Варлам Шаламов

Об одном образе-символе в «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова

Чеслав Антонович Горбачевский (Челябинск)

В «Колымских рассказах» ключевая роль отводится художественным образам-символам. В размышлениях «О прозе» Шаламов недвусмысленно высказывается о символике в современных литературных произведениях: «<…> роль их (деталей и подробностей. – Ч. Г.) гораздо больше в новой прозе. Это – всегда деталь-символ, деталь-знак, переводящая весь рассказ в иной план, дающая “подтекст”, служащий воле автора, важный элемент художественного решения, художественного метода». Эта мысль имеет непосредственное отношение и к символическим смыслам в прозе самого Шаламова. В связи с этим, возникает настоятельная необходимость в выявлении и интерпретации образов-символов, которыми пронизаны все тексты «Колымских рассказов», имеющих самое непосредственное отношение к различным сферам лагерного существования арестантов на каторжной Колыме.

В статье мы приведём примеры и кратко проанализируем один из образов-символов «Колымских рассказов». Речь пойдёт об образе пальца, который, появляясь в различных контекстах, приобретает разнообразные, в том числе символические значения.

Так, палец становится символом власти блатаря в лагере. Длинный ноготь мизинца вора – непременный атрибут подземного воровского мира, свидетельствующий о высоком «запроволочном» статусе его обладателя.

Палец символизирует грубое, жестокое обхождение с более слабым и / или стоящим ниже на лагерной иерархической лестнице.

У обыкновенного зэка («доходяги», «фитиля») в отличие от блатаря, «придурка» или начальника ногти на пальцах, как правило, грязные, обломанные, обкусанные и / или перевязаны тряпками. Они символизируют крайне тяжёлое состояние каторжанина, находящегося на грани жизни и смерти, изнурённого непосильной работой, холодом, голодом и жестоким внутрилагерным режимом.

Отмороженные пальцы символизируют непрекращающиеся страдания заключённых.

Отрубленные пальцы зэка-саморубов – это и символ безысходности в забытом всеми колымском каторжном мире, и символ памяти о прежних ощущениях. Для того чтобы не попасть в золотой забой или на другие общие работы, каторжане предпочитают лишить себя какой-либо части тела, чем умереть на изнуряющей работе.

Пальцы как символ памяти о пережитом, они и дома напоминают о лагерном прииске, не давая покоя бывшему каторжанину. Память о ручках тачки, о кайле и лопате останется в пальцах, коже и костях зэка навечно.

Ветки и листья на деревьях становятся похожими на пальцы каторжанина, напоминают отрубленную кисть человеческой руки. Пальцы зэка обнаруживают сходство с северной таёжной природой, являя собой одновременно горный пейзаж и кольца на срезе дерева. Такое видение возникает в гаснущем сознании умирающего на пересылке поэта-заключённого.

Пальцы и бегающие глаза зэка – символ одновременной отчаянной решительности и трусости. И напротив, тёплые пальцы и тёмные смеющиеся глаза ассоциируются с добрыми чувствами, пониманием бед и несчастий арестантов.

Палец в условиях лагеря – удобное подручное средство и орудие еды, символизирующее первобытные условия существования, с одной стороны, и человеческую живучесть и приспособляемость к этим условиям, – с другой.

Приведённые нами символические смыслы одного из образов «Колымских рассказов» не являются сколько-нибудь полными и, тем более, исчерпывающими. Мы лишь попытались показать принципиальную важность этого лейтмотивного образа-символа в ряду других, не менее ключевых, во всей системе документально-художественного мира писателя.

Программа конференции