Варлам Шаламов

«Мыслями этими грустными…»

Мыслями этими грустными
Скрыто заветное, веское.
Блаженны неузнанные,
Ибо тех есть царство небесное.

Счастливые, несчастливые,
С изорванными нервами,
Блаженны нетерпеливые,
Ибо они умирают первыми.

И шкура их, как мозаика,
Пеллагра шагреневой кожи.
Блаженны прозаики,
Ибо они не узрели тебя, боже.

1953

«Мыслями этими грустными...»

Варлам Шаламов читает стихотворение «Мыслями этими грустными…»

Комментарий В.В. Есипова

Публикуется впервые. Автограф — РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 3. Ед. хр. 10. Л. 44. Печатается по магнитофонным записям 1967 г. В Списке1969 под 1953 г. обозначено «Блаженны неузнанные» (Ср.: «Кровь должна быть настоящей, безымянной», записная книжка конца 1960-х гг. — ЗапКн. С. 352). Несколько неожиданными кажутся строки: «Блаженны прозаики, / Ибо они не узрели тебя, боже». С одной стороны, здесь можно увидеть убеждение Шаламова в приоритете поэзии перед прозой, а также свидетельство того, что к тому времени Шаламов еще не начал работать над КР. С другой стороны, примечательный факт: несколько позже в той же тетради появилась запись Шаламова (с пометой «Развить в статью»): «Я понимаю, почему Б. Л. (Пастернак — В. Е.) говорит о необходимости заниматься прозой для поэта. Не все можно выразить стихами. Во время работы над прозой рождаются, утверждаются стихи. И во время работы над стихотворением стихотворение спотыкается о „прозаическую“ мысль о явлении, которую лучше развить в прозе. Происходит взаимообогащение жанров. Для прозаика же ясна необходимость заниматься стихами...» (Л. 29 об.). Знаменательна и цитата из «Спекторского» Пастернака, венчающая эту запись: «За то, чтобы поэтом стал прозаик / И полубогом сделался поэт». Разумеется, все это не значит, что писать колымскую прозу Шаламов начал под влиянием Пастернака — заготовки к ней делались еще на Севере (см. «Заметки о колымской природе» — Шсб-5). Крайне интересен также набросок письма к Пастернаку от 19 октября 1954 г., где Шаламов пишет о работе над рассказами: «Дорогой Борис Леонидович! Какая это адски трудная штука — рассказы. Столько врывается лишнего, отталкивающего в сторону заданную тему и такого, чему приходится давать место, открывать дверь в рассказ. Роман, вероятно, еще труднее. Мой личный опыт требует таких качеств, которые могут дать хорошие мемуары — т. е. некий литературный полуфабрикат, только такими великанами, как Герцен, превращающий мемуарную запись в полностью художественную величину. Реализация моего опыта в рассказы неминуемо уменьшит впечатление. Притом форма тех рассказов, и наших и переводных, которую я знаю за всю мою жизнь, не кажется мне идеалом. И не так мне хотелось бы писать рассказы, как Чехов, как Генри, как Хемингуэй. Проза рассказа должна быть сухой и строгой, с весьма осторожным использованием метафор, без уклонений в сторону. Ход рассказа должен быть убыстряющийся. Если не событие, то настроение сгущается и сгущается и обрывается вдруг. Если хочется его перечитать, то перечитать с начала до конца (а не просматривать лучшие места). Вот над такими северными рассказами я и работаю» (Там же. Л. 61 об.– 63. Публикуется впервые). Стихотворение построено как парафраз «Нагорной проповеди». Ср.: Блаженны неузнанные, / Ибо тех есть царство небесное Блаженны прозаики, / Ибо они не узрели тебя, боже. — «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 3–11).

Опубликовано впервые: Шаламов В.Т. Стихотворения и поэмы. В 2 т. / Сост., подг. текста и примеч. В.В. Есипова. — СПб.: Изд-во Пушкинского дома, Вита Нова, 2020. Т. 1, c. 388-389; 562-563.