Варлам Шаламов

Трактат о вере

1

Последним, может быть, дыханьем
Я вызвал пламя из угля,
Огня могучим колыханьем
Моя наполнилась земля.

И в белой ледяной пустыне
Наедине с Огнем
Шептал и я слова простые,
Молитвы древние о нем.

2

Скрывалось солнце на полгода,
Но нынче — боже мой,
Как заторопится погода,
Как всем захочется домой.

Как торопливо вьются гнезда
И рыба мчится к отмелям,
И некогда смотреть на звезды
Тебе, весенняя земля.

Цветам, деревьям и букашкам,
Им с солнцем только и пожить,
Без кривд, обмана и лукавства
Смеяться от души.

3

Я горстью, воин Гедеона,
Пил воду из таежных рек,
Я и тогда, во время оно,
Был незлобивый человек.

Но на горе древней Синая
Услыша гордые слова,
Я меру новую узнаю,
Которой мерит Егова.

4

Добро и зло, тепло и холод,
Поток огня и косность льда.
Мир на сравнения расколот
И чувства душу бередят.

Когда и счастье — лишь причина
И повод завтрашних тревог,
Когда живые — мертвечиной
Пропахли с головы до ног.

И то, что будет ли, не будет
Назавтра солнце — все равно —
Тогда услышать голос Будды
Тебе впервые суждено.

5

Уча законам всех религий,
Тайга, однако ж, неспроста
Одной лишь не раскрыла книги:
Евангелия Христа.

<1949–1950>

Комментарий В.В. Есипова

Поэма-«трактат» открывает самодельные тетради, написанные на ключе Дусканья, что подчеркивает ее программный характер. В несостоявшемся сборнике «Ключ Дусканья» поэма сокращена и перемещена ближе к концу задуманного сборника, что свидетельствует о понимании Шаламовым недостатков поэмы. Характерно, что «Трактат о вере» обойден вниманием в разборе Бориса Пастернака первых стихов В.Т., присланных ему с Колымы. Стилистика поэмы эклектична. Главу 5 с выводом о том, что «тайга» (подразумевается Колыма) «одной лишь не раскрыла книги: / Евангелия Христа», — можно считать квинтэссенцией лагерного опыта Шаламова. В будущих стихах, а также в прозе Шаламова имеется немало явных и скрытых апелляций к Евангелию и Ветхому Завету как к воплощению вечных нравственных истин.

Я горстью, воин Гедеона, / Пил воду из таежных рек… — Согласно книге Судей, Гедеон, пятый по счету из судей израильских, по указанию Бога отобрал для участия в битве с мадианитянами только тех, кто пил воду из горсти, забраковав тех, кто пил воду, встав на колени (Суд. 7: 5–7). Синай — гора, где по преданию пророку Моисею явился Бог и дал ему десять заповедей. Егова (Иегова) — одно из имен Бога в Ветхом Завете в ипостаси мстителя. Шаламов пользовался старой русской орфографией и обиходным произношением с ударением на последнем слоге.

Шаламов В.Т. Стихотворения и поэмы. В 2.т. / Сост., подг. текста и примеч. В.В. Есипова. — СПб.: Изд-во Пушкинского дома, Вита Нова, 2020. Т.2. с. 292-293, 558.