Варлам Шаламов

Ольга Португалова

Расчеловечивание и вочеловечивание. Лагерный опыт Варлама Шаламова и Виктора Франкла

ХХ век принес с собой в мировую историю такие специфические явления, как массовые репрессии и геноцид. Как следствие, появились и личности – носители этого исторического и психологического опыта, пережившие и засвидетельствовавшие заключение в лагерях. Процесс осмысления лагерного опыта и его отдаленного, опосредованного влияния на массовое сознание не просто не закончен, но (если говорить о России) во многих аспектах только начинается и, вероятно, всегда будет сохранять свою актуальность, будучи напрямую связан с проблемой исторической и социальной памяти, а также в силу своего экзистенциального смысла. Способность человека выжить в нечеловеческих условиях неизбежно ставит вопросы о границах человеческого существования, сохранения и распада личности[1].

В разных обществах и политических системах лагерный опыт имел как схожие, так и различные черты. Темой данной работы станет сопоставление опыта двух бывших заключенных: Виктора Франкла – психиатра, ставшего впоследствии писателем, и Варлама Шаламова – писателя, получившего фельдшерскую профессию в лагере. Такое сравнение возможно, несмотря на всю спорность отождествления гитлеровских концентрационных лагерей и сталинских исправительно-трудовых. Хотя «целей сознательного массового уничтожения людей советская лагерная система не ставила», а «основная функция сталинских лагерей – экономическая», советский лагерь – «величина переменная»[2]. Так, в период т. н. «гаранинщины» 1937–1938 гг. Шаламов характеризовал его как «Дахау без печей», «лагерь уничтожения». Но главное, что для восприятия и сознания узников этих лагерей едва ли имело значение, от чего именно им предстоит погибнуть – газа в камере или колымской «триады»: холода, голода и непосильного труда. Таким образом, параметры сходства будут лишь констатироваться; гораздо более интересным представляется зафиксировать различия в указанных источниках и проанализировать, почему они возникли – почему Франкл описывает свой опыт как опыт вочеловечивания, а Шаламов – как опыт расчеловечивания.

Материалом для сравнительного анализа текстов послужили многочисленные литературные произведения обоих авторов – такой подход практикуется как в русле психологической, так и исторической традиции и позволил выделить значимые содержательные и оценочные категории и выявить в них как сходные, так и различные факты и наблюдения.

Таблица 1. СХОДСТВА
Франкл Шаламов
Об убийственном труде «на чистом воздухе»
как мы завидовали тем… кому выпадала большая удача работать на какой-нибудь фабрике, в закрытом помещении!.. каждый надеялся… [на] спасительный шанс! (Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. М., Смысл, 2007. С. 67. (Далее для этого источника вводится сокращение ФД)) нет нужды полемизировать с Достоевским насчет преимущества «работы» на каторге по сравнению с тюремным бездельем и достоинствами «чистого воздуха»… каторга тогдашняя еще не дошла до тех высот... (Шаламов В. Колымские рассказы // Шаламов В.Т. Собр. соч. в 4 т. М.: Художественная литература, Вагриус, 1998. Т. 1. С. 83.)
Об отсутствии медицинской помощи
Обычно она [порция медикаментов] состояла из пяти… таблеток эрзац-аспирина или кардиозола – и это на несколько дней и на 50 больных! (ФД. С. 74.) назначения… не исполнялись. Ничего в аптеке санчасти не было, кроме марганцовки. Ее-то и давали, то внутрь в слабом растворе, то как повязку (Шаламов В.Т. Колымские рассказы: Кн. 2. Очерки преступного мира. Воскрешение лиственницы. Перчатка, или КР-2. М.: Русская книга (Сов. Россия), 1992. С. 337. (Далее этот источник – КР-2))
Об истощении
две ступеньки – …вечная проблема для нас, обессилевших от голода. Без помощи рук, не цепляясь за дверные косяки, одними усилиями ног мы давно уже не можем перевалить собственный вес через два двадцатисантиметровых барьера (ФД. С. 37–38.) …не можешь перешагнуть бревна на своем пути и должен обходить бревно, к-е перешагнет собака …бугорок на пути казался препятствием неодолимым, вызывающим сердцебиение, одышку и требующим длительного отдыха (КР-2. С. 115.)
Бессмысленность труда
Они… попрекали нас тем, что… нормальный рабочий выполнил бы наше задание гораздо быстрее… бригадиру я даже сказал…: «Если бы вы… за несколько недель научились у меня делать спинно-мозговую пункцию так же хорошо, как я у вас научился земляным работам…» (ФД. С. 44.) [умершим зекам выламывали золотые зубы] сообщения по поводу выломанных зубов в Германии никого на Колыме не удивляли. Государства не хотят терять золота мертвецов… По весу в протезах золота было больше, чем эти люди нарыли… в забоях колымских (КР-2. С. 101.)
О переменах
Счастье – это когда худшее обошло стороной. Мы были благодарны судьбе уже за… то, что какая-то новая неприятность могла случиться, но не случилась… (ФД. С. 68.) Перемена всегда опасна. Это один из важных уроков, усвоенных человеком в лагере. Верят в перемены не побывавшие в лагере (КР-2. С. 331.)
О смещении ценностей и представлений
1) Страдание может быть относительным, как и радость [и иметь «тонкие градации»]… подчас достаточно и совсем малого, чтобы прийти в восторг. Мы готовы были плясать от счастья… потому что [ехали не в Дахау, а в Маутхаузен, где] нет… газовой камеры… непосредственная угроза жизни миновала (ФД. С. 66.) 2) мы… завидовали их [обычных арестантов] относительно упорядоченному… защищенному существованию… команды, не попасть в которые уже было счастьем, были известны прочной традицией битья заключенных или особой жестокостью надзирателей (ФД. С. 67.) 1) «Фантастический мир колымского подземелья», «искаженный свет окон из бутылочного стекла». «Масштабы понятий, оценок на Колыме смещены, а подчас перевернуты вверх ногами» (КР-2. С. 280.) 2) Я бы хотел, конечно, повидать семью, уехать отсюда. Но еще больше мне хотелось бы попасть в камеру… – там было еще лучше и интересней, чем дома (Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 1. С. 90.) 3) получивший 5 лет – радуется, что не 10. 10 получит – радуется, что не 25, а 25 получит – пляшет от радости, что не расстреляли (Шаламов В. Левый берег: Рассказы. М.: Современник, 1989. С. 24.) 4) завидовал тем, кто покончил с собой до отправки на Колыму (Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 2. С. 307.)
О сновидениях и мечтах
мечты о хлебе, о торте, о сигаретах, о хорошей горячей ванне (ФД. С. 45.) постоянный мучительный колымский сон – буханки хлеба, плывущие по воздуху, заполняющие всю землю (КР-2 118.)
Равнодушие, отупение, внутреннее безразличие
Угасание нормальных чувств продолжалось... Вначале заключенный не мог выносить тех садистских экзекуций, при которых его заставляли присутствовать; он отводил взгляд <…> проходят дни, недели, и он начинает реагировать иначе (ФД. C. 36.) Он не винил людей за равнодушие. Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод… Если могли промерзнуть кости… отупеть мозг, могла промерзнуть и душа... бог его знает, был ли этот процесс обратимым… (Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 1. С. 17.)
Раздражительность
[Физиологические причины раздражительности – голод и недосыпание. Она] усиливается ввиду психологических причин. Неудивительно, что страсти быстро достигали высшей точки накала, что выливалось во всеобщую драку (ФД. C. 88–89.) Голодные всегда яростно отстаивают справедливость. Они – вечные спорщики, отчаянные драчуны… Споры возникают по самым диким, самым неожиданным поводам… Все это слишком бессильно, не больно, не смертельно… (Шаламов В. Левый берег. С. 12.)
Об искажениях времени
…Деформации восприятия [времени:] В лагере… маленький отрезок времени – день, заполненный придирками и понуканиями, - казался бесконечным. А больший отрезок, скажем неделя… проходила, казалось, необычайно быстро (ФД. C. 99.) …Я понял одну странную вещь... мучительно труден… час такой «добавочной» работы, а после перестаешь замечать время – и Великое Безразличие овладевает тобой – часы идут как минуты, еще скорее минут (Шаламов В. Левый берег. С. 21-22.)
Об атрофии эмоциональной сферы
несентиментальность… [– проявление] обесценивания… всего, что не приносит чисто практической пользы, не помогает выжить. Все остальное… казалось заключенному излишней роскошью. Отмирали все духовные запросы … все, что относится к области человеч. культуры, впало в некий род зимней спячки (ФД. C. 52.) чувства – любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность – ушли от нас… за время… продолжительного голодания. В... мышечном слое… размещалась только злоба – самое долговечное человеческое чувство (Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 1. С. 34.)
Об атрофии волевой сферы и целеполагания
1) …Человек в лагере настолько падает духом, им настолько овладевает апатия, что его душевная жизнь опускается на более примитивный уровень, превращая его в безвольную игрушку судьбы или объект произвола охранников… он начинает бояться принимать собственные решения, взять свою судьбу в свои руки (ФД. С. 87.) 2) И во мне нарастает и усиливается то беспокойное чувство… ведь я нарушаю мой принцип – не искушать судьбу! (ФД. C. 83.) 1) Мы давно стали фаталистами, мы не рассчитывали нашу жизнь далее как на день вперед… Всякое вмешательство в судьбу, в волю богов было неприличным (Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 1. С. 44.) 2) Человеку очень трудно было самому принимать решение, совершить поступок, какому не научила его повседневная жизнь… Его учили жить… когда чужая воля… управляет событиями. Необычайно трудно вмешаться в собственную судьбу, «преломить» судьбу (Шаламов В. Левый берег. С. 34.)
Жизнь – благо?
Имеет ли смысл само это страдание, эта смерть, постоянно витающая над нами?.. Если весь смысл жизни в том, сохранит ее человек или нет, если он всецело зависит от милости случая – такая жизнь… не стоит того, чтобы жить (ФД. C. 94.) 1) не вижу блага в моем бессмертии ни для себя, ни для государства. Понятия наши изменили масштабы, перешли границы добра и зла. Спасение может быть благо, а м. б., и нет (КР-2. С. 263.) 2) У меня изменилось представление о жизни как о благе, о счастье (КР-2. С. 289.)
Лагерь как модель внешнего мира
…Концлагерь был… микрокосмическим отражением мира людей вообще. Жизнь в концлагере раскрыла самые бездонные глубины человеческой души…. едва ли найдется место, в котором ход истории был бы так спрессован. [Лагерь]… содержит в себе, как в образце, всю сумму зла и страданий <…> все ложное, опасное, глупое и низкое, что произрастает в человеке и в человеческих институтах, смело выступает здесь в своей зловещей и неумолимой обнаженности (Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990. С. 154–155.) Лагерь – не противопоставление ада раю, а слепок нашей жизни… [Он] мироподобен. В нем нет ничего, чего бы не было на воле, в его устройстве социальном и духовном. Лагерные идеи только повторяют… идеи воли… Лагерь отражает не только борьбу политических клик… но культуру этих людей, их тайные стремления, вкусы, привычки, подавленные желания <…> Чужими судьбами в лагере еще легче распоряжаться, чем на воле (Шаламов В. «Новая проза». Из черновых записей 70-х годов // Новый мир. 1989. № 12. С. 71.)
О дистанции
Психологический анализ требует от исследователя некоторой дистанции. Но... для находящегося «внутри» дистанция... слишком мала, чтобы судить объективно... в его представлении масштабы могут быть… искажены (ФД. C. 17–18.) Писателю нужен опыт небольшой и неглубокий… к-й не мог бы оказать решающего действия в его оценках… Писатель не должен хорошо знать материал, ибо материал раздавит его <...> Нельзя хорошо рассказать о том, что знаешь близко (Шаламов В.Т. Воспоминания. – М.: Олимп, Астрель, АСТ, 2001. С. 151–152.)
О фатализме
«Заключенный постоянно ощущал себя игрушкой судьбы». Глава «План бегства» перечисляет, сколько случайностей должно было соединиться, чтобы он уцелел перед освобождением концлагеря; главное – не вмешиваться в события, позволить им идти своим чередом (ФД. С. 80-87.) «таинственная судьба», «маятник, раскачивающийся от жизни до смерти» (КР-2. С. 268.), «кошка-судьба» (Шаламов В. Левый берег. С. 86.). «У каждого арестанта есть судьба, которая переплетается со сражениями каких-то высших сил. [Он] становится орудием какого-то чуждого ему сражения… (Шаламов В. «Новая проза». Из черновых записей 70-х годов. С. 4.)
О «самоотборе» и борьбе среди заключенных
Мы… знаем: лучшие не вернулись!» (ФД. С. 15.) …крайне эгоистичные, жестокие личности, побеждавшие в борьбе за выживание. Они становились слугами палачей (ФД. С. 116.) и компенсировали чувство неполноценности высоким положением… У них развивалась мания величия в миниатюре (ФД. C. 89.) «Доносят все, доносят друг на друга с самых первых дней… Все – чтобы толкнуть в могилу соседа – словом, палкой, плечом, доносом» (Шаламов В.Т. Воспоминания. С. 177.); Поташников отказался от бригадирства, «чтобы умиравшие товарищи не бросали в него свои предсмертные проклятия» (Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 1. С. 18.)

Таким образом, очевидно и не нуждается в дополнительных аргументах, что авторы столкнулись со сходными формами действительности, описывают аналогичные миры по аналогичным параметрам. В первую очередь описания касаются второй фазы в развитии психических реакций заключенных – стадии адаптации, апатии и эмоциональной смерти[3]. Целесообразнее сосредоточиться на различиях, имеющихся в этих источниках и касающихся скорее оценочной сферы.

Таблица 2. РАЗЛИЧИЯ
Франкл Шаламов
О прошлом
Уход в себя означал для тех, кто был к этому способен, бегство <…> в собственное прошлое. Фантазия была постоянно занята восстановлением [прошлого, обычно – «деталей обыденной повседневности»] (ФД. С. 58.) Думал ли он тогда о семье? Нет. О свободе? Нет. Читал ли он на память стихи? Нет. Вспоминал ли прошлое? Нет. Он жил только равнодушной злобой (Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 1. С. 175.)
О семье
…безграничная тоска по близким и родным... Она может быть такой жгучей, что захватывает все его существо (ФД. C. 135.) Я не хотел бы сейчас возвращаться в свою семью. То, что им кажется важным – пустяк. То, что важно мне… ни понять, ни почувствовать им не дано (Шаламов В. Левый берег. С. 17.)
О жене
смысл того итога, что достигнут человеческой мыслью, поэзией, верой: освобождение – через любовь, в любви! …человек, у которого нет уже ничего… может... обладать самым дорогим для себя – образом того, кого любит (ФД. С. 56–57.) После того, что я видел – я не хочу быть обязанным в чем-то никому, даже собственной жене (Шаламов В. Левый берег. С. 73.)
О сопротивляемости интеллигентов
Чувствительные люди с [духовными интересами]… переносили лагерную ситуацию... болезненно, но… менее деструктивно, даже при их мягком характере. Потому что им… доступно возвращение из ужасной реальности в мир духовной свободы и внутреннего богатства (ФД. С. 54–55.) Почему талант не находит в себе достаточных внутр. сил, нравственной стойкости… чтобы с уважением относиться к самому себе и не благоговеть перед мундиром?.. Интеллигенты, попавшие на цепь, готовы раболепствовать перед любым полуграмотным дураком (КР-2. С. 220.)
О смысле
1) ищешь ответа… о смысле твоего страдания, твоей жертвы, твоего умирания… все в тебе восстает против безнадежности смерти, и… есть ли смысл? – откуда-то звучит твердое, ликующее «да!» (ФД. C. 60.) 2) Человеческая жизнь всегда и при любых обстоятельствах имеет смысл… (ФД, C. 114.) Рассчитывать жизнь дальше чем на один день не было никакого смысла. Само по себе понятие «смысл» – вряд ли допустимо в нашем фантастическом мире… не мозгом, а каким-то животным арестантским чувством… найдена аксиома (КР-2. С. 266.)
О природе
Те, кто сохранил способность к внутренней жизни, не утрачивал и способности… изредка воспринимать красоту природы или искусства… «Смотри, как красиво солнце осветило эти стволы, похоже на одну акварель Дюрера…» А однажды… наш товарищ [требует], чтобы мы… вышли на минутку: нельзя пропустить такой красивый закат! И когда мы… увидели там, на западе, пылающую полосу неба и теснящиеся… облака… среди столь контрастно унылых лагерных зданий… то… кто-то сказал: «Как прекрасен мог быть этот мир!» (ФД. С. 59–60.) Она помахала нам рукой и крикнула: «Скоро, ребята, скоро!» Радостный рев был ей ответом… Она указывала на небо, вовсе не имея в виду загробный мир. Нет, она показывала… что близок конец трудового дня. Она по-своему повторила нам гетевские слова о горных вершинах. О мудрости этой простой женщины… о ее великом сердце я и думал, и шорох дождя был хорошим звуковым фоном для этих мыслей… серые горы… серое небо, люди в серой рваной одежде – все было какой-то единой… дьявольской гармонией (Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 1. С. 28.)
Смерть физическая и духовная
1) [действительность] превращает человека в безответный объект уничтожения (предварительно используя… остатки его физических способностей) (ФД. С. 72.) Как показать, что духовная смерть наступает раньше физической смерти? …что духовная сила не может… задержать распад физический? (Шаламов В.Т. Воспоминания. С. 154.)
О самоубийстве
1) …Все это приводило почти каждого из нас… к мысли о самоубийстве. Но я, исходя из моих мировоззренческих позиций <…> в первый же вечер… дал себе слово «не бросаться на проволоку» (ФД. С. 32.) 2) …Каждый может для себя рассчитать, как мала для него вероятность выжить [5%]… лично я… не собираюсь складывать оружие. Ведь никто не знает своего будущего… я заговорил о… возможностях наполнить свою жизнь смыслом (ФД. C. 112–114.) 1) человек тогда может считать себя человеком, когда в любой момент всем своим телом чувствует, что он готов покончить с собой, готов вмешаться сам в собственное свое житие (КР-2. С. 141.) 2) Голодный и злой, я знал, что ничто в мире не заставит меня покончить с собой... я стал понимать суть великого инстинкта жизни... человек стал человеком... потому... что заставил свое духовное начало успешно служить началу физическому (Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 1. С. 27.)
О Толстом и Достоевском
Возможно… мои концепции каким-то образом созвучны русской душе… на меня огромное влияние оказали сочинения таких русских писателей, как Достоевский и Толстой (которых я постоянно цитирую в своих трудах) (Франкл В. Человек в поисках смысла. С. 23.) Русские писатели-гуманисты второй половины XIX века несут на душе великий грех человеч. крови, пролитой под их знаменем в XX веке. Все террористы были толстовцы и вегетарианцы, все фанатики - ученики русских гуманистов… От их наследия новая проза отказывается (Вопросы литературы. 1989. № 5. C. 243.)

Противоречия порой заключались в наличии/отсутствии тех или иных понятий:

часто у Франкла (нет у Шаламова) часто у Шаламова (нет у Франкла)
духовное
любовь
бог
товарищ
свобода
собственное Я
физическое
злоба
выносливый
инстинкт
тело

Получается, что на основе сходного опыта и аналогичных переживаний авторы делают разные выводы, расходятся на этапе осмысления и обобщения. Возникает вопрос: чем вызваны такие противоречия в суждениях людей сходной судьбы и культуры?

Основные тезисы Франкла могут выглядеть так:

  1. Всегда есть пространство для выбора – для реализации внутренней свободы.
  2. В самых ужасных условиях человек может остаться человеком.
  3. Во всем происходящем следует искать смысл (не «почему», а «зачем»).

Парадоксальным образом, такая позиция сближает Франкла с отечественной традицией восприятия тюрьмы – от Достоевского до Солженицына.

Убеждения Шаламова также хорошо известны, их можно свести к следующему:

  1. В лагерном опыте нет ничего положительного/ никакого смысла.
  2. В нечеловеческих условиях человек перестает быть человеком, срок этого превращения невелик и составляет три-четыре недели для здорового и сильного человека.
  3. Не все происходящее наделено смыслом.

Еще в 1920-х годах соотечественник Франкла – З. Фрейд высказал гипотезу: если «заставить голодать некоторое количество самых разных людей», то постепенно «все индивидуальные различия будут стираться»[4], в бесчеловечных условиях «облетят фиговые листочки культуры, цивилизации» и останутся «базовые инстинкты» борьбы за выживание[5]. Считается, что эту гипотезу Франкл опроверг собственным примером — но ту же гипотезу подтвердил на своем опыте Шаламов:

«В человеке гораздо больше животного, чем кажется… когда тысячелетняя цивилизация слетает, как шелуха, и звериное биологическое начало выступает в полном обнажении, остатки культуры используются для реальной и грубой борьбы за жизнь в ее непосредственной, примитивной форме»[6].

Как подчеркивал Шаламов, разнообразных эффектов «расчеловечивания» не наблюдается в том случае, если условия оказываются относительно менее жесткими[7]. Но отнюдь не потому, что наступление этого синдрома зависит от усилий человека и является «необязательным»:

«Я никого в жизни не предал, не продал. Но я не знаю, как бы я держался, если бы меня били… Кипреев выдержал… битье. Но… его припугнули арестом жены»[8].

По Шаламову, это случайность[9], а попытки искать смысл в пережитом – возможны, но категорически неприемлемы и аморальны, не должны производиться. Поскольку результатом такого поиска неизбежно станет «растление ума и сердца», «когда… большинству выясняется… что можно, оказывается, жить без мяса, без сахару, без одежды, без обуви, а также без чести, без совести, без любви, без долга… и это… обнажение страшно»[10].

Получается, что такая логика (озвученная в «Одном дне Ивана Денисовича»: «Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут»[11]), придавая смысл и порождая надежду для единичной личности, одновременно оправдывает систему в целом. Ведь если можно жить, отказавшись от всего, что считается достижениями цивилизации, то зачем жить как-то иначе[12]?

Здесь возникает вопрос о границе между реальным автором и повествователем – она никогда не размывается полностью, и читатель всегда вступает в коммуникацию с тем, что сознательно предъявляет ему писатель после отфильтровывания. Франкл не реже Шаламова сталкивался с эффектом расчеловечивания; Шаламов не реже Франкла наблюдал «закон сопротивления распаду». Между наблюдениями и опытом двух писателей вообще больше сходства, чем различия. Расхождение, по большому счету, одно, но непреодолимое. Франкл пишет:

«Духовная свобода человека, которую у него нельзя отнять до последнего вздоха, дает ему возможность до последнего же вздоха наполнять свою жизнь смыслом»[13]. Это «свобода отнестись к обстоятельствам», «занять позицию по отношению к этой форме крайнего принудительного ограничения его бытия»[14].

Для Франкла это свобода привнесения смысла, а для Шаламова – отказа от наделения смыслом.

Причиной этого мировоззренческого расхождения могут быть цели, которыми руководствуются писатели («Иногда социальные цели истории нелегко распознать»[15]). Франкл сконцентрирован в своем анализе на внутреннем мире личности и ее стратегиях и выступает прежде всего как психолог и как свидетель:

«Цель книги – раскрыть… пережитое миллионами людей… «изнутри»… [показать], как… лагерная повседневность отражалась на душевном состоянии обычного, среднего заключенного»[16].

Выводы и обобщения Франкл в какой-то мере оставляет для будущих исследователей[17], не отказываясь и от своих заключений: он формулирует «правила», которые позволяют личности избежать эффекта «расчеловечивания».

Разобраться в целях, которые ставит перед собой Шаламов, значительно труднее. Он отвергает напрашивающиеся мотивировки, первая из которых – предостеречь, чтобы избежать повторения:

«Я не верю в литературу. Не верю в ее возможность по исправлению человека… История повторяется»[18].

Сама идея любых советов глубоко чужда его писательскому и человеческому кредо[19].

Нельзя и сказать, что Шаламов вовсе не интересуется факторами, препятствующими «расчеловечиванию», а тем более отрицает их. Он периодически обращается к примерам того, как личность успешно сопротивлялась давлению извне («Житие инженера Кипреева», «Золотая медаль» и др.[20]). Более того, Шаламову и самому удалось избежать «распада» (а распад, в его понимании, это поступиться самым главным, заветным, принципами). Но отдельные упоминания об этой внутренней победе приходится специально разыскивать в корпусе текстов Шаламова:

  1. «Одна из идей, понятых и усвоенных мной…: Раньше сделай, а потом спроси, можно ли это сделать. Так ты разрушаешь рабство, привычку во всех случаях жизни искать чужого решения, кого-то о чем-то спрашивать, ждать»[21];
  2. «Вы, вероятно, тоже в свое время использовали это единственное преимущество грамотности здесь? – Нет... Мне это казалось всегда последним унижением, концом. За суп я никогда не рассказывал романов»[22];
  3. «…понял Андреев, что он кое-что стоит, что он может уважать себя. Вот он здесь еще живой и никого не предал и не продал... Ему удалось много сказать правды, ему удалось подавить в себе страх… моральные барьеры определились»[23];
  4. «я не буду доносить… не буду добиваться должности бригадира, дающей возможность остаться в живых, ибо худшее в лагере – это навязывание своей (или чьей-то чужой) воли другому человеку»[24];
  5. «Я знаю, что у каждого человека здесь было свое [самое последнее], самое важное – то, что помогало жить, цепляться за жизнь… моим спасительным последним были… чужие любимые стихи»[25].

В этих примерах есть нечто общее, единая линия поведения – проявление осознанной «свободной воли» («Именно здесь он понял… что он испытан великой пробой и остался в живых... что, как ни мизерны возможности выбора, свободной воли арестанта, они все же есть» там же). Но Шаламов отказывается от экстраполяции собственного опыта до уровня закономерности («Каждый может сломаться», «Всякий рецепт фальшив).

По Франклу, «в аномальной ситуации именно аномальная реакция становится нормальной»[26]; вновь попав в нормальную ситуацию, человек, по-видимому, вернется и к обычному душевному состоянию. По Шаламову, такой процесс необратим и полностью деформирует личность:

«Сотни тысяч людей, побывавших в заключении, растлены воровской идеологией и перестали быть людьми… Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью»[27];

«Безнаказанность… развращает, растлевает души людей – всех, кто это делал, видел, знал…»[28].

Проблема проникновения криминального мира в мир обычный, их слияния и задача деромантизации всего «блатного» волновали Шаламова всю жизнь.

Он возлагает на себя функции, миссию если угодно, документалиста (свидетеля), «писателя ХХ века»[29]. Чем проза-документ отличается от просто документа? По-видимому, отношением, свободным выбором человека, о котором говорит Франкл. Широко цитируемое решение Шаламова:

«Принцип… всей жизни моей, вывод из моего личного опыта… Сначала нужно возвратить пощечины и только во вторую очередь – подаяния. Помнить зло раньше добра. Помнить все хорошее – сто лет, а все плохое – двести»[30].

Это не столько воздаяние, сколько внутренний долг: «долг гражданина я выполнил в труднейших условиях: никого не предал, ничего не забыл, ничего не простил»[31] (переписка с Пастернаком). Долга свидетеля: «Тут дело не в обыкновенной, а в нравственной ответственности. Этой ответственности у обыкновенного человека нет, а у поэта она обязательна...»[32] Как это можно расшифровать?

Помнить – сознательный выбор человека, который затрудняет множество факторов. Память Шаламов воспринимает в целом как ненадежный инструмент. Во-первых, она избирательна: «Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее»[33]. Во-вторых, она управляема, подконтрольна[34]. Наконец, память субъективна: чем больше свидетелей, тем таинственнее событие[35]. Неодушевленным свидетелям Шаламов, конечно, доверяет больше (ветка лиственницы, карандаш и трупы, «перчатка»[36], обкусанные шахматы из хлеба[37]. Но такие свидетели не могут дать «прозу, выстраданную как документ», «собственная кровь, собственная судьба – вот требование сегодняшней литературы»[38].

Плохая или выборочная память в то же время оказывается важным условием личного счастья, личного более или менее благополучного, «нормального» существования, механизмом самосохранения: «искусство жить, если таковое имеется, - по существу есть искусство забывать»[39]. Поддаться этому закону тем легче и тем соблазнительнее, что этого ждут все, кто окружает свидетеля: семья[40] и близкие[41], а нежелание забывать приводит ко множеству лишений.

Наконец, и это самое важное, волевой амнезии, отказа от памяти ждет и государство («Правительство просит честно трудиться на благо родины и забыть все, что было»[42]). Поэтому «кто видел – будет молчать за “боюсь”. Благодетельность такого молчания подтверждается всей жизнью»[43]. Так вылепливается т. н. тоталитарное сознание («Тоталитаризм… последовательно ломает и подчиняет себе микросоциальную среду личности… контроль за мыслями порождает массивный слой «политического бессознательного»: сомнений, опасных мыслей, отрицательных эмоций, в которых нельзя признаться другим и даже себе. Создается цепочка внутренней цензуры... тупиковый исход рационализации, отбросившей идею личной свободы»[44]).

Когда личность вступает в конфликт с государством, она может победить – сохранив память, расставляя оценки собственным волевым выбором. При этом личности приходится сказать своей жизни «нет» («жизнь. Личное бессмертие… Террор сделал эту проблему не главной»[45]). Франкл и Шаламов ставят перед собой разные цели – соответственно, выживание личности и выживание общества. Логоцентричная модель Франкла неприменима в случаях взаимодействия государства и человека – а нигде, по выражению Шаламова, они не встречаются ближе, чем на дорожке золотого забоя. В ситуации, где выжить (в понимании Франкла и Шаламова, то есть сохранить внутреннее Я) недостаточно, где личность – носитель свободной воли сталкивается с направленной злой волей извне, концепция Франкла предлагает человеку лишь умение тихо и с достоинством встретить смерть, т. е. оказывается неприменимой.

Для личности в плоскости «борьбы за человека в человеке» безразличны «механизмы и статистика многих», а важен «подвиг даже одного», «нравственный выбор», вера «во всеобщность, истинность даже единичного поступка»[46]. Для общества, для «встречи человека и мира», «борьбы человека с государственной машиной»[47] значение имеют как раз «механизмы и статистика многих». По убеждению Шаламова, для ХХ века эта часть вопроса актуальнее:

«Лагерная тема в широком ее толковании – это основной вопрос наших дней. Разве уничтожение человека с помощью государства – не главный вопрос нашего времени, нашей морали, вошедший в психологию каждой семьи?»[48]

Именно поэтому внимание Франкла сфокусировано на том, что человек мог сохранить душу, а внимание Шаламова – на том, что обычно душа погибала в лагере, даже если тело порой выживало.

Варлам Шаламов в контексте мировой литературы и советской истории. Сборник трудов международной научной конференции. Сост. и ред. С.М.Соловьев. М.: Литера. 2013. С.70-84.

Примечания

  • 1. См. у П. Леви: «любой человеческий опыт достоин осмысления и анализа… изучение [особого – лагерного опыта] позволяет сделать хотя и неутешительные, но бесспорные выводы… лагерь был гигантским биологическим и социальным экспериментом» Леви П. Человек ли это? М.: Текст, 2001. C. 104.
  • 2. Есипов В.В. Варлам Шаламов и его современники. Вологда: Книжное наследие, 2007. C. 236.
  • 3. Гуревич П.С. Психология чрезвычайных ситуаций. М.: Юнити-Дана, 2007. С. 67.
  • 4. Цит. по: Франкл В. Человек в поисках смысла. С. 143.
  • 5. Братусь Б.К. «…Несмотря ни на что – “да” сказать жизни». Уроки Виктора Франкла. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rpsy.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=52&Itemid=51
  • 6. Шаламов В.Т. Воспоминания. С. 163–164.
  • 7. Шаламов столкнулся с более жесткими условиями. Ср.: «Лесная работа дорожника, о которой мечтал всякий приисковый заключенный» (Левый берег. С. 87) и «Я работал преимущественно на земляных работах и на строительстве железнодорожных путей» (Франкл В. Психотерапия на практике. СПб: Речь, 2001. С. 15).
  • 8. Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 2. С. 150.
  • 9. Та же логика – в антиутопии «1984» Оруэлла: «То, что хуже всего на свете, <…> разное для разных людей. Боли <…> иногда недостаточно… Но для каждого человека есть нечто непереносимое, немыслимое. Смелость и трусость здесь ни при чем <…> Для вас они [крысы] непереносимы. Это та форма давления, которой вы не можете противостоять, даже если бы захотели» Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. М.: Прогресс, 1989. С. 191.
  • 10. Из письма В.Т. Шаламова Б.Л. Пастернаку. Туркмен, 8.01.1956.
  • 11. Солженицын А.И. Избранное. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 63.
  • 12. Этот «цивилизационный» мотив является сквозным для всей прозы Шаламова, но, кажется, отсутствует у Франкла. Например: НМ с. 45, ЛБ с. 63-64.
  • 13. ФД. С. 94.
  • 14. ФД. С. 93.
  • 15. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М.: Весь мир, 2003. С. 13.
  • 16. ФД. С. 11, 15.
  • 17. ФД. С. 18.
  • 18. Шаламов В. «Новая проза». Из черновых записей 70-х годов. С. 3
  • 19. Там же. С. 27.
  • 20. См. также: Шаламов В. Левый берег. С. 106; Шаламов В.Т. Воспоминания. С. 155.
  • 21. Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 4. С. 257.
  • 22. Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 1. С. 78.
  • 23. Там же. С. 164–180.
  • 24. Там же. С. 36.
  • 25. Там же. С. 117.
  • 26. ФД. С. 134.
  • 27. Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 1. С. 146.
  • 28. Шаламов В. Левый берег. С. 28.
  • 29. Там же, с. 546-554. КР-2, с. 263. Созвучная мотивация, м. б., находится у Бунина: «Вещи и дела, аще не написании бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написании же яко одушевлении» – так начинается «Жизнь Арсеньева». О.А. Астащенко замечает: «Неслучаен и образ «зеркала памяти»... Хотя у художника она не зеркальна, избирательна… способна возвысить человека над хаосом проходящей жизни» (Коковина Н.З. Категория памяти в русской литературе XIX века: Дисс... д-ра филол. наук. Тверь, 2004).
  • 30. КР-2. С. 289.
  • 31. Шаламов В.Т. Записные книжки. 15 сентября 1972 года.
  • 32. Шаламов В. «Новая проза». Из черновых записей 70-х годов. С. 5.
  • 33. Шаламов В.Т. Собр. соч. Т. 1. С. 45.
  • 34. КР-2. С. 128.
  • 35. Шаламов В. «Новая проза». Из черновых записей 70-х годов. С. 41.
  • 36. КР-2. С. 259, 101, 263 соответственно.
  • 37. Шаламов В. «Новая проза». Из черновых записей 70-х годов. С. 101.
  • 38. Шаламов В. Левый берег. С. 546-554.
  • 39. Шаламов В.Т. Воспоминания. С. 153, 165.
  • 40. Там же. С. 161.
  • 41. Там же. С. 250.
  • 42. Там же. С. 199.
  • 43. КР-2. С. 128.
  • 44. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., Смысл, 1997. С. 324.
  • 45. Шаламов В. «Новая проза». Из черновых записей 70-х годов. С. 5.
  • 46. Братусь Б. К. «…Несмотря ни на что – “да” сказать жизни». Уроки Виктора Франкла.
  • 47. Шаламов В. Левый берег. С. 551.
  • 48. Там же. С. 554.