Варлам Шаламов

Джозефина Лундблад-Янич

Кадьякские находки

В августе 2016 года, когда мы с семьей были на острове Кадьяке, мне удалось внимательно осмотреть все места, связанные с пребыванием здесь о.Тихона Шаламова и его семьи, а главное — посмотреть местные музеи и архивы. Разумеется, мой интерес был конкретно и целенаправленно «шаламовским» и, вероятно, поэтому мне удалось сделать несколько интересных находок.

Прежде всего меня интересовали данные о трех старших детях о.Тихона и его жены Надежды Александровны, родившихся на Кадьяке. Ведь точных дат их рождения до сих пор установлено не было. К счастью, сохранились метрические книги Кадьякской Воскресенской церкви, где они были крещены. Эти книги находятся в епархиальном архиве Православной церкви в Америки (OCA) при семинарии св. Германа в городе Кодиаке (так он произносится и пишется по-английски). В архиве мне помогала Дарья Сафронова-Симеонофф, главная архивистка семинарии и переводчица миссионерских дневников о. Тихона Шаламова на английский язык. В итоге удалось установить данные о всех детях поименно ( даты, несмотря на то, что Аляска в это время являлась американской территорией, даны по старому стилю в церковных архивах):

1. Галя (интересно, что имя не Галина, а именно Галя, что необычно – Дж. Л.-Я.) родилась 20 августа 1895 года, крещена 22 августа. Крестил ее, как и всех остальных детей, отец.

2. Сергей родился 20 марта 1897 года, крещен 24 марта. Тихон Шаламов

3. Наталья родилась 9 декабря 1899 года, крещена 17 декабря.

Эти данные, думается, помогут лучше разобраться в разнице возраста старших сестер и брата писателя, о которых он много рассказывает в «Четвертой Вологде». Сам Варлам Тихонович, как известно, родился в Вологде в 1907 г., а старший сын Шаламовых Валерий, как уже установлено, тоже родился не на Кадьяке, в Вологде, в декабре 1893 г.

О Шаламовых помнят на Кадьяке и сейчас, и особенно благодаря архимандриту Герасиму Шмальцу, который очень высоко ценил миссионерскую работу о. Тихона и помогал семье деньгами в 1920-е годы (что особо отмечено писателем в главе о «монахе Иосифе Шмальце»– он нетвердо помнил его имя). Я не могла не побывать на могиле архимандрита Герасима на Спрус-острове (где он жил в скиту и умер в 1969 г.).

Многие на Кадьяке считают, что если бы заботливый и самоотверженный о. Тихон остался на острове до 1917 года, то церковь тут не была бы вынуждена продавать большую часть земли в том же году (ее территория была до набережной, а сейчас там огромные постройки для нефтехранилищ, и Воскресенской церкви с воды сегодня даже не видно). После революции никто на Кадьяке не понимал, что случилось в России, а деньги оттуда перестали поступать (до этого Русская православная церковь на Аляске получала свыше 100000 рублей в год). Понятно, что вера во «всесилие» о.Тихона была утопией, но период его служения на Кадяке считается одним из лучших.

Следует заметить, что в середине ХХ века почти все местные архивы собрали и послали в Library of Congress, а на Кадьяке оставались только копии. Это было разумно для сохранения материалов, имевших во многих случаях большую ценность. Особенно активно занимался этой работой сотрудник Library of Congress, происходивший из России (из Якутии), М.З. Винокуров. Он собрал огромную коллекцию материалов по истории Русской православной миссии в Америке, которая сейчас находится в библиотеке штата Аляска (г.Джуно). Среди них и много фотографий — в том числе известный снимок о. Тихона Шаламова в группе с тогдашним архиепископом на Аляске Тихоном Белавиным.

Я постаралась очень внимательно просмотреть копии фотографий из коллекции Винокурова, хранящиеся сейчас на Кадьяке, в доме-музее бывшего знаменитого правителя русских поселений в Америке (в конце XVIII- начале XIX вв.) А.А.Баранова.

Особенно привлекла мое внимание групповая фотография: двое мужчин, женщина и одиннадцать детей разных возрастов, сидящих на ступеньках церкви Святого Воскресения в городе Кадьяк в начале XX в. Под фотографией были написаны два имени, относящиеся только к мужчинам: архимандрит Анатолий Каменский и Сергей Костромитинов.Но что-то меня смутило в изображении Каменского, тем более, что в подписи рядом с его фамилией стоял знак вопроса (очевидно, архивисты не были до конца уверены, что это он).

Кадьяк, семья Шаламовых

Что-то мне показалось, что священник с крестом на груди в центре фотографии – не похож ли он на самом деле на о. Тихона Шаламова?

При сравнении фотографии молодого Каменского с фотографией молодого о. Тихона, я обнаружила, что оба священника – послушные последователи священнической моды конца XIX: носили короткие волосы и очки с маленькие рамками и поэтому, наверно, произошла ошибка у американских исследователей. Однако, о. Тихон служил на Кадьяке 12 лет – с 1892 по 1904 г., а Каменский лишь проездом посещал остров, и когда он проездом побывал здесь в начале XX века, фотография данного события в «Американском Православном вестнике» показывает, что к этому времени он сильно изменился внешне и больше не являлся будто «двойником» о. Тихона.

Но более всего говорит в пользу о.Тихона присутствие на фотографии женщины, всеми чертами похожей на Надежду Александровну Шаламову! Конечно, присутствие какой-либо посторонней женщины здесь вряд ли было допустимо, а она была не только «матушкой» кадъякского «батюшки», но и преподавательницей церковно-приходской школы. А главное - ее лицо. Если сравнить его даже с тем единственным некачественным изображением Н.А.Шаламовой кадьякского периода, что сохранилось (оно есть в Шаламовском доме в Вологде), или с известным поздним снимком 1933 г.,где она, постаревшая, в скорби сидит у гроба умершего мужа, то мы увидим явное тождество. И полная, крупная фигура соответствует описаниям мамы В.Шаламовым в «Четвертой Вологде».

Следовательно, это единственная из обнаруженных до сих пор качественных фотографий матери писателя в ее сравнительно молодом возрасте, еще до рождения Варлама.

Я очень рада этой находке и очень рада тому, что все опытные шаламоведы сразу согласились со мной, что на снимке изображены Т.Н. и Н.А.Шаламовы.

Если иметь в виду, что фотография снята в 1903 или 1904 году перед отъездом семьи в Россию, можно предположить и присутствие детей Шаламовых в этой группе местных детей: например, на правую сторону о. Тихона – возможно, Сергей (1897 г. рождения), а единственная маленькая девочка в платке – скорее всего Наталья (1899 г. рождения).Тогда, может быть, мальчик рядом с Сергеем – старший сын Валерий (1893 г. рождения)? Это уже предположения, но они, мне кажется, имеют под собой основания.

Шаламовский сборник. Вып.5. Common place. Вологда/Новосибирск. 2017.