Варлам Шаламов

Виктор Притула

Варлам Шаламов: жизнь и судьба

Варлам Шаламов в серии «ЖЗЛ»

Появление жизнеописания Варлама Шаламова в «молодогвардейской» серии ЖЗЛ, в знаменательный для этого старейшего российского издательства юбилейный год, («Молодая Гвардия» недавно отметила свое 90-летие), — еще одно заслуженное исправление в горькой судьбе писателя и поэта, на чью долю выпало пройти все круги земного ада.

Вопрос, почему книга о Шаламове появилась в серии «ЖЗЛ» только сегодня, в данном случае не уместен.

Собственно говоря, при жизни писателя вышли три небольшие книжечки малой толики его стихов. Страшные «Колымские рассказы» выходили только в самиздате и тамиздате. Многие стали открывать Колыму Шаламова уже после соженицынского «Архипелага», а ведь большая часть его пронзительных как заточка «лагерных новелл» была написана гораздо раньше  и «Архипелага» и «Денисыча».

Это потом, уже в середине 90-х годов, российских издателей словно прорвало и прозу Шаламова стали издавать наперебой. Бойкие ребята с ТВ даже сработали сериал «Завещание Ленина» по мотивам шаламовской прозы  и шаблонам «мыльных опер». Скрестили ужа и ежа.

Возможно, издателям серии «ЖЗЛ» тоже предлагали разного рода синопсисы авторизованных вариантов биографии Шаламова, поскольку слепить жизнеописание страдальца сталинских лагерей на основе его же прозы – дело нехитрое. Но тут следует отдать должное «молодогвардейцам», которые нашли достойного исследователя жизни и творчества Варлама Шаламова в лице вологодского журналиста и писателя Валерия Есипова.

Автор книги о Шаламове смог преодолеть искушение в написании очередной иконы. Его герой показан в контексте времени, в котором он жил. И время это было разным. Оно состояло не только из лагерей и зон, которые тоже были разными. Вишерлаг и Колыма отличались разительно. Но ведь кроме лагерных сроков были и другие годы. Была литературная Москва второй половины 20-х годов с ее бурными поисками нового языка, откуда и следует искать истоки шаламовского писательства. И первая половина 30-х между Вишерой и Колымой,  когда Шаламов  пытается наладить жизнь после строек Вишерлага, смыть незаслуженное клеймо «троцкиста», создать семью, к которой он хотел быть любящим мужем и отцом. Сюжетов много. На толстенный роман. Но автор остался верен литературе факта. Возможно, кому-то книга Валерия Есипова покажется сухой и чрезмерно задокументированной. Но из «песни слов не выкинешь». 

И здесь, хотелось бы особо отметить беспристрастность «молодогвардейских» редакторов, которые после двух изданий жизнеописаний Солженицына (прижизненного и посмертного), не стали «прятать голову в песок», опубликовав неудобные  для биографии нобелевского лауреата пассажи Валерия Есипова, повествующие об очень  непростых взаимоотношениях Александра Исаевича и Варлама Тихоновича. Так же как и о нелицеприятных сторонах отношений Шаламова и Ольги Ивинской в странном любовном треугольнике с Борисом Пастернаком, которого наш герой почитал как «живого Будду».

И о его последующих отношениях с Ириной Сиротинской. Но повторюсь, книга Валерия Есипова о Шаламове – не роман.

В своем литературно-биографическом исследовании автор ничего не скрывает и не лакирует. Жизнь и судьба Шаламова стали для него частью его литературной судьбы и оставили глубокую борозду в душе. Биография Шаламова стала для него школой сопротивления, школой памяти, лучшей школой самовоспитания, в которую сегодня в это непростое и подлое время автор вместе со своим героем приглашает всех нас.

2012