Варлам Шаламов

Татьяна Карандашева

Вологодское духовенство и призыв епископа Алеутского и Аляскинского Николая (Зиорова) к служению в Алеутской епархии

В статье анализируются предпосылки появления в Северной Америке в конце XIX века священников из Вологодской епархии. Вводятся в научный оборот новые данные о призыве епископа Алеутского и Аляскинского Николая (Зиорова) к служению в Америке и о вологодских священниках, подавших прошения о переводе в Алеутскую епархию. Автор приходит к выводу, что стремление вологодского духовенства в Северную Америку началось с публикации призыва епископа Николая в «Вологодских епархиальных ведомостях».

Выходцы из Вологодской земли – купцы, мореходы, промышленные люди, мастеровые, землепашцы – принимали активное участие в исследовании и освоении Алеутских островов и Аляски. После продажи Аляски в 1867 г. ее покинуло большинство российских подданных, но население Аляски продолжало исповедовать православие, и Русская Православная Церковь продолжала свою деятельность [1]. С 90-х годов XIX века в Америку начинают прибывать священники из Вологодской епархии. Например, Тихон Шаламов «был направлен на службу за океан по представлению епископа Алеутского и Аляскинского Николая (Зиорова), приступившего там к делам в 1891 году. Известно также, что ранее Зиоров некоторое время был инспектором Вологодской духовной семинарии. Возможно, от него и шла просьба прислать на Аляску кого-либо из достойнейших воспитанников хорошо знакомой ему семинарии» [2, с. 24].

Цель данной статьи – выяснить, каким образом Тихон Шаламов и другие вологодские священники поступали на службу в Алеутскую епархию. Материалами для настоящего исследования послужили архив журнала «Вологодские епархиальные ведомости» и документы Государственного архива Вологодской области.

Епископ Алеутский и Аляскинский Николай, в миру Михаил Захарович Зиоров, служил инспектором Вологодской духовной семинарии с сентября 1883 года [3] по ноябрь 1885 года [3, с. 34]. Т.е. Михаил Зиоров два учебных года был вторым, после ректора протоиерея П.Л. Лосева, человеком в Вологодской семинарии. В это время в семинарии училось 390 воспитанников, из них пятеро – Александр Пустынский, Виктор Попов, Тихон Шаламов, Рафаил Кедровский и Константин Павлов – впоследствии служили в Алеутской епархии. Помнил ли кого-нибудь из вологодских семинаристов Зиоров, когда в 1891 году стал епископом Алеутским и Аляскинским? Как говорят преподаватели высшей школы, и как автор настоящего исследования убедилась на собственном опыте, запоминаются в основном отличники и двоечники. В этом смысле инспектор семинарии мог помнить Александра Пустынского (в 1903–1909 епископ Аляскинский, викарий Алеутской епархии Иннокентий), который в 1883–1885 гг. был в числе первых учеников I и II классов Вологодской семинарии. В одном классе с Александром Пустынским, но с гораздо более скромными успехами учились Рафаил Кедровский и Тихон Шаламов. После второго класса Кедровскому была назначена переэкзаменовка по греческому языку и математике, а Шаламов оставлен на повторительный курс в том же классе. Кедровский переэкзаменовку не прошел, и в следующем учебном году Кедровский и Шаламов снова учились вместе во втором классе, Шаламов в учебе подтянулся и перешел в III класс, а Кедровский после II класса был уволен из семинарии по малоуспешности. Виктор Попов в 1883‒1885 гг. учился в III и IV классах, в III классе был среди первых учеников, в IV классе его успеваемость несколько снизилась. Константин Павлов в 1884/85 учебном году учился в I классе, и был оставлен в том же классе на повторительный курс, но учение не продолжил [4].

После семинарии все перечисленные лица, за исключением Александра Пустынского поступившего в Киевскую духовную академию [5], остались в Вологодской губернии. Рафаил Кедровский после увольнения из семинарии служил в храмах Устюжского уезда сначала псаломщиком [6], а в 1894 г. рукоположен в сан диакона [6, с. 263]. Виктор Попов после окончания семинарии в 1887 г. служил диаконом в храмах Никольского и Вельского уездов [6, с. 201], в 1889 г. рукоположен в сан священника [6, с. 28] и определен законоучителем сельского училища [6, с. 81]. Тихон Шаламов после окончания семинарии в 1890 г. определен на должность учителя в дальнюю деревню Вологодской губернии, где учительствовал полтора учебных года, но не оправдал надежд: не поднял школу выше других школ уезда и не «разорил гнездо раскола» [7, с. 219]. Константин Павлов в мае 1892 г. определен и.д. псаломщика в храм Усть-Сысольского уезда [6, с. 199].

В декабре 1892 году с разрешения епископа Вологодского и Тотемского Израиля в «Вологодских епархиальных ведомостях» появляется письмо епископа Алеутского и Аляскинского Николая, с которым он обратился к о. ректору Вологодской семинарии И.А. Лебедеву: «В Алеутской епархии есть несколько мест вакантных – священнических и псаломщических; именно – в Нушагокской миссии священническое, в Кенайской миссии – священническое с жалованием для священника с семинарским образованием не менее 1800 руб. золотом, а для священника с духовно-училищным образованием не менее 1200 руб. золотом при казенной квартире. Псаломщика и вместе регента место имеется при кафедральном соборе в Сан-Франциско с жалованьем 1100 руб. золотом. В скором времени предстоит еще несколько новых вакансий – как на континенте Америка, так и на островах, равным образом и два учительских места. Так как климатические условия Вологодской губернии более других подходят к климатическим условиям Америки и Алеутских островов, то я обращаюсь к Вашему Преподобию с покорнейшей просьбой объявить воспитанникам Вашей семинарии через Епархиальные ведомости, или каким другим путем – не пожелает ли кто из них служить в Алеутской епархии? Если у кого появится желание, тот пусть подает прошение на мое имя с приложением надлежащих документов – по следующему адресу: North America. S. Francisko, Powell-street, 1715. His Eminence To the Bichop Nicholas. Северная Америка, С. Франциско, Его Преосвященству, Епископу Николаю» [8, с. 390].

В это время в Вологодской епархии жалованье священника не превышало 150 руб. в год, жалование псаломщика – 50 руб. в год [9]. Призыв епископа Николая услышан и уже в феврале епископу Вологодскому и Тотемскому Израилю поступает прошение от священника Ватлановской Богородицкой церкви Вологодского уезда Василия Либровского: «При Христорождественской Брюховской церкви Грязовецкого уезда находится праздная священническая вакансия, при казенном доме для священника. А я, как обремененный большим семейством, при скудных доходах от землепашества и прихожан, не имею возможности уплатить долгов за дом и других на нужду взятых мною, плачу только проценты без уплаты настоящих денег, при занимаемом мною приходе, а поэтому Всепокорнейше прошу Ваше Преосвященство, соблаговолите переместить меня к вышеозначенной церкви или благословите меня подать прошение Епископу Николаю Алеутскому и Аляскинскому для определения меня на священническую вакансию» [10, л. 57]. К этому прошению Вологодская консистория подготовила справку: «Василий Либровский 53 лет. По окончании курса Вологодской семинарии во втором разряде 23.02.1864 г. рукоположен в дьякона, 30.01.1867 – в священника. С 1864 года служил в храмах и законоучителем в школах Тотемского, Сольвычегодского, Кадниковского и Вологодского уездов, по духовному ведомству награжден набедренником, от Земства награжден 18 рублями. Поведения весьма хорошего, судим и оштрафован не был. В семействе у него жена и пятеро детей» [10, л. 58]. Не довелось Василию Либровскому не только поехать в Америку, но даже переместиться к Брюховской церкви с казенным домом для священника: в 1909 года о. Василий умер священником той же Богородской Ватлановской церкви [11].

Просителей было много и справок тоже требовалось много. Так, осенью 1894 г. из Святейшего Синода запрашивают «сведения о просителях на службу в Алеутскую епархию: учителе Усть-Сысольского духовного училища Александре Чапурском, надзирателе за учениками сего училища Михаиле Караулове, учителе Вемского Спасского училища Вологодского уезда Георгии Крассове, студенте семинарии Анатолии Прозоровском и псаломщике Вологодской градской Богородицкой кладбищенской церкви Иларии Непеине» [10, л. 431]. Из вышеперечисленных лиц в Америку попал только Георгий Крассов и служил учителем в миссионерской школе на о-ве Уналашка [1].

Из выпускников Вологодской семинарии первым в Америку отправился Александр Пустынский. После окончания Киевской духовной академии Пустынский указом Св. Синода от 15.06.1893 г. по представлению Преосвященного Николая, епископа Алеутского и Аляскинского, определен на должность псаломщика к кафедральному собору в Сан-Франциско [5].

Судьба Тихона Шаламова решилась указом Св. Синода Преосвященному Израилю, епископу Вологодскому и Тотемскому от 15 июля 1893 г.: «По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали дело по ходатайству Преосвященного Алеутского о назначении бывшего воспитанника Вологодской духовной семинарии Тихона Шаламова священником к Кадьякской Воскресенской церкви. Приказали: Преосвященный Алеутский ходатайствует о назначении бывшего воспитанника Вологодской духовной семинарии Тихона Шаламова на службу в Алеутскую епархию. В виду сего Святейший Синод определяет: бывшего воспитанника Вологодской семинарии Тихона Шаламова назначить на священническое место при Кадьякской Воскресенской церкви с тем, чтобы рукоположение его в сан священника совершено было Вашим Преосвященством, поручив Вам донести Святейшему Синоду о его посвящении; о чем и послать указы: Вашему Преосвященству для исполнения и Преосвященному Алеутскому для сведения» [10, л. 30].

В том же 1893 г. в Америку отправился Виктор Попов. В указе Св. Синода от 29.09.1893 г. сказано: «…слушали... а) прошение священника Пакшенгской Покровской церкви Вологодской епархии Виктора Попова о перемещении его на службу в Алеутскую епархию в виду сделанного ему Преосвященным Алеутским приглашения в письме от 18 марта сего года и б) отношение Вашего преосвященства от 15 июля с сообщением вполне одобрительного о названном лице отзыва. Приказали: 1) Священника Виктора Попова переместить на службу в Алеутскую епархию, с назначением на священническое место к Питсбургской церкви» [10, л. 43].

В 1894 году в Америку приезжает Константин Павлов, назначенный псаломщиком Уналашкинской Вознесенской церкви Алеутской епархии [10, л. 155], позднее епископ Николай рукоположил Константина Попова в сан иерея [1].

В 1896 году в Америку приехал Рафаил Кедровский, причем в том же Указе Св. Синода от 23.09.1896 г. рассматривается кандидатура еще одного воспитанника Вологодской семинарии Константина Попова: «…слушали... по сообщению Преосвященного Алеутского о принятии на службу в Алеутскую епархию дьякона Морозовской Спасской церкви Устюгского уезда Рафаила Кедровского и окончившего курс в Вологодской семинарии Константина Попова, с назначением их на священнические места, первого на о-в Св. Георгия, второго в Квихпакскую миссию. Приказали: Дьякона Морозовской церкви Устюгского уезда Рафаила Кедровского назначить в распоряжение Преосвященного Алеутского для определения священником на о-в Св. Георгия, с тем, чтобы рукоположение его в священнический сан было совершено в городе Вологде. Что же касается окончившего курс Вологодской духовной семинарии Константина Попова, то суждение о нем иметь особо, по получении от Вашего Преосвященства сведений о беспрепятственности его к занятию священнического места в Алеутской епархии» [10, л. 86]. Решение по делу Константина Попова было также положительным, и в результате Константин Попов прослужил в Америке большую часть своей жизни [12].

Таким образом, на призыв епископа Алеутского и Аляскинского Николая откликнулись самые разные представители вологодского духовенства: псаломщики, дьяконы, священники, преподаватели духовных училищ, учителя. Это были люди с разным уровнем образования, были молодые люди и люди в возрасте, обремененные большим семейством.

Из 390 воспитанников, которые учились в Вологодской семинарии в то время, когда М. Зиоров служил там инспектором, пятеро впоследствии служили в Америке. Следует отметить, что один из них (Александр Пустынский) получил высшее духовное образование, двое (Виктор Попов и Тихон Шаламов) – среднее духовное образование, один (Рафаил Кедровский) окончил два класса и один (Константин Павлов) окончил 1 класс духовной семинарии.

Заключение

Естественное движение человека в поисках лучшего места отразилось в стремлении вологодского духовенства к служению в Алеутской епархии. Во-первых, вологжан, особенно жителей северо-восточных уездов Вологодской губернии, не пугал климат Северной Америки. Во-вторых, привлекало большое жалованье, которое позволяло не зависеть от «доходов от землепашества и прихожан». В-третьих, но не в последнюю очередь, призыв епископа Алеутского и Аляскинского Николая отвечал исторически сложившемуся стремлению жителей Русского Севера заглянуть за горизонт. После публикации в «Вологодских епархиальных ведомостях» призыва епископа Алеутского и Аляскинского Николая к служению на Аляске, разошедшегося по всем 750-ти церквам и монастырям, являющимися подписчиками газеты, появилось много желающих отправиться в Алеутскую епархию.

Порядок действий для получения места в Алеутской епархии был следующий. Соискатель, прежде чем просить места у епископа Алеутского и Аляскинского Николая, просил благословения у епископа Вологодского и Тотемского Израиля на такое прошение (как это сделал Василий Либровский). Епископ Израиль рассматривает прошение соискателя вместе с обязательными справками, предоставляемыми Вологодской консисторией, и содержащими данные о возрасте соискателя, его образовании, послужном списке, наградах, поведении, штрафах и судимостях (если таковые имеются), составе семьи. Если епископ Израиль не находит препятствий для соискателя «к занятию священнического места в Алеутской епархии», то соискатель мог подать прошение «с приложением надлежащих документов» епископу Алеутскому и Аляскинскому Николаю. В ответ епископ Николай мог прислать личное письмо соискателю (как Виктору Попову) и/или ходатайствовать в Св. Синоде о назначении соискателя на конкретное священническое место в Алеутской епархии (как Александра Пустынского и Тихона Шаламова). Далее дела о назначениях в Алеутскую епархию рассматривались в Св. Синоде, который снова запрашивал сведения о соискателях (как об Александре Чапурском, Михаиле Караулове и др.) у Епископа Вологодского и Тотемского Израиля. В случае назначения Св. Синодом в Алеутскую епархию соискателя, не имевшего священнического сана, епископу Израилю предписывалось совершить «рукоположение его в сан священника». Так учитель Тихон Шаламов и диакон Рафаил Кедровский прибыли в Америку уже священниками, а псаломщик Константин Павлов рукоположен в сан священника уже в Америке епископом Алеутским и Аляскинским Николаем [1].

Все псаломщики, священники, учителя, бывшие воспитанники Вологодской семинарии, прибывали в Алеутскую епархию, начиная с 1893 года. Таким образом, первым толчком для стремления вологодского духовенства в Алеутскую епархию послужил призыв епископа Алеутского и Аляскинского Николая, опубликованный в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1892 году, и разошедшийся по всей епархии.

Источники и литература

1. Митрополит Климент (Капалин). Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 608 с.

2. Есипов, В. В. Шаламов / В. В. Есипов. – Москва : Молодая гвардия, 2012. – 346 с.

3. Правительственные постановления // Вологодские епархиальные ведомости. – 1883. – No 20. – С. 271‒277(1-я паг.); 1886. – No 4. – С. 31‒34 (1-я паг.).

4. Список учеников Вологодской духовной семинарии // Вологодские епархиальные ведомости. – 1884. – No 13. – С. 177‒185 (1-я паг.); 1885. – No 14. – С. 196‒211 (1-я паг.); 1886. – No 14. – С. 177‒184 (1-я паг.).

5. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819‒1920-е гг. : Материалы из собрания проф. Протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА: в 4 томах / [составитель В.И. Ульяновский]. – Киев : Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2014. – Т. 2: К-П. – 2015. – 624 с.

6. Разные известия по епархии//Вологодские епархиальные ведомости. – 1887. – No 15. – С. 200‒201 (1-я паг.); 1890. – No 1. – С. 7‒11 (1-я паг.); 1890. – No 3. – С. 27‒30 (1-я паг.); 1890. – No 6. – С. 72‒82 (1-я паг.); 1892. – No 13. – С. 197‒199 (1-я паг.); 1894. – No 16. – С. 263‒264 (1-я паг.).

7. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Вологодской епархии за 1891/92 учебный год // Вологодские епархиальные ведомости. – 1894. – No 13. – С. 211‒220 (1-я паг.).

8. Извещение // Вологодские епархиальные ведомости. – 1892. – No 24. – С. 390 (1-я паг.).

9. Ведомость о причтах Вологодской епархии // Вологодские епархиаль- ные ведомости. –1895. – No 24. – С. 381‒383 (1-я паг.).

10. Государственный архив Вологодской области. Ф. 496. Оп. 1. Д. 16554. Дело об увольнении от должности лиц духовного звания, 1893‒1893 гг. Л. 57‒58; Д. 16695. Журналы заседаний Вологодской духовной консистории за 1895 год, 1895‒1895 г. Л. 431; Д. 16445. Копии указов Синода 1893‒1893 гг. Л. 30, 43‒44; Д. 16572. Журналы заседаний Вологодской духовной консисто- рии за 1894 г. Л. 155; Д. 16836. Указы Синода за 1896 г. Л. 86‒87.

11. Умерли // Вологодские епархиальные ведомости. – 1909. – No 2. – С. 49 (1-я паг.).

12. Карандашева Т. От Кобыльска до Северной Америки. Протоиерей Константин Попов // Заря Севера. – 2022. – No 109 (12471). – С.4.

Опубликовано: Исследования Русского Севера: экология, история, наследие: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) к 200-летию со дня рождения Н. Я. Данилевского (Вологда, 25–27 октября 2022 г.) /Правительство Вологодской области; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Вологодский государственный университет [и др.]; [ответственный редактор Н. К. Максутова]. – Вологда: ВоГУ, 2022. – 362 с.: ил. – Текст: электронный.