Варлам Шаламов

Изображение женщин-заключенных в прозе В. Шаламова («Колымские рассказы, «Очерки преступного мира») и Г. Демидова (сборник рассказов «Чудная планета»)

Светлана Феоктистова (Псков)

«Отношение к женщине – лакмусовая бумажка всякой этики»[1], – писал в «Очерках преступного мира» В. Шаламов. Изображение женщин-заключенных в лагере, их поведения и поступков позволяет понять как этическую, так и эстетическую позиции писателей В. Шаламова и Г. Демидова.

В прозе В. Шаламова и Г. Демидова женщина изображена еще более бесправным существом, нежели мужчина. Она «раба рабов»[2], «вещь», принадлежащая как начальству, конвою, так и заключенным, которые в любой момент могут ею «воспользоваться».

«Рабою рабов» становится и героиня рассказов В. Шаламова тетя Поля («Тетя Поля»), и Маруся Крюкова («Галстук»), и приободрившая заключенных безымянная женщина («Дождь»), которая впоследствии окажется убитой «из-за ревности» секретаршей начальника Анной Павловной («Первая смерть»), и женщины-блатные, воровки и проститутки, поскольку они зависимы и от начальства лагеря (так, женщины-блатные в рассказе Г. Демидова «Амок» оказываются беззащитны перед психически нездоровым конвоиром), и от «законов» «подземного ордена» и блатарей.

В. Шаламов, безапелляционный по отношению к блатным («блатные – не люди»[3], «недостойны названия человека»[4]), к женщинам-блатным более снисходителен: «Женщины все же мягче, их «суды» не так кровавы, не так жестоки приговоры. Убийства, совершенные женщинами-блатарками, более редкие, чем на мужской половине блатного дома [5].

Г. Демидов к героиням-блатным тоже относится мягче, как будто сглаживает их вульгарность и безнравственность. В его художественной прозе упоминания о женщинах-блатных встречаются в рассказах «Дубарь», «Амок». В рассказе «Дубарь» начальник называет мать умершего ребенка «оторвой», а рассказчик добавляет: «На этот раз он был прав, скорее всего, прав. Женщины – профессиональные уголовницы – существа, обычно совсем опустившиеся…далеко не все забирают из «инкубаторов» своих ребятишек»[6]. Но писатель смягчает оценки блатнячек: «обычно совсем опустившиеся», «прав, скорее всего, прав», «далеко не все», словно оставляя за ними право быть лучше, чем они кажутся.

Однако, несмотря на то, что и В. Шаламов, и Г. Демидов изначально отталкиваются от гуманистических традиций русской литературы, в их позициях есть принципиальная разница, связанная прежде всего с особенностями художественного видения и поэтики писателей. «Там, где для Шаламова была тьма, Демидов увидел свет»[7], - отмечает С. Виленский.

В. Шаламов полагал, что в лагере «много такого, чего человек не должен знать, не должен видеть, а если видел - лучше ему умереть» («Красный Крест»), и поэтому для описания этого опыта необходим новый язык, новая проза, «выстраданная как документ»[8]. Героини-заключенные показаны им «извне, с позиции наблюдателя»[9], им не дается оценок, они не изображены в развитии. В очерке «Женщина блатного мира» писатель емко и беспристрастно изображает блатарок и их положение в системе блатного мира.

Г. Демидов, напротив, верил в возможность сохранения человеческого в человеке в условиях лагеря. Он продолжает традиции русской прозы XIX века, его герои «успевали что-то крикнуть перед смертью» или, как героини-блатные, преобразиться из «отчаянных баб» в страдающих женщин.

Однако, несмотря на эстетические расхождения, этические принципы обоих писателей сходны. Рассматривая женщин-заключенных в контексте лагерного «антимира», они подчеркивают зависимость и бóльшее бесправие женщины, бесконечное унижение её достоинства.

Программа конференции


Примечания

  • 1. Шаламов В. Женщина блатного мира. //Шаламов В. Собрание сочинений в 6 тт. – М., 2004. – Т.2. - С.52.
  • 2. Апанович Ф. На низшей ступени унижения (Образ женщины в творчестве В.Т. Шаламова). //К столетию со дня рождения Варлама Шаламова: Материалы международной конференции. – М., 2007. – С. 34.
  • 3. Шаламов В. Красный Крест. //Шаламов В. Собрание сочинений в 6 тт. – М., 2004. – Т. 1. – С. 185.
  • 4. Шаламов В. Жульническая кровь. //Шаламов В. Собрание сочинений в 6 тт. – М., 2004. – Т.2. - С.28.
  • 5. Шаламов В. Женщина блатного мира. //Шаламов В. Собрание сочинений в 6 тт. – М., 2004. – Т. 2. – С. 43.
  • 6. Демидов Г. Дубарь. // Демидов Г. Чудная планета. – М., 2008. – С. 38.
  • 7. Цит. по Горюхина Э. ГУЛАГенная мутация. О чем Варлам Шаламов спорил со своим другом и однолагерником. //Новая газета. – 6 апреля 2011 года. - №36.
  • 8. Шаламов В. О прозе. //Шаламов В. Собрание сочинений в 6 тт. – М., 2004. – Т. 5. – С. 157.
  • 9. Апанович Ф. На низшей ступени унижения (Образ женщины в творчестве В.Т. Шаламова). //К столетию со дня рождения Варлама Шаламова: Материалы международной конференции. – М., 2007. – С. 34.