Варлам Шаламов

Николай Ганущак

Творчество Варлама Шаламова как художественная система

Ганущак, Николай Васильевич. Творчество Варлама Шаламова как художественная система: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Тюмень, 2003. Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Ю.А. Дворяшин. Дата защиты диссертации: 25 июня 2003 г.

В своей диссертации Н.В. Ганущак предпринимает попытку впервые в отечественном литературоведении исследовать творчество В.Т. Шаламова во всей совокупности его основных составляющих: эпические произведения, лирика, литературно-критические и публицистические работы писателя анализируются как определенная целостность, своеобразная идейно-художественная система. Исследователь стремится выявить природу идейно-художественных элементов творчества В. Шаламова, определяющих его единство и целостность и отражающих самобытность творческой индивидуальности писателя, исследовать пути становления и развития В. Шаламова как художника, проанализировать эволюцию его эстетических представлений, выявить самобытное преломление творческой индивидуальности писателя в жанровых формах эпоса и лирики, изучить процесс становления жанровой формы рассказа в творчестве Шаламова, представляющего собой образец «новой прозы».

Автор диссертации сосредоточивает свое внимание на всех трех жанровых ипостасях творчества писателя: эпических произведениях, лирике и литературно-критических работах; рассматривает идейно-нравственные и эстетические связи, определяющие качество системности творчества В.Шаламова. Структура исследования включает в себя, помимо «Введения» и «Заключения», три главы: «Малый эпос Варлама Шаламова», «Поэзия Варлама Шаламова» и «Эстетические взгляды Варлама Шаламова».

Исследователь приходит к выводу, что художественный мир писателя, его мировоззренческие и эстетические принципы своеобразно реализовались в его эпосе (отношение к действительности как факту, этические нормы поведения, сохранение человеческого облика в любых обстоятельствах), в лирике (творчество как спасение, сходство мира природы и мира человека, соотнесение логики и судьбы явлений природы с логикой и судьбой человека), в статьях, письмах, дневниковых записях (нравственная ответственность художника, искусство как бессмертие жизни, антидидактизм как основное требование времени к искусству). Взаимосвязь этих составляющих дает возможность говорить о системности художественного мира Шаламова.