «Русская литература в сочинениях старшеклассников», составленный М. А. Нянковским, включено сочинение-рецензия одиннадцатиклассницы, посвящённое «Колымским рассказам»[43]. Два сочинения старшеклассников на темы «Трагические страницы современной истории. По рассказам А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" и "Одиночный замер" В. Шаламова» и «По страницам лагерной прозы (Г. Владимов "Верный Руслан", В. Шаламов "Колымские рассказы")» помещены в уже упоминавшейся нами книге С. П. Белокуровой и С. В. Друговейко[44].

В настоящее время рынок учебной литературы для школьников и абитуриентов наводнён различными пособиями сомнительного качества, сулящими под одной обложкой – ответы на все вопросы школьного курса (в том числе и экзаменационные), под другой обложкой – пересказ всех произведений школьной программы, под третьей – готовые «золотые» сочинения-шпаргалки на всевозможные темы. У таких пособий сведения об авторах обычно отсутствуют (иногда указывается либо составитель, либо автор-составитель). Данные пособия – тема отдельного разговора. Из посвящённых Шаламову отличаются хоть какой-то оригинальностью «сочинения», помещённые в сборнике Г. В. Белоцкой и в сборнике, составителями которого являются Л. В. Жаравина и В. В. Компанеец[45]. Не выдерживают никакой критики «сочинения» и «ответы на билеты» неизвестных авторов, написанные по одному шаблону, с одними и теми же примерами, одними и теми же цитатами[46].

К сожалению, до сих пор Шаламов многими воспринимается исключительно как «лагерный» прозаик-документалист, автор свидетельств о тяжёлых годах репрессий, писатель второго (а то и третьего) ряда. Например, Т. А. Щепакова находит в «Колымских рассказах» лишь «документализм, стремящийся зачастую к натурализму»[47]. В лучшем случае школьный учитель знает только «Колымские рассказы», в худшем – просто слышать не слышал о Шаламове и видеть не видел ни одной книги его сочинений. Авторы школьных учебников не желают затруднять себя и выбирают для изучения творчество Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ»), как писателя, являющегося более известным и исследованным. Во многих школьных учебниках – только упоминания о Шаламове (например, см. главы о Солженицыне, написанные В. А. Чалмаевым в учебниках под редакцией Ф. Ф. Кузнецова, В. В. Кожинова, В. П. Журавлёва[48]). Шаламов считается «недетским» писателем, «тяжёлым» для школьников, слишком сложным для восприятия. Так, в пособии О. Н. Михайлова читаем: «"Один день Ивана Денисовича" – высокая художественная литература; "Колымские рассказы" – голая правда, когда само слово, кажется, корчится от боли»[49]. Это – сложившийся в сознании подавляющего большинства, литературоведов, чиновников от образования, методистов, авторов школьных учебников и составителей хрестоматий, читателей и учителей стереотип. Если «Колымские рассказы» и попадают на школьные уроки, то почти всегда при их изучении акцентируется внимание на историко-социальном аспекте; «Колымские рассказы» рассматриваются только в качестве исторического документа, иллюстрации к определённым историческим событиям. При этом о художественности, художественных особенностях или говорится вскользь, или вовсе не говорится. Так, в пособии А. Е. Базановой и Н. В. Рыжовой для старшеклассников и абитуриентов отмечается лишь «беспощадность», «беспощадный реализм» «Колымских рассказов», которые причисляются к «произведениям документального, публицистического, мемуарного характера»[50]. В подобном ключе представлено творчество Шаламова и в справочных материалах по литературе, составленных Д. Г. Чижовым[51]. Да, творчество Шаламова, в многом, выросло из Колымы, колымских лагерей, но пережило и преодолело Колыму, её холод и жестокость, достигло необыкновенных художественных вершин и по праву заслуживает особого внимания исследователей.

Отрадно то, что постепенно к авторам учебников всё же приходит понимание того, что творчество Шаламова достойно пристального изучения в рамках школьного курса. В. А. Чалмаев отмечает: «… эта документальная книга («Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына. – Д. Н.) во многом устарела на фоне прозы В. Шаламова…»[52]. Здесь необходимо вспомнить слова Ю. О. Домбровского, приводимые наследницей шаламовского архива И. П. Сиротинской: «В лагерной прозе Шаламов первый, я – второй, Солженицын – третий»[53]. В методических указаниях М. М. Полехиной по русской литературе ХХ века для абитуриентов, поступающих на гуманитарные факультеты вузов (1995 г.), «Колымские рассказы» помещены в список художественных произведений, для обязательного прочтения в 11 классе[54]. В сводной целостной программе школьного литературного образования (1-11 классы) под редакцией В. В. Прозорова (1994 г.) в списке литературы для 7 класса значится стихотворение Шаламова «Я думаю всё время об одном…», а изучение «Колымских рассказов» (по выбору учителя) предполагается в 8 классе[55]. Попытки приблизить анализ «Колымских рассказов» к анализу художественного произведения были предприняты в работах А. Н. Семёнова и В. В. Семёновой, Н. А. Сосниной, Г. В. Глушихиной (Москва), В. Е. Васильева (Санкт-Петербург), А. Н. Тепер (Владимирская обл.), О. Н. Олейниковой (Липецк), Т. Ячменёвой (Пермь)[56]. Дельные замечания содержатся также в пособиях Г. П. Лазаренко (Москва), В. М. Акимова (Санкт-Петербург) и А. П. Казаркина (Кемерово)[57]. Значительная часть разработок по творчеству Шаламова – плоды труда учителей-энтузиастов. «В школьную программу тема «Жизнь и творчество В. Т. Шаламова» может быть внесена при рассмотрении современной русской литературы, связанной с лагерной тематикой. Некоторые учителя изучают эту тему вместо творчества А. И. Солженицына…», – отмечает В. С. Старкова[58]. Так, из всех программ с грифом Министерства образования РФ, только в программе под редакцией В. Г. Маранцмана «Колымские рассказы» рекомендуются для изучения в классе (см. выше), а солженицынские «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ» даются на самостоятельное чтение[59].

Как уже было отмечено выше, произведения Шаламова худо-бедно представлены в четырёх школьных хрестоматиях. Книги писателя уже давно стали библиографической редкостью. Практически недоступны прижизненные издания шаламовских произведений, издания конца 80-х – начала 90-х годов, книга «Несколько моих жизней. Проза. Поэзия. Эссе» (М.: Республика, 1996. 479 с. Тираж 10.100 экз.), четырёхтомное собрание сочинений (М.: Худож. лит.; Вагриус, 1998. Тираж 10.000 экз.), антология «Жизнь во тьме», в которой опубликованы «Колымские рассказы» (М.; СПб.: Университетская книга, 2001). В свободную продажу не поступила выпущенная в 2000 г. издательством «Слово» в рамках проекта «Пушкинская библиотека» книга «Колымские рассказы. Стихотворения» (720 с. Тираж 4.000 экз.), распространяющаяся только по библиотекам. Ждут своего читателя на полках книжных магазинов сборники, вышедшие в санкт-петербургском издательстве «Азбука-классика» в 2002 г. «Колымские рассказы» (384 с. Тираж 7.000 экз.) и «Избранное» (832 с. Тираж 7.000 экз.), а также книга «Воспоминания» (М.: Олимп, Астрель, АСТ, 2001. 384 с. Тираж 5.000 экз.).

Необходимо отметить, что понять «Колымские рассказы» невозможно без обращения к поэтическим творениям Шаламова. Но, как явствует из вышесказанного, поэтическое творчество Шаламова в программах по литературе и в школьных учебниках не представлено. Это в многом связано с тем, что, к сожалению, шаламовская поэзия не известна широкому читателю. В литературоведческом и читательском сознании Шаламов всё-таки больше прозаик, нежели поэт (хотя, казалось бы, при жизни у Шаламова вышло пять поэтических сборников: «Огниво» <1961>, «Шелест листьев» <1964>, «Дорога и судьба» <1967>, «Московские облака» <1972>, «Точка кипения» <1977>; стихотворения печатались в «Литературной газете», журналах «Москва», «Знамя», «Юность», сборниках «День поэзии»; а проза была издана только после смерти писателя[60]). По словам Ю. А. Шрейдера, Шаламов «… видел в себе прежде всего поэта, а не прозаика, временами обращающегося к стихам. <…> его рассказы – это именно проза поэта…»[61]. Подтверждение этому мы находим в эссе «Кое-что о моих стихах» <1969>: «Я пишу стихи с детства. Мне кажется, что я всегда их писал – даже раньше, чем научился грамоте, а читать и писать печатными буквами я умею с трёх лет» (4, 339). Об опыте изучения в школе поэзии Шаламова рассказывается в работах В. Д. Чусовой (Череповец Вологодской обл.), В. С. Старковой (Вологда)[62]. При подготовке уроков о поэзии Шаламова советуем учителю обратиться к работам Анат. А. Якобсона, Ю. А. Шрейдера, Ю. В. Бабичевой[63], рецензиям Ф. Фоломина, Л. Левицкого, Б. Слуцкого, В. Приходько, Е. Калмановского, В. Инбер, И. Михайловой, Г. Красухина, И. Ростовцевой и др. на прижизненные сборники стихотворений Шаламова[64], но в первую очередь – к шаламовским эссе («теоретическим записям», как их называет Н. Л. Лейдерман[65]) «Пейзажная лирика» <1961> (4, 339-355), «Кое-что о моих стихах» <1969> (4, 328-332), автокомментариям к стихотворениям (3, 452-508). Исповедальная лирико-философская поэзия Шаламова впитала в себя традицию русской классической поэзии (Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин), созвучна поэзии О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, Н. М. Рубцова, А. В. Жигулина, Б. Ш. Окуджавы. Анат. А. Якобсон выделяет следующие особенности шаламовского стиха: «Безупречно слаженный, по установившейся терминологии – «традиционный», а по существу – самый что ни на есть современный стих. Современный по всей фактуре своей: сжатость выражения – под стать интенсивности поэтического созерцания; образы детально-предметны, чувственно-достоверны; метафора и неожиданна, и натуральна вместе; ритм энергичен, звучание свободно, рифмовка крепка»[66]. Тема природы и тема творчества звучат в стихотворениях «Гроза» (3, 110-111), «Сосны срубленные» (113), «Сосна в болоте» (3, 326-327), «Ветка» (3, 117), «Гнездо» (3, 264), «Стихи в честь сосны» (3, 278-290), «Стланик» (3, 233-234), «Июль» (3, 109-110), «Август» (3, 51), «Уступаю дорогу цветам…» (3, 436), «Я думаю всё время об одном…» (3, 401), «Я жаловался дереву…» (3, 51), «Подростком сюда затесался клён» (3, 326), «Память» (3, 335-336), «Поэзия – дело седых…» (3, 393), «Ода ковриге хлеба» (3, 346-347), «Стихи – это судьба, не ремесло…» (3, 393), «Стихи – это боль и защита от боли…» (3, 436-437), «Пушкинский вальс для школьников» (3, 372).

Как уже было показано, знакомство школьников с творчеством Шаламова происходит преимущественно в 11 классе и ограничивается исключительно «Колымскими рассказами». Мы считаем целесообразным разделить изучение жизни и творчества Шаламова на три этапа: 1) 5-6 классы. Знакомство учащихся с отдельными стихотворениями о природе («Я думаю всё время об одном…», «Июль», «Август», «Гнездо», «Я жаловался дереву…» и др.) в рамках раздела «Русские поэты о родной природе»; 2) 7-8 классы. Краткая биография и особенности творчества. Один-два урока, посвящённые поэзии. Стихотворения «Гроза», «Сосны срубленные», «Сосна в болоте», «Стихи в честь сосны», «Ветка», «Уступаю дорогу цветам…», «Подростком сюда затесался клён…», «Пушкинский вальс для школьников», «Память» и др. Рассказы «Кант» (1, 30-34), «Стланик» и стихотворение «Стланик»; 3) 9-11 классы. Монографическое изучение. 5-6 уроков. а) Урок-лекция «Жизненный и творческий путь Шаламова». Соотношение поэтического и прозаического. Образы деревьев и образы животных в творчестве. б) 1-2 урока «Поэтическое творчество Шаламова» (практикум или семинар). Анализ стихотворений «Поэзия – дело седых…», «Стихи – это судьба, не ремесло…», «Стихи – это боль и защита от боли…» и др. Рассказ «Хлеб» (1, 72-78) и стихотворение «Ода ковриге хлеба»; в) 2 урока «Прозаическое творчество Шаламова» (практикум). «Колымские рассказы». Судьба героев рассказов и судьба писателя. Природа и творчество. Образ дороги. «Колымские рассказы» и «Божественная комедия» Данте. Анализ рассказов «По снегу» (1, 7), «На представку» (1, 8-13), «Одиночный замер» (1, 21-23), «Сухим пайком» (1, 34-47), «Ягоды» (1, 54-56), «Сука Тамара» (1, 56-61), «Шерри-бренди» (1, 61-66), «Первая смерть» (1, 90-93), «Сгущённое молоко» (1, 69-72). г) Урок-семинар (для классов с углублённым изучением литературы) по теоретическим работам Шаламова «Пейзажная лирика», «Кое-что о моих стихах», «Поэтическая интонация» <1963-1964> (4, 303-313), «О прозе» <1965> (4, 357-370), «О моей прозе» <1971> (4, 371-386).

Без поэзии Шаламова нельзя представить поэтические скрижали ХХ века, недаром шаламовские стихотворения включаются в многочисленные антологии и сборники[67]; статьи о писателе помещаются в различные энциклопедии, словари и справочники[68]. Надо надеяться, что предпринятое нами впервые в шаламоведении и методике преподавания литературы и представленное в настоящей статье обобщение опыта школьного изучения и преподавания творчества Шаламова будет способствовать повышению читательского, учебного и научного интереса к произведениям писателя, а также включению его поэтических творений в школьный курс литературы и выделению часов для монографического изучения его творчества (как прозаического, так и поэтического).


Примечания

  • 1. Ревякин А. И. Проблемы изучения и преподавания литературы: Учеб. пос.для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1972. – С. 3.
  • 2. См. следующие работы: Коханова В. А. Личностно-ориентированный подход в практике школьного литературного образования //Преподавание русского языка и литературы в ХХI веке: Проблемы и перспективы: Мат.научно-практической конф. – 17 апреля2002 г. /Отв. ред. А. П. Окунева. – М.: МГПУ,2002. – С. 26-32; Коханова В. А.Личностно-ориентированные ситуации на уроках литературы в старших классах//Проблемы современного филологического образования: Межвуз. сб. науч. ст. /Подред. С. А. Леонова. – Вып. 3. Памяти А. П.Окуневой. – М.; Ярославль: МГПУ; РЕМДЕР,2002. – С. 151-157.
  • 3. Кременцов Л. П., Быстрова О. В.Художественная литература: чтение и изучение: Учеб. пос. – М.: МГПУ, 1998. – С.7.
  • 4. Коханова В. А. Методика преподавания литературы: Программа и методические рекомендации в помощь самостоятельной работе студентов. – М.: МПГУ, 2002. – С. 8.
  • 5. См.:Переписка Бориса Пастернака /Сост.,подгот. текста, коммент. Е. В. Пастернаки Е. Б. Пастернака. – М.: Худож. лит., 1990.– С. 526-566; Шаламов В. Т. Письма к А. И.Солженицыну //Шаламов В. Т. Собрание сочинений: В 4 т. /Сост., подгот. текста,примеч. И. П. Сиротинской. – М.: Худож.лит.; Вагриус, 1998. – Т . 4. – С. 434-472. Далее все цитаты по этому изданию с указанием в тексте статьи номера тома и страницы.
  • 6. Белокурова С. П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века.Уроки современной литературы: Учеб.-метод.пос. – СПб.: Паритет, 2001. – С. 2001. – С. 9.
  • 7. Литература.5-11 классы. Программно-методические материалы /Сост. Т. А. Калганова. – 4-еизд. – М.: Дрофа, 2001. – С. 9-44.
  • 8. Там же. – С. 205, 295.
  • 9. Литература.1-11 классы. Программы общеобразоват.учреждений /Под ред. Г. И. Беленького,Ю. И. Лыссого. – 2-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2001. – С. 75.
  • 10. Литература.5-11 классы. Программно-методическиематериалы /Сост. Т. А. Калганова. – 3-еизд. – М.: Дрофа, 2000. – С. 69.
  • 11. Программа литературного образования для общеобразоват. учреждений. 5-11 классы/Под ред. А. И. Княжицкого. – М.: Просвещение,2000. – С. 50.
  • 12. Там же. – С. 136.
  • 13. Программа литературного образования.5-11 классы. /Под ред. В. Я. Коровиной. –3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2002.
  • 14. Агеносов В. В., Архангельский А. Н. Русскаялитература ХIХ-ХХ веков.Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002.
  • 15. Абелюк Е. С., Блюмина З. А., Княжицкий А.И. Концепция и программы литературного образования. – М.: МИРОС, 1997. – С. 134, 184.
  • 16. Программа по литературе для 5-11 классов с углублённым изучением литературы/Т. Г. Браже, Е. Л. Иванова, К. А. Карпенкои др. – СПб.: СПб. гос. ун-т пед. мастерства,2001. – С. 82.
  • 17. Локшина Б. С. Программа по литературе для 10-11 гуманит. классов. Система уроков по творчеству М. А. Булгакова. – СПб.:СПб. гос. ун-т. пед. мастерства, 1995. – С.29, 30.
  • 18. Филимонов В. П. Программа по литературе для 5-11 классов средней общеобразоват.школы. – Владимир: Владимирский обл.ин-т усовершенствования учителей, 1993.– С. 47.
  • 19. Мурин Д. Н., Кононова Е. Д., Миненко Е. В.Русская литература ХХ века. Программа11 класса. Тематическое планирование.– 4-е изд. – СПб.: СМИО-Пресс, 2000. – С.199-201.
  • 20. Программа по литературе для старших классов средней школы /Под ред. В. Г.Маранцмана. – 2-е изд., испр. – СПб.:СпецЛит, 2000. – С. 69, 110-111.
  • 21. Там же. – С. 115.
  • 22. Зинин С. А., Чалмаев В. А. Русская литература ХIХ-ХХ веков. 10-11 классы:Программа курсов. – М.: Русское слово,2002. – С. 43.
  • 23. Зинин С. А. Русская литература ХХ века.11 класс: Поурочное планирование. – М.:Русское слово, 2002. – С. 28, 30.
  • 24. Зинин С. А., Чалмаев В. А. Русская литератураХIХ-ХХ веков. 10-11 классы:Программа курсов. – М.: Русское слово,2002. – С. 46.
  • 25. Зинин С. А. Русская литература ХХ века.11 класс: Поурочное планирование. – М.:Русское слово, 2002. – С. 30.
  • 26. Там же. – С. 4, 11.
  • 27. Белокурова С. П., Друговейко С. В. Указ.соч. – С. 14, 218-223.
  • 28. Серафимова В. Д. Русская литература.1-ая половина ХХ века: Учебник-хрестоматия.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 521.
  • 29. Методическое пособие № 3 для поступ. в вузы по обучению сочинениям /Сост. Л.Е. Гринин. – 2-е изд., испр., доп. –Волгоград: Братья Гринины, 1994. – С. 53,54.
  • 30. Преподавание литературы в 11 классе: Методические рекомендации /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: ACADEMIAАПК и ПРО, 2000. – С. 45, 49, 54.
  • 31. Тематическое планирование с методическим и указаниями по литературе. 11 класс /Сост. Н. М. Скоркина. – Волгоград: Учитель– АСТ, 1999. – С. 32-33.
  • 32. Там же. – С. 36-37.
  • 33. Литература. 5-11 классы. Тематическое планирование /Сост. Л. И. Косивцова. –Волгоград: Учитель, 2002. – С. 123.
  • 34. Литература. 11 класс. Поурочные планы/Сост. Л. И. Косивцова. – Волгоград:Учитель, 2001. – С. 121.
  • 35. Аленькина С. Н., Новаковский А. Е. Рабочая тетрадь по литературе. 11 класс. – СПб.:Паритет, 2001. – С. 111-112.
  • 36. Богданова О. Ю., Челышева Т. В., Чертов В. Ф. Основы художественной культуры.Литература: Тестовые задания для учащихся общеобразоват. школ и абитуриентов вузов. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. – С. 76.
  • 37. Балашова Е. К., Костин А. М. Литература:Подготовка к государственному централизованному тестированию.–Саратов: Лицей, 2001. – С. 12-13, 23, 54, 63.
  • 38. Русская литература ХХ века. 11 класс:Хрестоматия для общеобразоват.учреждений: В 2 ч. /Сост. А. В. Баранников,Т. А. Калганова, Л. М. Рыбченкова. – 4-еизд., перераб. – М.: Просвещение, 2000. –Ч. 2. – С. 240-248, 294-296.
  • 39. Антология русской поэзии и прозы. ХХ век. В помощь учащимся 11 класса: В 2 ч./Сост. Г. Г. Гольдштейн, Н. С. Орлова. –М.: Круглый год, 1994. – Ч. 2. – С. 223-261.
  • 40. «Есть всюду свет...» Человек в тоталитарном обществе. Хрестоматия для старшеклассников/Сост. С. С. Виленский. – М.: Возвращение,2000. – С. 212-214, 379-390.
  • 41. Русская литература ХХ века: Учеб. кн.для учащихся старших классов: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 2-е изд., доп.,испр. – М.; Смоленск: Скрин; ТРАСТ-ИМАКОМ,1995. – Ч. 2. – С. 163-220.
  • 42. Соснина Н. А. «Сильней надежд моивоспоминанья» В. Шаламов «Колымскиерассказы» //Крупина Н. Л., Соснина Н. А.Сопричастность времени: Современная литература в старших классах средней школы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,1992. – С. 79-94; Старкова В. С. «Меня помянут добрым словом…» (опыт преподавания в школе произведений В. Шаламова) //IV Международные Шаламовские чтения.Москва, 18-19 июня 1997 г.: Тез. докл. и сообщ.– М.: Республика. 1997. – С. 122-127.
  • 43. Русская литература в сочиненияхстаршеклассников /Сост. М. А. Нянковский.– Ярославль: Академия развития, 1998. – С. 281-285.
  • 44. Белокурова С. П., Друговейко С. В. Указ.соч. – С. 442-450, 453-459.
  • 45. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в произведениях А. П. Платонова, А. И. Солженицына, В. Т.Шаламова //Белоцкая Г. В. Литература.Ответы на вопросы для абитуриентов и учащихся 11 классов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998. – С. 163-169;«Голос из ада» («Колымские рассказы»В. Шаламова) //Сочинение по литературе:Методическое пос. № 3 для поступ. в вузы(сочинения по произведениям русской литературы 2-ой половины ХХ века) /Сост.Л. В. Жаравина, В. В. Компанеец. – Волгоград:Братья Гринины, 2002. – С. 11-13.
  • 46. Тема трагической судьбы человека в произведениях Шаламова //60 сочинений на «отлично». – Вып. 1. – СПб.: Литера,2002. – С. 61-62; Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государствев произведениях А. Платонова, А.Солженицына, В. Шаламова, Ю. Домбровского//Литература для учащихся 11 класса(ответы на билеты) /Сост. Н. Е. Тропкина.– Волгоград: Учитель, 2000. – Ч. 2. – С.43-45; Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в произведенияхА. И. Солженицына и В. Т. Шаламова//Литература для учащихся 11 класса и поступающих в вузы. Ответы на экзаменационные билеты) /Сост. Н. В.Сиденко. – Волгоград: Братья Гринины,2001. – Ч. 2. – С. 36-38; Тема трагической судьбы человека в произведениях А. П.Платонова, А. И. Солженицына, В. Т. Шаламова(по одному произведению любого писателя)//Ответы на экзаменационные билеты по литературе (на правах сочинения) для абитуриентов и учащихся 11 класса. –М.: Шрайк, 1996. – С. 132-134.
  • 47. Вознесенская Т. И., Сушилина И. К., ЩепаковаТ. А. Русская литература ХIХ-ХХвеков: Конспективное изложение программных тем: Пос. для поступ. в вузы.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Московского гос. ун-та печати, 2000. – С.261.
  • 48. Русская литература ХХ века. Очерки.Портреты. Эссе: Учеб. пос. для учащихся11 класса средней школы: В 2 ч. /Под ред.Ф. Ф. Кузнецова. – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1994. – Ч. 2. – С. 263, 264-265, 307,309, 354, 361; Русская литература ХХ века:Учеб. для 11 класса общеобразоват.учреждений: В 2 ч. /Под ред. В. П. Журавлёва.– М.: Просвещение; АО «Московскиеучебники», 1997. – Ч. 2. – С. 277, 283-284, 377, 382;Русская литература ХХ века: Учеб. пос.для 11 класса /Под ред. В. В. Кожинова. –М.: Русское слово, 1999. – С. 429, 433-434, 439.
  • 49. Михайлов О. Н. От Мережковского до Бродского: Литература Русского зарубежья:Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001.– С. 325.
  • 50. Базанова А. Е., Рыжова Н. В. Русская литература ХIХи ХХ веков: Учеб. пос. для старшеклассников и абитуриентов. – 2-е изд., испр. – М.:Юристъ, 1997. – С. 332-333, 327.
  • 51. Литература. 11 класс: Справочные материалы/Авт.-сост. Д. Г. Чижов. – М.: АСТ; Астрель,2002. – С. 51-52.
  • 52. Русская литература ХХ века: Учеб. пос.для 11 класса /Под ред. В. В. Кожинова. –М.: Русское слово, 1999. – С. 439.
  • 53. Сиротинская И. П. Долгие-долгие годы бесед //Шаламовский сборник. – Вып. 1./Сост. В. В. Есипов. – Вологда: Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров,1994. – С. 122.
  • 54. Русская литература ХХ века: Методические указания для абитуриентов, поступ. на гуманит. факультеты высш. учеб. зав./Сост. М. М. Полехина. – Магнитогорск:Магнитогорский гос. пед. ин-т, 1995. – С.5-6.
  • 55. Сводная целостная программа школьного литературного образования (I-ХI классы) /Под ред. В. В. Прозорова. – Саратов: Гос. учебно-научный центр «КОЛЛЕДЖ», 1994. – С. 38, 45.
  • 56. Семёнов А. Н., Семёнова В. В. Русская литература ХХ века в вопросах и заданиях.11 класс: Пос. для учителя: В 2 ч. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 2. – С. 284-293; Соснина Н. А. Указ. соч.; Глушихина Г. В. «Из горячей памяти и сердечнойболи» (Два урока в ХII классе по «Колымским рассказам» В.Шаламова) //Вечерняя средняя школа. –М., 1993. – № 2. – С. 32-36; Васильев В. Е.«Колымские рассказы» В. Т. Шаламова//Русская литература ХХ века: Сочинение как вступительный экзамен /Отв. за вып.Н. В. Козловская. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2000. – С. 42-52; Тепер А. Н.«Воскрешение из мёртвых» В. Шаламов//Литература в школе. – М., 1994. – С. 33-39;Олейникова О. Н. Художественный мир В.Шаламова //Новое в школьных программах по литературе: Учеб. пос. для учителей-словесников. – Липецк: Липецкийгос. пед. ун-т, 1997. – С. 48-59; Ячменёва Т.Лагерная проза в русской литературе(А. И. Солженицын и В. Т. Шаламов)//Литература: Еженед. приложение к газ.«Первое сентября». – М., 1996. – № 32. –август. – С. 10-11.
  • 57. Лазаренко Г. П. Русская литература. ХХвек. 11 класс: Краткий курс. – М.: Дрофа,1998. – С. 156-159; Акимов В. М. От Блока до Солженицына: Судьбы русской литературы ХХ века (после 1917 г.): Новый конспект-путеводитель. – СПб.: СПб. гос.академия культуры, 1994. – С. 140-142; Казаркин А. П. Русская литературная классика ХХ века: Учеб. пос. для учителей. – Кемерово: Кемеровский обл. ин-т усовершенствования учителей, 1995. – С. 196-199.
  • 58. Старкова В. С. Указ. соч. – С. 122.
  • 59. Программа по литературе для старших классов средней школы /Под ред. В. Г.Маранцмана. – 2-е изд., испр. – СПб.:СпецЛит, 2000. – С. 111.
  • 60. При жизни Шаламова его проза печаталась зарубежом (без разрешения автора) на русском языке с 1966 г., а в переводах с1967 г. См. подробную библиографию в ст.:Никольсон М. Открытие, которого он не знал //Шаламовский сборник. – Вып. 1./Сост. В. В. Есипов. – Вологда: Изд-воИн-та повышения квалификации ипереподготовки педагогических кадров,1994. – С. 211-215.
  • 61. Шрейдер Ю. А. «Граница совести моей…»:Рец. на кн.: Шаламов В. Т. Колымские тетради. – М.: Вёрсты, 1994. //Новый мир. –М., 1994. – № 12. – С. 228.
  • 62. Чусова В. Д. Шаламов в школе //Шаламовский сборник. – Вып. 2. /Сост. В. В. Есипов. –Вологда: Грифон, 1997. – С. 197-202. Старкова В. С. Указ. соч.
  • 63. Якобсон Анат. А. «Лицо пейзажа-человека»:Поэзия Варлама Шаламова //Якобсон Анат.А. Почва и судьба. – Вильнюс; М.: Весть,1992. – С. 51-58; Шрейдер Ю. А. «Граница совестимоей…»: Рец. на кн.: Шаламов В. Т. Колымские тетради. – М.: Вёрсты, 1994. //Новый мир. –М., 1994. – № 12. – С. 226-229; Бабичева Ю. В. О«Колымских тетрадях» Варлама Шаламова//Вопросы региональной лексикологии и ономастики: Межвуз. сб. ст., посвящённый 70-летию проф. Ю. И. Чайкиной. – Вологда:Русь, 1995. – С. 177-184.
  • 64. Фоломин Ф. Голоса природы Рец. на публ.:Шаламов В. Стихи о Севере //Знамя. – М.,1957. – № 5. – С. 117-19. //Литературная газета.– М., 1957. – № 93. – 3 августа. – С. 3; Левицкий Л. Рец. на кн.: Шаламов В. Огниво. Стихи.– М.: Сов. писатель, 1961. //Новый мир. –М., 1961. – № 12. – С. 239-240; Слуцкий Б. Огниво высекает огонь Рец. на кн.: Шаламов В.Огниво. Стихи. – М.: Сов. писатель, 1961.//Литературная газета. – М., 1961. – № 119.– 5 октября. – С. 3; Приходько В. Характер мужественный и цельный Рец. на кн.:Шаламов В. Огниво. Стихи. – М.: Сов.писатель, 1961. //Знамя. – М., 1962. – № 4. – С. 219-221; Левицкий Л. Судьба, не ремесло…Рец. на кн.: Шаламов В. Шелест листьев.Стихи. – М.: Сов. писатель, 1964. //Новый мир. – М., 1964. – № 8. – С. 261-263; Калмановский Е. Рец. на кн.: Шаламов В. Шелест листьев.Стихи. – М.: Сов. писатель, 1964. //Звезда.– М.; Л., 1965. – № 2. – С. 216-217; Инбер В. М.Гнев и любовь //Инбер В. М. Собрание сочинений: В 4 т. – М.: Худож. лит.,1965-1966. – Т. 4. – 1966. – С. 255-258; Михайлова И. Рец. на кн.: Шаламов В. Дорога и судьба.– М.: Сов. писатель, 1967. //Звезда. – М.,1968. – № 3. – С. 220; Красухин Г. Человек и природа Рец. на кн.: Шаламов В. Дорога и судьба. – М.: Сов. писатель, 1967.//Сибирские огни. – Новосибирск., 1969. –№ 1. – С. 181-183; Ростовцева И. Стиха невозмутима мера Рец. на кн.: Шаламов В. Московские облака. – М.: Сов. писатель,1973. //Москва. – М., 1973. – № 9. – С. 218-219.
  • 65. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: В 3 кн.: Учеб. пос.для студ. вузов. – М.: УРСС, 2001. – Кн. 1. – С. 224.
  • 66. Якобсон Анат. А. Указ. соч. – С. 51.
  • 67. Гимн любви: Избранная лирика поэтов мира: В 3 т. /Сост. С. М. Магидсон. – М.:Молодая гвардия, 1991. – Т. 1. – С. 359; День поэзии 2000. – М.: Русскiй мiръ, 2001. – С. 107.
  • 68. Школьный биографический словарь /Сост.и гл. ред. А. П. Горкин. – М.: РОСМЭН, 2002.– С. 595; Российский гуманит. энцикл.словарь: В 3 т. /Гл. ред. П. А. Клобуков. – СПб.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Филол.ф-т СПб. гос. ун-та, 2002. – Т. 3. – С. 597; Аронов А. А. Вклад России в мировую культуру: Биогр. энцикл. словарь: Учеб.пос. для учащихся старших классов,педагогов, методистов, студентов гуманит. вузов. – М.: ИПО «Профиздат»,2002. – С. 414; Хозиева С. И. Русские поэты и писатели: Краткий биогр. словарь. –2-е изд., испр., доп. – М.: РИПОЛ КЛАССИК,2002. – С. 549-551; Энциклопедия для детей/Гл. ред. М. Д. Аксёнова. – Т. 9. – Ч. 2. – С. 455-456.