Варлам Шаламов

День памяти Варлама Шаламова в Вологде 20 января 2018 г.

20 января 2018
17 января — день памяти В.Т.Шаламова. Традиционные мероприятия, посвященные этой дате, было решено провести в субботу 20 января в Шаламовском доме в Вологде.

В день памяти В.Т.Шаламова в Вологде кроме традиционного литературного вечера был проведен семинар, посвященный проблемам научного комментирования произведений писателя. Речь шла о стихотворениях, готовящихся к изданию в серии «Библиотека поэта».

На семинаре главное внимание было уделено стихотворениям В.Т. Шаламова, посвященным его любимым поэтам. Первое место среди них, кроме Б.Пастернака, занимал И. Анненский. Еще в 1953 г., находясь в Якутии, Шаламов написал стихотворение, посвященное Анненскому. Два идентичных карандашных автографа его имеются в РГАЛИ (в иллюстрации воспроизводится один из них). Вот это стихотворение:

И.Анненскому

Прошептать бы, проплакать слова,
Их мечта хоть слепа, но жива.
От повадок незримой мечты
Не спасемся ни я, ни ты.

В наш сырой, в наш метельный май
Порыжелый мундир одевай,
Свой учительский старый мундир,
Мой покойник и мой командир.

Пусть меня обвинят в воровстве,
Кто не знает, что мы — в родстве,
Этих «в», этих «з», этих «эм»
И других незначительных тем.

Красоту вывожу на парад
И не жду никаких наград.
Я хочу мертвецу доказать,
Что его не померкли глаза.

Голубые эти следы
Завели меня в вечные льды.
От его улыбки живой
Каждый вечер я сам не свой.

И горит тот огонь голубой,
Увлекая меня за собой.

Наряду с другими неизвестными стихами это стихотворение опубликовано в разделе «Из архива» Пражского шаламовского сборника. При комментировании его В.В. Есипов счел необходимым напомнить прежде всего слова Шаламова: вспоминая о 1930-х годах, он замечал, что влияние на него Б. Пастернака в этот период «переплеталось, сливалось с влиянием на меня поэта, с которым я только что познакомился, был увлечен его секретами очень сильно. Это был Иннокентий Анненский. Вот с этой любовью к Анненскому и Пастернаку я и уехал на Дальний Север». («Кое-что о моих стихах» // Шаламов В.Т. Собр. соч. в 6 т + т.7, доп. Т.5. С.100). Очевидно, что на Шаламова произвела огромное впечатление прежде всего поэтическая судьба И. Анненского, сознательно избравшего путь непубличности и анонимности (большинство его стихов осталось в рукописях и было напечатано посмертно, а единственный прижизненный сборник «Тихие песни» (1904) был подписан псевдомимом «Ник. Т-о»). Принцип Анненского: «Работаю исключительно для будущего», несомненно, повлиял на общий стиль жизни и творчества Шаламова; в эстетическом плане это влияние выразилось, в первую очередь, в твердой приверженности классическим размерам стиха и особом внимании к форме, к деталям. Еще один многозначительный факт — одно из последних стихотворений-двустиший Шаламова (1978 г.):

«Я выбрал черную дорогу,
Я выбрал черную весну...»

— содержит несомненную аллюзию на известное стихотворение Анненского «Черная весна» (1906), написанное, кстати, в Тотьме, где поэт был в качестве инспектора Петербургского учебного округа. В целом тема «Шаламов и Анненский», по мнению В.В.Есипова, заслуживает серьезного, возможно, диссертационного исследования.

На семинаре обсуждались также проблемы комментирования стихотворений Шаламова, посвященных М.Цветаевой и А.Ахматовой. В дискуссии приняла участие доцент филологического факультета Вологодского университета Е.В. Титова. По этим темам будут подготовлены отдельные публикации.

Основной темой вечера было подведение итогов 2017 г. — года 110-летия со дня рождения В.Т.Шаламова. Он ознаменовался широкой издательской программой — выпуском целого ряда новых книг В.Т. Шаламова и литературы о нем: пятого выпуска «Шаламовского сборника», комментированного издания «Четвертой Вологды», якутского издания стихов Шаламова, написанных в Оймяконе — «О, Север — век и миг!». На вечере состоялась презентация выпущенного в Праге в конце 2017 г. сборника «Закон сопротивления распаду», основанного на материалах международной научной конференции, проходившей в Праге в 2013 г. и посвященной В.Т. Шаламову. Несмотря на задержку с выпуском сборника, его материалы ни в малейшей степени не потеряли актуальности. Редактор сайта Shalamov.ru и один из составителей сборника С.М.Соловьев обратил внимание публики на несколько статей, вошедших в книгу, в частности, на статьи Я. Клоца, А.Л. Ригосике, Р. Чандлера. Яков Клоц в своём тексте реконструировал на основе архивных данных и интервью с участниками событий всю историю публикации и редактирования рассказов Шаламова в «Новом журнале», редактором которого был Роман Гуль. Александр Ригосик привел цитаты из переписки И.П. Сиротинской с зарубежными издательствами, публиковавшими тексты Шаламова не только без ведома автора, не только не перечислявшими ему гонорары, но и перепродававшими права на «Колымские рассказы» друг другу. Английский поэт и переводчик Роберт Чандлер, первым начавший переводить рассказы Шаламова на английский язык, в своей статье о поэзии Шаламова показывает, что «“Колымские тетради” <...> можно считать и комментарием ко всей мировой поэзии». В этом сборнике впервые поэзии автора «Колымских рассказов» было уделено достойное внимание: три серьезных статьи-исследования (Р. Чандлера, В.В. Есипова и В. Петроченкова) открывают книгу. В ближайшее время будет начала публикация статей сборника на сайте Shalamov.ru.

В издательскую программу 2017 г. вошел и сборник материалов научной конференции, состоявшейся летом в Москве и Вологде под эгидой Института философии РАН. Этот сборник под названием «Поезд Шаламова» (М.: Институт философии РАН, 2017.) представил декан гуманитарного факультета Вологодского государственного университета В.Н. Асташов.

Как показала дискуссия, завязавшаяся на вечере, проблема объективного научного исследования биографии и творчества писателя приобрела сейчас особую остроту, поскольку довольно широкое распространение получают разнообразные вульгарно-дилетантские измышления об авторе «Колымских рассказов», распространяющиеся в интернете. В связи с этим выдвинута идея организации постоянно действующего сетевого научного семинара, где бы обсуждались актуальные проблемы творчества писателя. Подобные семинары уже действуют в некоторых странах (например, в Германии), и Россия в этом смысле не должна отставать.