Варлам Шаламов

Ирина Сиротинская

Комментарий к статье Л.Тимофеева «Поэтика лагерной прозы» («Октябрь». 1991, №3)

Статья Л.Тимофеева – пожалуй, первая попытка серьезного анализа прозы Шаламова в отечественном литературоведении. И попытка удачная. Конечно, не со всеми выводами автора можно согласиться безоговорочно, и это – естественно. Шаламовская проза многозначнее, многослойнее, глубже. Возможности анализа заведомо ограничены. Аналитик как бы помещает живую творческую ткань в лабораторию, отсекая то, что не помещается в его концепцию. Например, «пейзажные прокладки», как их называл Варлам Тихонович. Им отводилась особая роль.

«Хорошо было, грея руки о банку с дымящимися головешками, не спеша идти к сопкам, таким недостижимо далеким, как мне казалось раньше, и подниматься все выше и выше, все время ощущая как радостную неожиданность и свое одиночество, и глубокую зимнюю горную тишину – как будто все дурное в мире исчезло, и есть только твой товарищ и ты, и узкая темная бесконечная полоска в снегу, ведущая куда-то высоко, в горы» («Кант»).

Пожалуй, это не похоже на глухо замкнутое пространство, «всегда без исключения» свойственное прозе Шаламова, по словам Л.Тимофеева. Но это к слову, я не оспариваю право каждого критика, как и каждого читателя, видеть Шаламова по-своему.

Мне хочется лишь прокомментировать конец статьи, где высказаны столь резкие и безапелляционные суждения об отечественных публикациях Шаламова ( «Шаламова усиленно подгоняют под традиционный принцип русской гуманистической школы: «от тьмы к свету»). А с другой стороны, преподносятся как образцы публикаций зарубежные издания ИМКА-пресс[1]. Неясно, на чем основаны эти суждения автора. К рукописям Варлама Тихоновича он не обращался, собственноручных авторских списков рассказов по отдельным книгам не видел. Последовательность книг (в частности, книг «Артист лопаты» и «Левый берег») по разным источникам не проверял. Есть источники, указывающие, что «Артист лопаты» был вторым сборником. Однако, есть источники, подтверждающие, что этот сборник – третий. Да и по личным воспоминаниям я могу сказать, что Варлам Тихонович называл его третьим. К этому выводу я, в конце концов, и пришла.

Авторская композиция сборников в издательстве ИМКА-пресс нарушена. Первый сборник – «Колымские рассказы» - назван «Первая смерть» и содержит также рассказы из сборника «Воскрешение лиственницы» («Кража», «Тишина», «Термометр Гришки Логуна», «Две встречи»). Сборник «Артист лопаты» также содержит рассказы из сборника «Воскрешение лиственницы» («Причал ада», «Храбрые глаза», «Марсель Пруст», «Безымянная кошка», «Огонь и вода», «Облава», «Смытая фотография»). То же можно сказать и о сборнике «Левый берег», где авторская композиция совершенно разрушена. А сборник «Воскрешение лиственницы» просто перестал существовать. О погрешностях текста и неточности предисловия не говорю.

Это не в укор парижским издателям. Они действовали, понятно, не в контакте с автором, отсюда и погрешности издания.

Конечно, я сожалею, что не удалось начать публикацию книг Шаламова с полного издания «Колымских рассказов», включающего шесть книг (61 печ.лист). Не были готовы тексты «Перчатки или КР-2», да и издательства не брали два тома.

Да, я торопилась, не была тогда, в 1987-88 гг., уверена в будущем гласности. Да, вторая книга («Левый берег») обогнала первую - издательство «Современник» оказалось оперативнее «Художественной литературы». Что ж, пусть тот, кто был тогда уверен в будущем, бросит камень.

Но и сейчас четыре вышедших книги Шаламова «Воскрешение лиственницы» и «Левый берег» (1989), «Перчатка или КР-2» (1990),«Колымские рассказы» (1991) включают всю колымскую эпопею Шаламова и много превосходят парижское издание. Вышло и двухтомное издание, включающее шесть сборников колымских рассказов в авторской последовательности (М.1992).

Удивительна та легкость необыкновенная, с какой походя высказываются весьма некорректные и совсем бездоказательные суждения о «подгонке» Шаламова, выписываются рецепты публикаторам. Тем более огорчительна такая неосновательность в серьезной научной статье, предполагающей, казалось бы, что изучение предмета должно предшествовать суждению о нем.

Ранее не публиковалось.

Примечания

  • 1. Речь идет об издании: Шаламов В. Колымские рассказы. Предисл.М.Геллера. - Париж: YMKА-пресс, 1985.