Баратынский
Робинзоновой походкой
Обходя забытый дом,
Мы втроем нашли находку –
Одинокий рваный том.
Мы друзьями прежде были,
Согласились мы на том,
Что добычу рассудили
Соломоновым судом.
Предисловье на цигарки.
Первый счастлив был вполне
Неожиданным подарком,
Что приснится лишь во сне.
Из страничек послесловья
Карты выклеил второй.
Пусть на доброе здоровье
Занимается игрой.
Третья часть от книги этой –
Драгоценные куски,
Позабытого поэта
Вдохновенные стихи.
Я своей доволен частью
И премудрым горд судом...
Это было просто счастье –
Заглянуть в забытый дом.
Примечания
Стихотворение входило в рукописный сборник, подаренный в 1953 г. Б. Пастернаку и высоко им оцененный («Синяя тетрадь»). Автограф — РГАЛИ, ф. 2596, оп. 3, ед. хр. 6, л. 12. Впервые опубликовано: Юность. 1966. № 9; сб. «Дорога и судьба» (1967).
Комментарий Шаламова:
«Написано на Колыме в 1949 году. Описывает истинное происшествие, случившееся несколько лет ранее.
Тютчев и Баратынский — вершины русской поэзии. “Разуверение” Баратынского — лучшее русское лирическое стихотворение. В двадцатые и тридцатые годы имена Тютчева и Баратынского едва упоминались в школьных учебниках, хотя надо бы учить каждую их строку. Мандельштам говаривал, что в личной библиотеке русского поэта не должно быть Тютчева — всякий поэт должен знать Тютчева наизусть.
Баратынский и Тютчев издавались редко. Между тем русская поэзия XIX века — вершина еще более высокая, чем русская проза.
Судьба книги на Дальнем Севере — если это не справочник, не учебник и не записано в каталоге библиотек — всегда одна и та же: из книг уголовники вырезают игральные карты. Способ изготовления карт классически вечен. Для изготовления карт ничего не надо, кроме собственной слюны, мочи, жеваного хлеба, крошечного обломка химического карандаша и книжного томика — на бумагу. Бумага, которая не потрачена на карты, служит для курева — не всегда найдешь такую роскошь, как газета. Цигарка с табачным дымом — вот та печь, где сжигают книги.
Все эти пути и рассмотрены в стихотворении “Баратынский”».
Стихотворение отмечено в рецензии Георгия Адамовича (Русская мысль, Париж, 1967) «Стихи автора “Колымских рассказов”» и дало автору повод сделать заключение, что «его <Шаламова> учитель и, по-видимому, любимый поэт — Баратынский, от которого он перенял стремление по мере возможности сочетать чувство с мыслью...». На самом деле своим учителем в поэзии Шаламов считал И. Анненского («Мой командир»), но черта Шаламова — «сочетать чувство с мыслью» — Г. Адамовичем подмечена верно.
Все права на распространение и использование произведений Варлама Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта shalamov.ru. Использование материалов возможно только при согласовании с редакцией ed@shalamov.ru. Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.