Варлам Шаламов

Елизавета Коновалова

Школьные учителя Варлама Шаламова. Художник Трапицын и музейщик Россет

Варлам Шаламов, любивший и понимавший изобразительное искусство, нередко посещавший московские музеи, вспоминал на страницах «Четвертой Вологды» о своих гимназических преподавателях рисования и дал им выразительные характеристики. С течением времени из памяти писателя изгладились некоторые подробности его обучения, потребовавшие уточнений. Учителю рисования Трапицыну посвящены следующие строки: «Рыжий, пухлый господин Трапицын <…>, преподававший две науки – чистописание и рисование – родной брат нашего архиерея Александра Трапицына и даже живет в архиерейском доме в соседстве с нами. <…>. Я срисовывал какие-то кубы, цилиндры, сдавал контрольные работы, получал оценки – пятерки <…> имя у учителя рисования было вполне подходящее – «Аполлон», Аполлон Александрович!»[1].

Трапицын А.И. 1884 – 1935. Водоем. Около 1911. Холст, масло
Трапицын А.И. 1884 – 1935. Водоем. Около 1911. Холст, масло

Первого учителя рисования писателя звали не Аполлоном, а Азарием. Его имя впервые встречается в документах Вологодской мужской гимназии имени Александра I Благословенного в «Списках чиновников и преподавателей гимназии» от 23 октября 1914 года, хранящихся в Государственном архиве Вологодской области (далее – ГАВО), имеется запись: «№ 30. Преподаватель рисования и чистописания н.ч. (примеч. автора – не имеющий чина) Азарий Тропицын»[2]. Педагог и художник, Азарий Иванович Трапицын сыграл определенную роль в культурной жизни Вологды, в собрании Вологодской областной картинной галереи хранятся четыре его картины[3].

Родился он в священнической семье в 1884 году в с. Поломское Орловского уезда Вятской губернии, учился сначала в Вятской духовной семинарии (с 1901). В 1903 году, покинув ее, поступил в Казанскую художественную школу на живописное отделение, затем стал учителем рисования во Владимирском епархиальном училище, а с 1910 по 1914 год занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (в период учебы Трапицын активно участвовал в московских выставках разных творческих объединений: «Товарищество независимых» (1911), «Группа московских художников» (1913), «Ассоциация московских художников» (1914)[4]. После окончания училища он приехал в Вологду и поступил на службу в Вологодскую мужскую гимназию и быстро включился в художественную жизнь города. Его имя значится в списках действительных членов Северного кружка любителей изящных искусств (далее – СКЛИИ)(1906 – 1919)[5]. В годы Первой Мировой войны кружком была организована лотерея картин в помощь героям этой войны, для чего семь вологодских художников и в их числе Азарий Трапицын пожертвовали свои произведения. Полученная от их продажи сумма была отправлена в Петроград в Лазарет Деятелей Искусства, в фонд пособий раненым воинам[6].

Вопреки утверждению Варлама Шаламова о том, что «с революцией Трапицын исчез из нашего города, из нашей гимназии, из нашего класса, из моей жизни навсегда»[7] архивные материалы свидетельствуют о том, что тот продолжал работать в городе и даже в 1919 году недолго руководил Государственными свободными художественными мастерскими (ГОСВОХУМ), в которые были преобразованы Рисовальные классы СКЛИИ[8]. Он продолжал работу и в школе № 6 II ступени. Преподаватель изобразительного искусства, так называлась тогда его должность, параллельно вел уроки и в школе № 7 II ступени, его имя упоминается в протоколах педагогического совета, в ведомостях на заработную плату и в других документах[9]. Последний раз имя А.И. Трапицына встречается в требовательных ведомостях на зарплату педагогам школы за вторую половину сентября 1920 года[10]. Очевидно, он получил расчет и уехал из Вологды в Симбирск (вслед за своим братом Александром[11]), где работал преподавателем рисования в дорожно-строительном техникуме (1920 – 1933) и активно участвовал в выставках. В 1927 году состоялась его персональная выставка в Ульяновске. В 1933 году художник поменял место жительства, скончался в Горьком в 1935 году[12]. Произведения его, как мастера панорамного пейзажа, хранятся в музеях Ульяновска и Казани[13].

Яркие воспоминания оставил о себе у ученика Шаламова второй педагог по данному предмету: «<…> году в восемнадцатом, что ли, было объявлено, что наш класс примет новый учитель рисования – Александр Николаевич Россет <…>, одетый в черный отутюженный костюм, в сверкающей белизной накрахмаленной рубашке, с платочком, сложенным каким-то необыкновенным углом, новый преподаватель был сама учтивость»[14].

В школе № 6 второй ступени в качестве преподавателя изобразительного искусства он появился не в 1918, как вспоминалось Варламу Шаламову, а в сентябре 1921 года с пятилетним стажем и опытом преподавательской работы, что зафиксировано в «Регистрационной карточке работника просвещения»[15]. Из «Списка по платежу общегражданского налога»[16] педагогов данной школы выяснились основные моменты его биографии. Звали его Николай Дмитриевич, а не Александр Николаевич, как запомнилось Варламу Шаламову. Н.Д. Россет родился в 1883 году в Москве. Учился первоначально в гимназии, затем закончил в 1911 году юридический факультет Петербургского Императорского Университета без государственных экзаменов. Занимался в частном Художественном училище профессора К.Ф. Юона в Москве в 1911 – 1 913 годах, затем в частной Академии рисования в Мюнхене – без документов об образовании. В 1914 – 1918 годах участвовал в русско-германской войне, был ратником ополчения, инвалидом. Затем преподавал 4 года в школе второй ступени в Калужской губернии и один год в школе первой ступени в Грязовце, затем он прибыл в Вологду. На вопрос о родственниках ответил, что никаких родственных связей не имеет. Фамилия его в этих документа записана как Россет-Петропавловский. Система его преподавания отличалась от метода А.И. Трапицына: «<…> художников среди вас – нет. И я не ставлю задачу сделать из вас художников. Художниками надо родиться. А вот графически грамотными людьми можно стать, и этому я вас выучу»[17]. «К сожалению, Россет исчез из Вологды после первого же урока. Но еще долго мне чудился в классе запах его отличных духов, его крахмальная сорочка»[18], – писал Варлам Шаламов. Однако, в этой школе он проработал чуть более года, последнее о нем упоминание в расписке от 2 ноября 1922 года[19].

О некоторых этапах дальнейшей жизни Н.Д. Россета известно из публикации Татьяны Павловой о судьбе усадьбы Апраксиных Ольгово: «В декабре 1926 года Ольговом заведует привлеченный из Серпуховского музея Николай Дмитриевич Россет»[20]. <…> «сведений о нем крайне мало: дворянин, юрист, собрал и сохранил коллекцию Серпуховского музея»[21]. В ее статье он выступает, как подвижник, приложивший массу усилий по спасению усадьбы, которая, к сожалению, была закрыта как «нерентабельная», вредная для «идеологических принципов нового общества» в 1927 году. Во время заведования Серпуховским Художественно-Историческим музеем (1922 – 1926) Н.Д. Россет сумел завершить формирование его художественной галереи, дополнив ее замечательным разделом русского искусства второй половины XIX – начала ХХ веков[22].

На основе изложенного можно сделать вывод, что оба учителя рисования Варлама Шаламова – Азарий Трапицын и Николай Россет были незаурядными и деятельными людьми, каждый из них внес свой вклад в развитие отечественной культуры.

Е.А. Коновалова. Художник Трапицын и музейщик Россет. // Вологодский Лад. – 2017. – №1. – С.103-105. – (Школьные учителя Варлама Шаламова).

Примечания

  • 1. Шаламов В.Т. Четвертая Вологда. Вологда. 1994. С. 89, 90.
  • 2. ГАВО (Государственный архив Вологодской области). Ф.453. Оп.1. Д. 1379. Л.15 – об.
  • 3. См.: Ивенский С.Г., Федотова К.Н., Хвиц В.А. Вологодская областная картинная галерея. Каталог собрания живописи, графики, скульптуры. Вологда. 1960. С. 58. Кузьмина Г.А., Коновалова Е.А., Соснина Л.Г., Федотова К.Н., Шуткова Е.А. Живопись, скульптура ХVШ – ХХ веков. Собрание Вологодской областной картинной галереи. Вологда. 1975. С. 52. Федотова К.Н., Козлова И.Г. Выставка новых поступлений в залах Вологодской областной картинной галереи. Каталог. Вологда. 1963. С. 26.
  • 4. С.Г., Федотова К.Н., Хвиц В.А. Вологодская областная картинная галерея. Каталог собрания живописи, графики, скульптуры. Вологда. 1960. С. 58.
  • 5. Отчет о деятельности Северного кружка любителей изящных искусств с 1-го Октября 1914 г. по 1-е Октября 1915 г. Вологда. Вологда. 1916. С. 36.
  • 6. Там же. С.27.
  • 7. Шаламов В.Т. Четвертая Вологда. Вологда. 1994. С. 90.
  • 8. ГАВО. Ф. 111. Оп. 2. Д. 112. Л.2 – 5.
  • 9. Там же. Ф. 4799. Оп. 1. Д. 218. Л.10 – 11.
  • 10. Там же. Д. 237. Л.45.
  • 11. Трапицын Александр Иванович (1862-1938), о котором упоминает Варлам Шаламов, был епископом Тотемским и Вологодским с 1912 по 1920 год. Канонизирован РПЦ как священномученик в 2000 году. См.: Деяние Юбилейного Священного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века. М. 2000.
  • 12. Гуркин В. А. Волга на полотнах Азария Трапицына // Московский журнал. Москва. 2000; № 1. С. 12.
  • 13. Ульяновский областной художественный музей. Автор вступительной статьи и составитель Н.А. Агафонова. М. 1974. С.14.
  • 14. Шаламов В.Т. Там же.
  • 15. ГАВО. Ф.4799. Оп.1. Д.247. Л.14.
  • 16. Там же. Л. 35, 38 – об. – 39.
  • 17. Шаламов В. Т. Там же.
  • 18. Шаламов В. Т. Там же. С. 91.
  • 19. ГАВО. Ф. 4799. Оп. 1. Д. 248. Л.15.
  • 20. Павлова Татьяна. Руины усадьбы Ольгово//Наше наследие. 2014. № 112. С. 47.
  • 21. Там же. С. 51.
  • 22. Пилипенко А. Д. Из истории Серпуховского музея 1922 – 1926 гг., заведующий Н. Д. Россет. Рукопись. СИХМ. Серпухов.