Память о нацизме и сталинизме в послевоенной ФРГ и постсоветской России. Проблема литературы после Освенцима и Колымы
Приблизительно с середины 1960-х годов западногерманская литература оказалась так или иначе вовлеченной в процесс переосмысления или, используя известное определение Теодора Адорно, «проработки» (Aufarbeitung der Vergangenheit) нацистского тоталитарного прошлого. Возрастающие присутствие в литературе и других художественных и общественных сферах – театре, кинематографе, электронных СМИ и др. – таких символов Холокоста как нацистский концентрационный лагерь и фигура свидетеля, пережившего ужасы лагерной жизни, обозначило символический разрыв между прошлым и настоящим, позволило сконструировать новые основания коллективной идентификации в послевоенной ФРГ. Непрерывный процесс критической переоценки прошлого как в художественной, так и в общественно – политической сферах поставил проблематику Холокоста и нацистских преступлений в центр послевоенной немецкой идентичности.
Концлагерь можно рассматривать как квинтэссенцию тоталитарного режима, что определяет его значимость в качестве культурного символа. Варлам Шаламов писал, что «лагерная тема в широком её толковании, в её принципиальном понимании – это основной, главный вопрос наших дней». «Разве уничтожение человека с помощью государства – не главный вопрос нашего времени, нашей морали, вошедший в психологию каждой семьи?», – спрашивал автор «Колымских рассказов». По мнению главного свидетеля советского концлагеря, лагерная тема в литературе способна вместить «сто таких писателей, как Солженицын, пять таких писателей, как Лев Толстой. И никому не будет тесно». Универсальную значимость лагерной темы Шаламов обосновывал тезисом о том, что «лагерь – мироподобен» и, следовательно, лагерная тема, как никакая другая, помогает «поставить и решить какие-то важные нравственные вопросы времени», такие как «вопрос встречи человека и мира, борьба человека с государственной машиной, правда этой борьбы, борьбы за себя, внутри себя – и вне себя. Возможно ли активное влияние на свою судьбу, перемалываемую зубьями государственной машины, зубьями зла». «Мои рассказы, – резюмировал свою писательскую задачу Шаламов, – в сущности советы человеку, как держать себя в толпе».
Растущее осознание бесчеловечной природы нацисткой системы уничтожения постепенно превратило концлагерь в один из наиболее значимых общественных символов послевоенной ФРГ, призванных предотвратить повторение преступлений прошлого. Что касается российской ситуации, то растущая ностальгия по советской эпохе и советским вождям и параллельное усиление значимости мифологии «особого пути» свидетельствуют, как представляется, о массовом пренебрежении Шаламовским вопросом в современной России.
Все права на распространение и использование произведений Варлама Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта shalamov.ru. Использование материалов возможно только при согласовании с редакцией ed@shalamov.ru. Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.