«Поэтика небытия» В. Шаламова: своеобразие хронотопа «Колымских рассказов»
Своеобразие трагедийной проблематики «Колымских рассказов» определяет особенности их поэтики. «Новая проза», по мысли В. Шаламова, должна стать отражением и осмыслением нового состояния человека. Поэтому «распадающейся реальности» (В. Шкловский) Колымы соответствуют деформированные пространство и время.
В художественном мире В. Шаламова происходит разрушение привычной системы пространственно-временных координат. В лагерной действительности время заменяется безвременьем, поскольку прошлого и будущего для шаламовских героев не существует – их время замкнуто, лишено перспективы: оно не связано со временем историческим, а соотношение с категорией вечности, задающее человеческой жизни иное измерение, утрачивает свой смысл. Жизнь лагерника осуществляется в соответствии с абсурдными законами колымской реальности, по иным временным законам, когда традиционные количественные измерения оказываются недействительными: часы могу длиться бесконечно, а человеческая жизнь сжимается до минут. Важнейшими характеристиками времени существования человека в художественном мире В. Шаламова становятся ограниченность и повторяемость.
Время автора по отношению ко времени героя представляет собой нравственно-оценочную перспективу, позволяющую с позиций лагерного опыта пересмотреть значение вневременных ценностей. Характер временной перспективы у Шаламова изменяется: ценности культуры и науки уже не являются абсолютом, в сопоставлении с которым определяется значимость настоящего. Напротив, лагерный опыт становится способом проверки истин, казавшихся незыблемыми.
Подобные трансформации происходят и в отношении художественного пространства: принцип его организации отражает идею тотальной ограниченности лагеря. При этом сопоставление лагерного и тюремного пространств обнаруживает абсурд колымской действительности, поскольку замкнутое тюремное пространство оказывается более свободным в соотнесении с лагерным и даже с жизнью на воле.
Абсурдные трансформации, как показывает писатель, характерны и для жизненного пространства страны в целом, поскольку мир «зоны», являясь отражением законов, по которым существует государство, разрастается до размеров страны.
Одной из важнейших характеристик хронотопа «Колымских рассказов» является его организация по принципу сопоставления «снаружи/ внутри». Писатель подчеркивает, что под воздействием абсурда внешних условий «фантастической реальности» трагически деформируется внутренний мир человека – изменяется система ценностей, представления о нравственности, ограничиваются душевные и интеллектуальные возможности. Это показано В. Шаламовым как трагически необратимый процесс «расчеловечения».
Не случайно количественные характеристики пространственно-временных отношений у Шаламова заменяются качественными: единицей исчисления становится человеческая жизнь. Организация хронотопа получает ценностное измерение, а пространственно-временные обозначения, осмысленные в соотношении с человеческим существованием, приобретают бытийную значимость, становясь «деталями-знаками», «деталями-символами», которые, по мысли В. Шаламова, являются характерными чертами «новой прозы». Реалистический и символический планы совмещаются, поскольку конкретные пространственно-временные характеристики получают в «Колымских рассказах» философски-символическое значение.
Все права на распространение и использование произведений Варлама Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта shalamov.ru. Использование материалов возможно только при согласовании с редакцией ed@shalamov.ru. Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.