Варлам Шаламов

Расчеловечивание и вочеловечивание. Лагерный опыт Варлама Шаламова и Виктора Франкла

Ольга Сергеевна Португалова (МГППУ)

Исторический опыт ХХ века – опыт массовых репрессий отразился в литературе многих европейских стран. Осмысление лагерного опыта сохраняет свою актуальность, поскольку напрямую связано с проблемой исторической и социальной памяти, а также в силу своего экзистенциального смысла.

Сопоставление свидетельств очевидцев может быть одним из путей подобного осмысления. Темой данной работы стал сравнительный анализ текстов Виктора Франкла – австрийского психиатра, ставшего впоследствии писателем, и Варлама Шаламова – русского писателя, получившего фельдшерскую профессию в лагере.

В корпусе текстов Шаламова и Франкла могут быть выделены как сходные, так и различные факты, оценки и наблюдения. Описывая сходные миры и формы действительности, писатели расходятся на этапе обобщения, подводя итоги.

Франкл делает акцент на том, что в самом ужасном положении человек сохраняет возможность выбора, или внутренней свободы, может остаться человеком и обрести смысл. В центре внимания Шаламова – многочисленные эффекты расчеловечивания. По Шаламову, в лагерном опыте нет ничего положительного, а человек в нечеловеческих условиях быстро перестает быть человеком.

Такая позиция роднит Франкла с русскими писателями-гуманистами XIX века. Взгляды Шаламова оказываются ближе к гипотезе Фрейда о биологической детерминированности человеческого поведения и цивилизации. Считается, что Франкл опроверг гипотезу Фрейда, – но ее подтвердил и уточнил Шаламов.

Причиной описываемых различий могут быть цели, которыми руководствуются писатели. Для Франкла это, скорее, выживание личности, «борьба за человека в человеке», «подвиг даже одного», для Шаламова – выживание общества, «механизмы и статистика многих». Когда личность вступает в конфликт с государством, она может победить – а) сохранив память о происходящем, б) расставляя оценки собственным волевым выбором, в) сознательно отказываясь искать смысл в вещах, в которых смысла искать нельзя. Именно поэтому внимание Франкла сфокусировано на том, что человек мог сохранить душу, а внимание Шаламова – на том, что обычно душа погибала в лагере, даже если тело порой выживало.

Программа конференции