Проза В. Т. Шаламова на уроках русской литературы в IX классе
В школе к творческому наследию Варлама Тихоновича Шаламова обращаются в выпускном классе. На уроках русской литературы рассказы писателя рассматриваются прежде всего как произведения так называемой лагерной прозы, в которых повествуется о тяжелой жизни узников и сверхчеловеческих испытаниях, выпавших на их долю.
Однако художественный мир В.Т. Шаламова шире, многограннее, он немыслим без образов, связанных с природой. Во многих произведениях писателя можно встретить пейзажные зарисовки, описание явлений природы; есть у Шаламова рассказы о животных, и, безусловно, одним из центральных образов в его произведениях является образ дерева. И не только потому, что вселенной этого писателя является тайга и другого мира для него уже не существует. Обращаясь к дереву, автор обращается к своей душе, жизнь дерева – это его собственная жизнь, жизнь человека, и этот человек не обязательно заключенный, вот что должны понять учащиеся при изучении творчества В.Т.Шаламова.
В XI классе, когда учащиеся знакомятся с новой прозой В.Т.Шаламова, в основе которой достоверность, документальность, страшная правда, рассматривать творчество писателя в данном аспекте весьма проблематично, прежде всего в силу психологических причин: каждый, кто впервые сталкивается с его произведениями, испытывает шок. Кроме того, В.Т. Шаламов – один из немногих писателей, к которому школьники обращаются единожды; почти все поэты и писатели, творчество которых изучается в XI классе, уже знакомы учащимся, так как произведения многих авторов, обычно небольшие, рассматривались в предыдущие годы. Поэтому предварительное знакомство с этим уникальным писателем, пропедевтическое изучение его прозы просто необходимо.
На уроках русской литературы в IX классе учащиеся обращаются к тем рассказам В.Т. Шаламова, в которых не говорится напрямую о том, что герой – заключенный, находится в лагере смерти. В некоторых рассказах писателя невозможно определить даже время и место действия (не в географическом, а административно-территориальном смысле); это тайга, Крайний Север – вот и все, о чем может узнать читатель. Такие рассказы можно найти в сборнике «Воскрешение лиственницы» (в XI классе изучаются «Колымские рассказы»).
Учащиеся читают и обсуждают рассказы о животных «Храбрые глаза», «Белка», «Медведи», где автор описывает «трудный и серьезный таежный звериный мир», в котором все гармонично, закономерно и, следовательно, красиво. Знакомясь с содержанием этих рассказов, учащиеся приходят к выводу, что грубое вмешательство человека может в одночасье погубить этот замечательный мир. Можно рассмотреть такие интересные произведения, как «Водопад», «Укрощая огонь», в которых повествуется о природных стихиях – тема редкая в русской литературе, девятиклассники с большим интересом читают эти рассказы, так как узнают много нового о неизведанном таежном крае. О природе Крайнего Севера, его уникальной флоре автор пишет в рассказе «Тропа».
Как уже было сказано выше, одним из ярких, ведущих, основополагающих образов в творчестве В.Т.Шаламова является образ дерева, поэтому для детального из учения девятиклассникам можно предложить рассказ «Стланик».
Обращение к этому рассказу на первый взгляд может показаться необоснованным, так как наиболее часто упоминаемое дерево в произведениях В.Т.Шаламова – это лиственница. Слово «лиственница» можно встретить почти в каждом произведении писателя; одним из самых известных является рассказ «Воскрешение лиственницы», завершающий одноименный цикл. В этом рассказе сконцентрировано все: и творческая программа писателя, и его мировоззрение: «Нет, лиственница – дерево, непригодное для романсов, об этой ветке не споешь, не сложишь романс. Здесь слово другой глубины, иной пласт человеческих чувств». Это произведение очень сложное для восприятия учащимися IX класса, так как в нем затрагиваются глубокие философские проблемы. Кроме того, рассматривать этот рассказ вне контекста жизни и творчества В.Т.Шаламова невозможно. Знакомясь с содержанием рассказа, девятиклассники неизбежно столкнутся с утверждением: «Лиственница – дерево Колымы, дерево концлагерей», которое требует специального, развернутого объяснения, глубокого осмысления. Поэтому на уроках русской литературы в IX классе обращение к образу лиственницы носит ознакомительный характер, рассматриваются фрагменты рассказов, в которых дается описание этого дерева, подробно же рассматривается рассказ «Стланик», который входит в сборник «Колымские рас сказы» – таким образом, девятиклассники имеют возможность познакомиться с одним из рассказов сборника, изучаемого в X классе.
«Мне стланик представлялся всегда наиболее поэтичным русским деревом...» – писал В.Т.Шаламов, поэтому тема урока носит название «Образ стланика – «наиболее поэтичного русского дерева» – в прозе В.Т.Шаламова».
В начале урока перед учащимися ставится цель – выяснить, почему автор обратился к образу стланика, почему он считает, что это самое поэтичное дерево.
Многие девятиклассники впервые встречают это название – стланик (в Большом Энциклопедическом словаре этого слова нет); поэтому необходимо опережающее задание: учащиеся должны узнать, что означает это слово. Обратившись к различным словарям, в том числе и специальным, учащиеся выясняют, что стланик – родственник ливанского кедра, теплолюбивого дерева, растущего на юге, в жарких странах, и отмечают, что В.Т.Шаламов действительно пишет о том, что стланик – дерево особенное, «дальний родственник кедра, кедрач». Учащиеся задаются вопросом, почему писатель называет стланик особенным деревом, и находят, что все, связанное с этим деревом (по сути, это кустарник), противоречиво и неестественно: автор пишет о том, что стланик неприхотлив, но тут же отмечает, что «чувствительность его необычайна»; подчеркивая уникальность этого дерева, исключительное для Крайнего Севера родство с южным деревом, утверждает, что он «мужествен и упрям, как все северные деревья». Неестественно само существование этого дерева, корни которого находятся не в земле, а в каменистой, неживой почве горного склона. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что автор рассказа, подчеркивая неестественность произрастания такого дерева в северных условиях, говорит об абсурдности той ситуации, в которой оказались люди, заброшенные судьбой в этот суровый край. Пребывание человека на Крайнем Севере, «на стыке тайги и тундры», противоестественно, абсурдно, особенно если этот человек родился в другом месте, где климат намного мягче, поэтому зима, снег, холод, вечная мерзлота воспринимаются как зло, беда, страшное испытание, через которое придется пройти герою – стланику, человеку.
Используя прием олицетворения, автор сравнивает судьбу стланика с судьбой человека. В рассказе дается жизнеописание стланика – от осени до осени; жизненный путь дерева – жизнь героя, а также его характеристика. Задача учащихся – проследить этот путь, найти то, что роднит человека с деревом. Класс можно разделить на 4 группы («Стланик осенью», «Стланик зимой», «Весной», «Летом»), каждая из которых будет рассматривать соответствующий фрагмент художественного текста. В каждое время года стланик ведет себя по-разному: поздней осенью он гнется и стелется, автор сравнивает его со спрутом, одетым в зеленые перья; зимой он, как медведь, погружается в спячку, весной, забыв о безнадежности, встает во весь рост, а летом он «скромен и незаметен». Учащиеся приходят к выводу, что во всех фрагментах, в которых представлены разные грани «характера» стланика, писатель выделяет главное – неповторимость, исключительность этого дерева. В доказательство своего утверждения о том, что стланик – особенное дерево, он противопоставляет его другим деревьям, растениям, всему живому и неживому в природе. Так, учащиеся первой группы, исследующие фрагмент, в котором рассказывается о жизни стланика осенью, находят, что, когда вся природа чувствует надвигающиеся холода и пахнет снегом, стланик единственный не ложится (и оказывается прав, потому что холода не приходят); вторая группа отмечает, что зимой стланик ведет себя не так, как другие деревья: кусты стланика ложатся зимовать в снег. «Весенняя» группа в своем фрагменте находит слова автора о том, что стланик «встает раньше всех на Севере». Описывая жизнь тундры и тайги в летнее время, и противопоставляя яркому, торопливо и пышно цветущему северному лету неприметный в это время стланик, писатель вновь подчеркивает его особенность – к такому выводу приходят учащиеся 4-й группы.
Учитель задает вопрос: «В чем заключается особенность этого дерева? Только ли в том, что у него необычное происхождение и оно ведет себя не так, как другие растения?» Обратившись к тексту, учащиеся отвечают, что В.Т.Шаламов называет стланик предсказателем погоды, деревом надежд. Можно порассуждать о том, почему именно это дерево стало растением-барометром (как растение, помещенное в необычную для него среду, вынуждено приспосабливаться и реагировать на малейшие изменения в погоде, так и чувства человека, оказавшегося в непривычных, опасных для жизни условиях, обостряются). Но стланик, как и человек, может обмануться: учитель обращает внимание учеников на эпизод, в котором рассказывается о том, как стланик поверил теплу костра и поднялся из снега. «Стланик слишком легковерен», – пишет В.Т.Ша ламов. Можно ли то же самое сказать о человеке, обманувшемся в своих надеждах?
«Костер погаснет – и разочарованный кедрач, плача от обиды, снова согнется и ляжет на старое место. И его занесет снегом».
Детям предлагается поразмышлять над этими словами и ответить на вопрос: почему автор в данном случае заменил слово «стланик» словом «кедрач»? Исследуя содержание текста, учащиеся находят, что слово «кедрач» автор рассказа использует дважды: когда знакомит читателя с деревом («дальний родственник кедра, кедрач») и когда хочет напомнить, что дерево это, хвойные лапы которого «говорят о юге, о тепле, о жизни», по законам природы не должно было оказаться в ледяной стране. Так и человек, рожденный для счастья, не должен страдать, не должен бороться со смертью в далеком, непригодном для жизни краю, потому что это против всех законов человеческих.
Для того чтобы ответить на вопрос, поставленный в начале урока (почему В.Т. Шаламов пишет о стланике и называет его самым поэтичным русским деревом), учащиеся обращаются к финалу рассказа, в котором содержится глубокий символический смысл. Но сначала девятиклассники должны ответить на вопрос: «Всякого ли человека, который проходит через тяжелые испытания, можно сравнить с таким ранимым, но выносливым, стойким деревом, как стланик?» Учащиеся отвечают, что не каждый способен выдержать трудности, беды, лишения. Такие люди, подобно полевой траве, «свертываются и сохнут», осыпаются, как желтая мелкая хвоя. Выстоять сможет лишь тот, кто сохранил в себе все лучшее, что в нем было, сохранил свет в своей душе, «и тогда далеко видно, как среди бледно-желтой травы и серого мха горят среди леса огромные зеленые факелы стланика».
Факел – символ света, цивилизации, культуры. Люди-стланики, сгорая, несут человечеству свет, жизнь, дарят надежду. Учащимся предлагается проследить, какие цвета использует писатель в данном отрывке. Бледно-желтый – цвет увядания, смерти; серый – посредственности, а зеленый – цвет надежды, цвет жизни. Автор рассказа постоянно напоминает читателю, что стланик – дерево вечнозеленое. Вечнозеленое – в этом слове заключена идея бессмертия – бессмертия дерева, человека, поэта. В.Т. Шаламов писал, что он выжил благодаря поэзии: в самые горькие минуты, когда уже не было сил жить, он читал наизусть стихи. Поэзия помогла ему выжить, она освещала ему дорогу, как зеленый факел, дарящий надежду. Может быть, поэтому писатель В.Т. Шаламов называет стланик «наиболее поэтичным русским деревом»? Учащимся предлагается порассуждать на эту тему и написать небольшое сочинение, в котором они могут вы разить свое видение вопроса.
Творческое наследие Варлама Тихоновича Шаламова – поразительный документ, трагическая страница в истории нашей страны. Однако не следует забывать, что В.Т. Шаламов – прежде всего писатель, и на уроках литературы, посвященных творчеству этого замечательного прозаика, поэта, необходимо знакомить детей с художественным миром его бессмертных произведений, в которых нашли отражение не только время, события, но и душа писателя, человека.
Все права на распространение и использование произведений Варлама Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта shalamov.ru. Использование материалов возможно только при согласовании с редакцией ed@shalamov.ru. Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.