Варлам Шаламов

Анна Гаврилова

Работа Шаламова в журнале «Москва» в 1956–1958 гг.

Период между реабилитацией Варлама Шаламова (сентябрь 1956) и до вхождения «Колымских рассказов» в самиздат пока еще изучен мало. Нет работ, посвященных раннему «послеколымскому» творчеству Варлама Шаламова, началом которого сам поэт считал 1956 год. Точно неизвестны все литературные связи писателя в эти годы. Обращение к истории его работы в литературно-художественном журнале «Москва» помогает установить особенности творчества писателя в 1956–1958 гг.

После реабилитации, полный надежд, уверенный в своих силах, В. Т. Шаламов навсегда возвращается в Москву с желанием опубликовать написанное, и его действительно очень скоро печатают — в журнале «Знамя» (1957), затем — в журнале «Москва» (1958), где он к тому времени уже работает. Бoльшая часть напечатанного им в журнале — заметки для рубрики «Смесь», но при этом уже в пятом номере выходит статья писателя на двенадцать полос — «Адресная книга русской литературы». Его статьи есть в семи из двенадцати номеров за 1957 год. Вероятно, с лета 1958 писатель вынужден прекратить постоянное сотрудничество с журналом.

Литературно-художественный журнал «Москва» выходит с 1957 года, но уже 20 ноября 1956 года В. Т. Шаламову дано поручение редакции собрать «материалы о культурной жизни столицы»[1] для органа Совета Писателей РСФСР и московского отделения СП. В содержании журнала имя Варлама Шаламова впервые появляется лишь в №3 за 1958 год, где опубликованы его стихи. После этого работы писателя выходят с подписью «В. Шаламов» еще 9 раз, 2 раза — с подписью «В. Ш.». В упомянутом номере журнала есть и краткая справка:

«Шаламов Варлам Тихонович. Родился в 1907 г. в Вологде. Учился в МГУ на юридическом факультете. Печататься начал в 1934 году. Первый рассказ “Три смерти доктора Аустино” опубликован в журнале “Октябрь” (1936). Первые стихи напечатаны в журнале “Знамя” в 1957 году».

После череды болезней (июль 1957 — март 1958) писатель получает третью группу инвалидности, но его пенсии едва хватает на жизнь, поэтому он вынужден подрабатывать. С 1958 по 1964 год он пишет «внутренние рецензии» на приходящий в редакцию «Нового мира» самотек, также известна одна статья, написанная Шаламовым для «Москвы»[2]. Работа эта, как и в «Москве» с 1958 года, внештатная.

11 октября 1956 г. Шаламов женится на О.С. Неклюдовой и переезжает в квартиру близ Хорошевского шоссе. Именно здесь будет написана большая часть «Колымских рассказов», «Вишерский антироман», воспоминания и несколько сборников стихотворений.

Ощущение исторического перелома проступает в его переписке с колымским другом А.З. Добровольским[3], который называет судьбу писателя счастливой. Его настроение, вероятно, созвучно и душевным переживаниям В.Т. Шаламова. В 1968 году автор «Колымских рассказов» будет вспоминать, как он вернулся в Москву после реабилитации и около ста стихотворений у него взяли редакции[4]. Однако, большая часть стихотворений была отклонена. С марта 1957 г.[5], когда Шаламов отдал стихи на рецензирование в «Москву», до их публикации прошел ровно год. Много позже В. Т. Шаламов напишет об опубликованных в «Москве» стихах, как о великой удаче, которую он не мог тогда в полной мере осознать, ведь после этого в печати появятся лишь «стихи-калеки» — скажется влияние цензуры. Стихи пятидесятых годов тем более интересны, что они пишутся не «в стол», а с надеждой на публикацию и широкое хождение. Эти стихи, как охарактеризовал их сам поэт, отличаются «большей раскрепощенностью, большей смелостью, большей нравственной обязательностью»[6]. Среди них встречаются и пересечения со статьями В.Т. Шаламова, напечатанными в журнале «Москва».

Большая часть публикаций В.Т. Шаламова в журнале размещена в рубрике «Смесь». В этом разделе публиковались статьи на политические, общественно значимые темы, анонсы спортивных событий и фестивалей, очерки по истории города, материалы культурологического характера. С мая 1959 года объем рубрики сокращается и меняется ее название; теперь она зовется «Вчера, сегодня, завтра», вскоре после этого и вовсе упраздняется.

Заметки на тему общественной жизни Москвы, о воплощении строительных планов Н.С. Хрущёва, о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, об экономическом развитии города с начала XX века занимают не самое большое место среди публикаций В.Т. Шаламова. Эта поденная работа — та плата, которая была необходима для укрепления его положения в журнале. Не случайно все эти статьи и заметки относятся к 1957 году.

Черновик заметки В.Т. Шаламова для журнала «Москва»

Отметим, что все эти материалы написаны исключительно добросовестно, ответственно. Несмотря на то что они не дают такого простора для выражения своих идей, как историко-литературные очерки, и написаны скупым языком, в них слышен голос Шаламова.

Работа над историческими очерками и статьями на первый взгляд тоже может показаться поденщиной, но, как нам представляется, В.Т. Шаламову она не была столь чужда, как приведение скупой статистики. Хотя роль архивной работы в творчестве В. Шаламова остается малоисследованной, она занимала важное место во время написания цикла «Перчатка», очерка «Фёдор Раскольников», незаконченной «Повести наших отцов»[7]. Опубликованные в журнале «Москва» очерки «Одежда улиц» (об истории строительстве дорог в Москве), «Арсенал революции» (об архивах Тулы), статьи «Кто изобрел баян?» (история изобретения баяна туляком Н.И. Белобородовым) и «Сто пятьдесят семь мемориальных музеев» (о создании мемориальных музеев в СССР) построены исключительно на исторических документах. Последние две статьи являются историко-культурными. К ним же относится статья-расследование «Первая картина Третьяковской галереи» — о том, какое полотно первым легло в коллекцию П.М. Третьякова, и статья, основанная на архивных данных музея П.И. Чайковского в Клину, — «Чайковский-поэт». В ней рассказывается о поэтическом даре великого композитора, которым, по словам писателя, «гордился бы любой лирический поэт». Интересно, что в этой статье автор «Колымских рассказов» поднимает одну из самых важных для своего творчества проблем: близости живописи и поэзии, поэзии и музыки: «мы понимаем поэта недостаточно полно, если не знаем его прозы». Та же мысль получает отражение и в стихах 1958 г. — «Некоторые свойства рифмы», «Шесть часов утра»[8].

Но особого внимания заслуживают большие историко-литературные статьи автора «Колымских рассказов». В них находят отражение ключевые в творчестве писателя темы исторической и культурной памяти, необходимости преемственности между поколениями. Статья «Первый номер “Красной нови”» выходит с огромными сокращениями. Но в ней осталось очень многое, что так важно было донести В.Т. Шаламову до читателя. Для него появление «Красной нови» — важная веха истории двадцатых годов. Он считает своим личным долгом донести правду о ней до современников, сделать ее частью истории. Вот с чего он начинает описание выхода первого советского литературно-художественного журнала в годы разрухи после Гражданской войны: «трудное было время! Немудрено, что молодому в ту пору автору, начинающему писателю Всеволоду Иванову, услышавшему от А.М. Горького о выходе толстого литературно-художественного журнала, это показалось невероятным»[9]. Отмечает Шаламов и то, что в этом издании действительно участвовал В.И. Ленин лично: «у колыбели “Красной нови” стояли Ленин и Горький» [10].Инициатива издания журнала принадлежит, в частности, В.И. Ленину, чья статья «О продовольственном налоге. Значение новой политики и ее условия» напечатана в первом номере, и с чьей подачи печатаются некоторые материалы, такие, как трактат Д.А. Гобсона об империализме. В первом же номере опубликована статья Н.К. Крупской «Система Тэйлора и организация работы советских учреждений», роман Вс.Вяч. Иванова «Партизаны», работы А.В. Луначарского, В.М. Фриче и др. Однако важнее всего Шаламову было при помощи этой статьи вернуть имя главного редактора журнала — А.К. Воронского.

Об этом желании говорит переписка Шаламова с Г.А. Воронской по поводу этой статьи[11]. Несмотря на официальную реабилитацию писателя, редакция не разделяла чаяний Шаламова: из первоначальных 11 упоминаний Воронского в статье в напечатанном варианте осталось лишь 4. О своей борьбе за статью Шаламов писал:

«Заметка (“Кр. Новь”) здорово сокращена и почищена, но и в этом виде едва нашла себе место в журнале»[12].

Осознание собственного опыта как части традиции этой вековой борьбы — одна из тех опор, на которых держится горячее желание писателя воссоздать прерванную цепь, сделать ее частью современной ему истории. Эта идея звучит и в статье «Адресная книга русской культуры», историко-литературном обзоре мест Москвы, связанных со становлением культурного климата города — «история родной литературы от Аввакума до Горького». Во вступлении к обзору, обосновывая этот временной диапазон, В.Т. Шаламов пишет:

«Московская летопись писалась много веков. Записи сделаны разными почерками. Дома это не только память о писателях. Это и память об архитектуре, о быте ушедшего в прошлое времени. <…> Вся литературная Москва — адресная книга нескольких столетий. Она дорога нам от первой до последней страницы — от мрачных келий Андронниковского монастыря, где триста лет назад допрашивали протопопа Аввакума, автора знаменитого “Жития”, до светлого особняка у Никитских ворот, где жил наш современник Алексей Максимович Горький. Летопись непрерывна. <…> С волнением мы “читаем” эти дома на улицах восьмисотлетнего города. Живые, они воскрешают нам людей, время, оживляют в памяти знакомые с детства страницы и строки. С замиранием сердца мы думаем, что в вот это именно окно можно было увидеть Грибоедова, перебирающего листки “Горя от ума”…»[13].

Показательна данная в этом коротком очерке оценка В.Т. Шаламовым судьбы А.П. Чехова: прогрессирующий туберкулез гнал писателя из Москвы, в которой он сменил десятки адресов, «Чехов как врач не мог не знать своего состояния, но и приговоренный к смерти и знающий свои сроки, Чехов нашел в себе достаточно душевных сил работать до последнего дня и написать такие вещи, как “Вишневый сад”. В письмах его нет ничего похожего на пессимизм, никаких жалоб, никаких сожалений. Жизнь Чехова — героическая, исключительная жизнь»[14]. Как много может сказать такая брошенная походя фраза о позиции писателя, и как трагически эта оценка отзовется уже через полгода в его собственной судьбе…

Лейтмотивом через всю статью проходит мысль о важной роли ссылки, гонений в судьбах русских писателей: из одного дома отправлялась за мужем в Сибирь М.Н. Волконская, в другом был арестован и сидел под арестом А.И. Герцен, на Тверском бульваре — в «Зеленом клубе» — встречались будущие декабристы и делились здесь своими самыми смелыми замыслами… Уже в шестидесятых годах В.Т. Шаламов радикально заявляет: «русская интеллигенция без тюрьмы, тюремного опыта — не вполне русская интеллигенция»[15]. Судя по этой статье, писатель уже в 1957 г. пришел к убеждению в необходимости восстановления связи культурных эпох, традиций через историю литературы и сопротивления. Нравственное, действенное сопротивление автор «Колымских рассказов» впоследствии назовет долгом поэта. «В это время мне стало ясно, что без моих свидетельств время не обойдется. Этой цели я подчинил всю свою дальнейшую жизнь», — напишет он в комментарии к стихотворениям 1956–1958 гг. Проблема памяти и опасности забвения, поднятая в этом кратком обзоре, станет ключевой в творчестве писателя в конце 1960-х — 1970-х гг., но и в рассматриваемый нами период она находит свое отражение почти во всех стихотворениях («Вверх по реке», «Ни зверя, ни птицы… Еще бы!..», «Я знаю, в чем моя судьба…» и др.). Задачу реактуализации мест памяти поставит он перед собой во время работы над книгой «Повесть наших отцов»[16], оставшейся незавершенной. Часть этого замысла знакома читателю по пятому циклу «Колымских рассказов» — «Воскрешение лиственницы»: в него включен очерк об эсерке Н.С. Климовой «Золотая медаль». В нем звучит та же проблема:

«Память дышит в Петербурге легко. Труднее в Москве, где проспектами разрублены Хамовники, смята Пресня, разорвана вязь переулков, разорвана связь времен…».

История появления очерка Шаламова на двенадцать полос, проиллюстрированная гравюрами художника А.И. Мищенко, — отнюдь не история признания писателя в журнале. О том, как она попала в печать, говорят документы, сохранившиеся в архиве журнала. Один из них — записки главного редактора журнала Н.С. Атарова и П. Подлящука. Из них видно, что Шаламов готовил не самостоятельную статью, а текст к гравюрам известного художника, художественного редактора издательств «Искусство», «Молодая гвардия», Академии педагогических наук Алексея Ивановича Мищенко. 4 марта 1957 г. П. Подлящук пишет Н.С. Атарову:

«Прошу ознакомиться с текстом В. Шаламова к гравюрам Мищенко. На мой взгляд, требуется несколько успокоить начало и конец, а сделано добротно. П. Подлящук».

На что получает ответ (без даты):

«Отличный материал! За него нас <поблагодарить> [нрзб. 1 слово]. Готовить срочно в № 5 силами отдела очерка. <…> Надо оставить критику!».

Судя по этим запискам, решение о публикации статьи Шаламова принималось спонтанно. Обсуждая номер, работавший в журнале редактором Е.Я. Дорош будет критиковать поспешность этого решения:

«Материал интересный и очень нужный, к сожалению, отредактирован плохо. Требует и некторой правки и справка об авторах»[17].

Судя по фонду В.Т. Шаламова и фонду журнала «Москва» в РГАЛИ, не были пущены в печать очерки В.Т. Шаламова о Н.В. Гоголе[18], А.К. Толстом[19], об ученом-трансплантологе В.П. Демихове[20], о Борисе Южанине и театре «Синяя блуза»[21], статья «Пушкинская премия»[22], рецензия на книгу В. Казанского «Роман в стихах»[23], а также рецензия на первые пять номеров альманаха «На Севере Дальнем»[24]. Все эти материалы могут многое рассказать о тех темах, которые были особенно важны В.Т. Шаламову в пятидесятые годы. Так, например, в очерке о хирурге развиваются две темы: фантастический успех медицины и близящаяся возможность побороть смерть. Шаламов, выживший в лагере благодаря обучению на фельдшера, с благодарностью вспоминавший врачей, посвятит им серию новелл в «Колымских рассказах». Сейчас можно совершенно точно говорить о том, что сквозь затронутые в очерке о хирурге темы прорывались будоражившие Варлама Шаламова идеи, которые вновь вышли на бумагу уже во время работы над знаменитыми рассказами.

Вне зависимости от того, как оценивают роль журналистики в жизни Шаламова, его публицистические статьи важны для понимания творчества писателя наряду с его биографией, воспоминаниями и письмами. Публикации в журнале «Москва» открывают перед исследователем ту сторону жизни В.Т. Шаламова, которая лишь косвенно связана с его прозой и поэзией, но помогает ответить на важные для его понимания вопросы и внести ясность в эволюцию идей автора «Колымских рассказов».

Публикации Шаламова в журнале «Москва»

    1957
  • Сто пятьдесят семь мемориальных музеев (подпись — В. Шаламов). Статья. № 1, с. 212–213.
  • Цифры фестиваля (подпись — В. Шаламов). Статья. № 3, с. 205–207.
  • Адресная книга русской культуры (подпись — В. Шаламов). Статья/илл. А. Мищенко, № 5, с. 209–220.
  • Одежда улиц (подпись — В. Ш.) Очерк. № 6, с. 222–223.
  • Двести квартир в день (подпись — В. Шаламов). Статья. № 8, с. 219.
  • Чайковский-поэт (подпись — В. Шаламов). Статья. № 9, с. 220–221.
  • Из московской статистики (подпись — В. Шаламов; совместно с Н. Маром) Обзор. № 10, с. 208–211.
    • 1958
  • Первая картина Третьяковской галереи (подпись — В. Ш.). Статья. № 1, с. 217–218.
  • Арсенал революции (подпись — В. Шаламов). Статья. № 2, с. 214–215.
  • Стихи: «Ода ковриге хлеба», «Шесть часов утра», «Ветер в бухте», «Сосны срубленные», «Память» (подпись — В. Шаламов). № 3, с. 214–215.
  • Первый номер «Красной нови» (подпись — В. Шаламов). Статья. № 5 с. 217–218.
    • 1958
  • Кто изобрел баян? (подпись — В. Шаламов). Статья. № 12, с. 212–213.


  • Варлам Шаламов в контексте мировой литературы и советской истории. Сборник трудов международной научной конференции. Сост. и ред. С.М.Соловьев. М.: Литера. 2013. С. 204-208.

    Примечания

    • 1. См. поручение, выданное ему с ноября 1956 по март 1957 года. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 3. Ед.хр. 368. Л. 38-40.
    • 2. Шаламов В. Кто изобрел баян? // Москва. 1959. № 12. С. 209. С. 212-213.
    • 3. Шаламов В. Т. Собр. соч. в 6 т. М.: Терра-Книжный клуб, 2005. Т. 6. С. 102-166.
    • 4. См. письмо О. Н. Михайлову от 2 февраля 1968 г. Михайлов О. В круге девятом. Варлам Шаламов. // Слово. № 10, 14 марта 2003.
    • 5. Именно к этому времени относятся две рецензии на стихи Шаламова (Л. С. Овалова и Е. Я. Дороша), сохранившиеся в архиве журнала. РГАЛИ. Ф. 2931. Оп. 1. Ед.хр. 16. Л. 59, 89.
    • 6. Шаламов В. Т. Собр. соч. в 6 т. Т.3. С. 484.
    • 7. Соловьёв С. М. «Повесть наших отцов» — об одном замысле Варлама Шаламова. Наст. изд. С. 209.
    • 8. Шаламов В. Т. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. С. 341, 348.
    • 9. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 3. Ед. хр.122. Л. 1.
    • 10. 10 Там же.
    • 11. Шаламов В. Т. Собр. соч. в 6 т. Т. 6. С. 259-260.
    • 12. Исаева Т. И. Я не теряю надежды // Исторический архив. 2000. № 1. С. 132.
    • 13. Москва. 1957. № 5. С. 209.
    • 14. Там же. С. 218.
    • 15. Шаламов В. Т. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. С. 154.
    • 16. Подробнее об этом замысле см. Соловьёв С. М. Там же. С. 209.
    • 17. РГАЛИ. Ф. 2931. Оп. 1. Ед.хр. 16. Л. 68.
    • 18. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 3 Ед.хр. 123.
    • 19. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 3. Ед.хр. 120.
    • 20. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 3. Ед.хр. 119.
    • 21. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 2. Ед.хр. 88.
    • 22. РГАЛИ. Ф. 2931. Оп. 1. Ед.хр. 1225. Л. 1-7.
    • 23. Там же. Л. 8-14.
    • 24. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 3. Ед.хр. 121.