Варлам Шаламов

Константин Тимашов

Обзор публикаций 2022 года

Поиск по базе РИНЦ показывает, что год 115-летия со дня рождения В.Т Шаламова был отмечен значительным ростом публикаций, посвященных его жизни и творчеству: их зафиксировано свыше пятидесяти. Авторами работ являются представители широкого круга социогуманитарных дисциплин, включая филологию, литературоведение, лингвистику, историю, философию, психологию и даже криминологию. В основном это исследователи из России и Белоруссии, но есть и русскоязычные авторы из Австралии и Бельгии. Большая часть публикаций представлена статьями в научных журналах, а также в сборниках, в том числе среди материалов научных конференций, которые проходили в 2021–2022 гг. в Белгороде, Пскове, Рязани, Вологде, Сыктывкаре, Москве, Ярославле, Липецке, Карачаевске, Новосибирске, Барнауле и Владивостоке. Интересно, что примерно половина конференций — студенческие[1].

Из литературных публикаций стоит отметить очерк Василия Авченко «Берег Шаламова», напечатанный в популярном журнале «Родина»[2]. Известный писатель из Владивостока побывал в поселке Дебин, где расположена больница, в которой будущий автор «Колымских рассказов» работал фельдшером, и где теперь создан небольшой музей. Текст иллюстрирован фотографиями автора и архивными документами.

В нескольких работах содержатся ценные сведения, касающиеся биографии Шаламова. Две статьи Т.К. Карандашевой вводят в научный оборот новые данные о жизненном пути и деятельности отца писателя, существенно дополняя уже имеющиеся о нем сведения[3].

Статья А.С. Таюшева рассказывает о личности близкого знакомого Шаламова В.Н. Савашкевича, с которым его связывали не только школьные годы, но и общение после возвращения с Колымы[4]. Из одного из опубликованных в этой статье писем узнаем некоторые подробности неосуществленного плана Шаламова издать в Вологде сборник своих стихов при посредничестве своего старого друга Б. Непеина. Этому вологодскому поэту и его связям с Шаламовым посвящена статья Л.В. Егоровой[5].

Симптоматично, что среди филологических исследований большая часть работ обращена к изучению поэзии Шаламова, а не прозы, как было ранее, и эта тенденция означает определенный поворот в восприятии его творчества. Закономерно, что практически все ис- следователи теперь опираются на опубликованное в 2020 году наиболее полное, двухтомное академическое издание его стихотворений в серии «Новая Библиотека поэта». На эту книгу, подготовленную В.В. Есиповым, была опубликована подробная рецензия, в которой отмечена ее исключительная важность для исследований своеобразия поэзии Шаламова[6]. Новые статьи Д.В. Кротовой посвящены образности стихотворений Шаламова и его самобытному поэтическому мышлению[7]. И.А. Каргашин указал на характерное для многих стихов Шаламова сочетание двух самостоятельных и самоценных планов — «реальной действительности» и размышлений о сущности поэзии, что имеет параллели в традиции японского стихосложения[8]. В статье А.И. Ощепковой и В.Н. Слепцовой изучен лирический образ Дальнего Севера, созданный, как показывают авторы, с помощью пяти сенсорных систем, через которые раскрывается отношение поэта к своему трагическому опыту колымского заключения[9]. И.С. Урюпин предпринял попытку описать трансформацию библейских образов в стихотворениях Шаламова, контекстом для которой явились, как считает исследователь, нравственно-философские искания поэта[10]. А.А. Шунейко и О.В. Чибисова проделали анализ трех стихотворений И. Бродского и пришли к весьма спорному выводу, что между ними и некоторыми стихами Шаламова имеется «эстетическая, идеологическая и языковая преемственность»[11].

К практически неизученной стороне поэтического творчества Шаламова обратилась Е.Б. Дзапарова, проделав лексико-семантический анализ его переводов произведений осетинского поэта Б.А. Муртазова[12].

Серию опытов медленного чтения колымской прозы Шаламова продолжила новая статья Е. Михайлик, в которой реконструирован способ порождения альтернативных сюжетов[13]. Интертекстуальности колымских рассказов Шаламова посвящены две статьи молодого филолога из Витебска А.Н. Богданенкова[14]. Д.С. Фещенко сосредоточился на специфике синтаксической организации цикла рассказов «Левый берег»[15].

Отдельную группу составляют публикации, связанные с переводами «Колымских рассказов» на английский язык. Впервые в русском переводе изданы предисловие Джона Глэда («Kolyma Tales», 1994 г.) и вступительное слово Дональда Рейфилда к первому из двух томов («Kolyma Stories», 2018 г.). Эти публикации подготовлены и кратко представлены Л.В. Егоровой, которая посвятила этой теме также отдельные статьи[16]. М.О. Гичгелдиева проанализировала в свете семантико-прагматического подхода перевод метафор в американском издании «Колымских рассказов» Шаламова[17].

Двумя авторами оказались востребованы мемуарные и другие тексты Шаламова о 1920-х гг. С опорой на них С.М. Соловьев рассмотрел пересечения литературной и революционной традиций в России и реконструировал их исторический контекст на примере деятельности и творчества А. Воронского и О. Мандельштама[18]. Для сотрудника Брюссельского университета Д. Иоффе воспоминания Шаламова «Двадцатые годы» послужили источником для реконструкции одного события из жизни Маяковского[19]. Любопытно, что автор статьи называет Шаламова «многогранным (анти)советским автором»[20]: если с первым эпитетом можно, бесспорно, согласиться, то второй вызывает недоумение.

Ряд статей посвящен философско-антропологическим исследованиям колымских рассказов Шаламова. В.Н. Порус проанализировал их в перспективе экзистенциальной философии человека (К. Ясперс и др.), отметив как продуктивные стороны, так и определенные ограничения ее подходов[21]. Б.М. Завьялов рассмотрел колымскую прозу Шаламова с точки зрения философии человека, выявив в ней антропологические установки, воплощенные в самобытной художественной форме[22]. В статье В.Н. Асташова «Колымские рассказы» Шаламова прочитаны через призму психоаналитической теории (в традиции Э. Эриксона)[23].

Обращает на себя внимание также статья А.А.Слеповой и А.Р. Фаттаховой, в которой «Колымские рассказы» Шаламова положены в основу сравнительного лексико-семантического анализа пенитенциарного социолекта в русском и арабском языках[24].

Отдельного упоминания заслуживает статья В.В. Крючкова, который прочитывает «Очерки преступного мира» Шаламова глазами криминолога и заключает, что они могут рассматриваться как средство противодействия распространению криминальной субкультуры[25].

Завершая обзор, стоит упомянуть новые публикации о творчестве, вдохновленном произведениями Шаламова. Л.В. Егорова обсудила с вологодским композитором М. Гоголиным его кантату «Silentium» на стихи Шаламова, исполнение которой стало центральным событием музыкально-поэтического вечера «Я — северянин. Я ценю тепло» в родном городе поэта к 40-летию со дня его смерти. Отмечен положительной рецензией спектакль «Я был готов жить» народного театра «Успех» г. Красновишерска Пермского края, показанный в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Люди и стройки: социокультурный портрет эпохи первых пятилеток».

Опубликовано в Шаламовском сборнике 6, с.460-465, "Летний сад", 2023

2023

Примечания

  • 1. В обзоре не учитываются международные научные конференции, прошедшие в 2022 г. в Санкт-Петербурге (ИРЛИ РАН), Москве (Гослитмузей) и Милане (Миланский университет), где сделано свыше 50 докладов, — их материалы будут публиковаться позднее.
  • 2. Авченко В. Берег Шаламова // Родина. 2022. No6. С. 83–86. URL: https:// rg.ru/2022/06/06/bereg-shalamova.html
  • 3. Карандашева Т.К. Тихон Шаламов до Америки. Ученик, семинарист, учитель // Исследования Русского Севера: экология, история, наследие. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) к 200-летию со дня рождения Н.Я. Данилевского. Вологда, 2022. С. 323–337; она же— Тихон Шаламов после Америки. Священник, просветитель, миссионер // Там же. С. 338–346.
  • 4. Таюшев А.С. Однокашники: Шаламов и Савашкевич // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Исторические и филологические науки. 2022. No 1 (24). С. 48–53.
  • 5. Егорова Л.В. О Борисе Непеине // Там же. С. 35–47.
  • 6. Егорова Л.В. В.Т. Шаламов: «Нет конца моему житию...» Рецензия на книгу: Шаламов В.Т. Стихотворения и поэмы: в 2 т. / вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. В.В. Есипова. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома; Вита Нова, 2020. (Новая Библиотека поэта) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. No 75. С. 366–375.
  • 7. Кротова Д.В. Символика света в поэзии В. Шаламова // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2022. No 2. С. 98–107; она же — От горной породы до могильной плиты: образ камня в лирике В. Шаламова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2022. Т. 21. No 9. С. 110– 117; она же — Поэзия В. Шаламова и З. Гиппиус: парадоксы схождений и антитез // Ортодоксы и еретики русской литературы ХХ — начала ХХI веков. Коллективная монография к юбилею профессора Н.М. Солнцевой. М., 2022. С. 171–191.
  • 8. Каргашин И.А. Поэтика «поворотного слова» в лирике В. Т. Шаламова // Русская филология: ученые записки Смоленского государственного университета. 2022. No 22. С. 81–91.
  • 9. Ощепкова А.И., Слепцова В.Н. Сенсорный образ Якутии в «Колымских тетрадях» В. Шаламова // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2022. No 3 (29). С. 102–113.
  • 10. Урюпин И.С. «Евангелие Христа» в поэзии В. Т. Шаламова: библейский текст и контекст // Филологический класс. 2022. Т. 27. No 4. С. 133–140.
  • 11. Шунейко А.А., Чибисова О.В. Тексты В. Шаламова в произведениях И. Бродского // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. No 1. С. 37–43.
  • 12. Дзапарова Е.В. Варлам Шаламов — переводчик Бориса Муртазова // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. No 79. С. 190–207.
  • 13. Михайлик Е. Варлам Шаламов: призраки сюжета // НЛО. 2022. No 1 (173). С. 173–190.
  • 14. Богданенков А.Н., Оксенчук А.Е. Специфика развертывания концептуальной метаметафоры «воскрешение» в рассказе В. Шаламова «Воскрешение лиственницы» // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. 2022. Т. 36. С. 95–101; он же — Метаметафора «ада» в рассказе В. Шаламова «Прокуратор Иудеи» // Языковое, литературное и историческое наследие народов Республики Беларусь и Российской Федерации. Сб. науч. статей молодежной научной конференции. Псков, 2022. С. 199–215.
  • 15. Фещенко Д.С. Особенности структуры повествования в рассказах Варлама Шаламова (на материале цикла «Левый берег») // Мир науки, культуры, образования. 2022. No 3 (94). С. 441–444.
  • 16. Егорова Л.В. «Колымские рассказы» В. Шаламова в переводах Дж.Глэда и Д. Рейфилда // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Исторические и филологические науки. 2022. No 2 (25). С. 31-44; Вопросы литературы. 2022. No 1. С. 90–102. Ср.публикации в наст. сборнике.
  • 17. Гичгелдиева М.О. Особенности интерпретации метафорических образов в переводе «Колымских рассказов» на английский язык Дж. Глэда // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. No 1 (219). С. 132–140.
  • 18. Соловьев С.М. Шаламов — Воронский — Мандельштам: литература как воля к сопротивлению // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5. No 2. С. 98–120.
  • 19. Иоффе Д. Символический капитал посмертного наследия Хлебникова и Маяковского sub specie авангардной перформативности скандала. Семиотическая прагматика авангардного поведения и жизнетворчества // Критика и семиотика. 2022. No 1. С. 228–272.
  • 20. Там же. С. 230.
  • 21. Порус В.Н. Философия человека в творчестве Варлама Шаламова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2022. Т. 23. No 4. С. 114–129.
  • 22. Завьялов Б.М. Антропологическая оптика Варлама Шаламова // Человек как Идея: концептуальные проекции человека в современных социальных исследованиях. Всероссийская научно-практическая конференция. Сб. науч. статей. Сыктывкар, 2022. С. 7–11.
  • 23. Асташов В.Н. Идентичность как отражение власти социальной ситуации над индивидуальным Я (Опыт исследования проблемы на материалах колымских рассказов В. Шаламова) // Там же. С. 13–18.
  • 24. Слепова А.А., Фаттахова А.Р. Лексико-семантическое поле «места заключения» в русском и арабском языках // Арабистика Евразии. 2022. No 4. С. 32–49.
  • 25. Крючков В.В. Разоблачение криминальной субкультуры в произведениях В. Т. Шаламова // Социально-экономические и правовые меры борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Сб. науч. статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Рязань, 2022. С. 270–273.