Варлам Шаламов

«Документальная среда». Шаламов. Послесловие

В среду, 18 января, в новом офисе «Мемориала» в Каретном ряду состоялся просмотр документального фильма Светланы Быченко «Острова. Варлам Шаламов». Мероприятие прошло в рамках совместного проекта Международного Мемориала и Музея кино «Документальная среда». Вели вечер член Правления Международного общества «Мемориал», заведующий Библиотекой «Мемориала» Борис Беленкин и координатор Киноклуба «Документальная среда», сотрудник Музея кино Анна Булгакова. Конференц-зал был полон. Собрались люди самых разных возрастов и уровней знания о Шаламове. Последнее, надо сказать, существенно повлияло на ход дискуссии, придало ей исследовательскую глубину, однако не стало элементом состязательности. Участники беседы делились своими впечатлением от увиденного, для каждого с них фильм стал источником уникального зрительского опыта.

Так, например, историк кино Александр Дерябин расценил «Острова» как «фильм о долге». Рассказчицей в фильме была хранитель архива Шаламова Ирина Сиротинская. Ее долгом, по словам Дерябина, было сберечь рукописи Варлама Тихоновича. Именно Сиротинская, которой вот уже год нет в живых, оказалась для Дерябина «ближе, понятнее, важнее всего» в картине Быченко.

На вопрос, почему в титрах в качестве режиссера указана Лариса Шаламова, Быченко ответила, что это совпадение: псевдоним возник у нее до прочтения Шаламова.

О своем «самом большом впечатлении» - Ирине Сиротинской - рассказал и создатель сайта Shalamov.ru Сергей Соловьев. Он подчеркнул, что «получил благословление» Сиротинской на создание интернет-ресурса о Шаламове. Очень важно, по мнению Соловьева, что в фильме идет речь о возвращении Шаламова, поскольку его жизнь - «не только Колыма», как стереотипно думают некоторые. «Жизнь после» не менее важна, сказал Соловьев, и в этом смысле фильм Быченко «ставит вопросы и стимулирует интерес». Соловьев также отметил, что Шаламов «не бытописатель», и в этом его «принципиальное отличие» от Солженицына. Шаламов осуществлял «сложнейшую литературную работу», «страдал от отсутствия публикаций» и «знал себе цену», добавил Соловьев.

На историка, сотрудника «Мемориала» Никиту Петрова фильм произвел «сильное эмоциональное впечатление». И очень важно, что картина связана с послелагерным периодом жизни Шаламова, сказал Петров, поскольку Шаламова «убивали и после лагеря», он вел «безгласное существование». Петров также отметил, что до сих пор в России остались препятствия для разговора о советском строе. Что же касается противопоставления Шаламова и Солженицына, то эту тему Петров в своем выступлении не поддержал.

В дискуссии принял участие и сын Ирины Сиротинской Александр Ригосик. Сиротинская поддерживала Шаламова в трудные минуты, поэтому хорошо, что, выбирая рассказчика, режиссер фильма остановила свой выбор именно на ней, сказал Ригосик. Он также напомнил о том, что вышла книга воспоминаний о Шаламове (она опубликована на Shalamov.ru) и что будет дополнительный тираж. Говоря об архиве Сиротинской, Ригосик подчеркнул, что напечатано из этого процентов десять.

Сама же Светлана Быченко, описывая фильм, сказала, что он сделан на "эмоциональном монтаже", "одной мелодии". В фильме много фотографий, и любую из них можно прокомментировать строчками из Шаламова, отметила Быченко. В картине много песен на стихи Шаламова, и это «целенаправленная акция», поскольку Шаламов «мечтал, чтобы его пели», добавила режиссер «Островов». Для Быченко Шаламов «победитель, викинг», а не сломленный человек.

Никита Петров с этой точкой зрения не согласился. По его словам, Шаламов был как раз сломленным человеком, потому как "не смог встроиться" в жизнь после лагеря.

Говорила Быченко и о своей выставке фотографий «Остров Колыма», сопровождавшей просмотр фильма. Эти фотографии входили в отчеты НКВД, направляемые Сталину. Отчеты же - на этом моменте режиссер сакцентировала внимание пришедших - были покрыты оленьими шкурами. Голосовые записи для фильма, по словам Быченко, ей предоставил известный филолог и фольклорист Сергей Неклюдов. Относительно эпизода с кошкой - был в фильме и такой - Быченко сказала, что вызван он давней и пока не осуществленной мечтой: снять мультфильм по Шаламову и назвать его «Викинг и кошка». Быченко напомнила, как любил Шаламов свою кошку Муху и как переживал, когда она пропала. Впоследствии выяснилось, что кошка убита и ремонтные рабочие закопали ее во дворе. По просьбе Шаламова кошку выкопали. Писатель вымыл ее, высушил, сфотографировался с ней, простился и похоронил. «Совсем другое отношение к смерти», - сказала по этому поводу Светлана Быченко.


Оригинал статьи на сайте «Мемориала».