Варлам Шаламов

«Повесть наших отцов» – об одном замысле В.Т.Шаламова

Соловьёв Сергей Михайлович (Москва, Shalamov.ru)

В опубликованных произведениях Шаламова сочетание «Повесть наших отцов» встречается дважды. Впервые – в воспоминаниях «Двадцатые годы», но это – не фраза Шаламова. Это цитата из поэмы Пастернака «1905 год»

Это народовольцы, 
Перовская, 
1-е марта 
Нигилисты в поддевках, 
Застенки, 
студенты в пенсне. 
Повесть наших отцов, — 
точно повесть 
Из века Стюартов, 
Отдаленней, чем Пушкин, 
И видится 
Точно во сне 

Напомню, что этот очерк Шаламов считал возможным опубиковать – в 1962 году по заказу журнала «Знамя». Из письма к Солженицыну 1964 г.:

Года два назад журнал «Знамя» предложил мне написать воспоминания «Двадцатые годы», Москва 20-х годов. Я написал пять листов за неделю. Тема — великолепна, ибо в двадцатых годах зарождение всех благодеяний и всех преступлений будущего. Но я брал чисто литературный аспект. Печатать эту вещь не стали, и рукопись лежит в журнале по сей день

Опубликованы они были впервые в «Юности» в 1987 году, но в сокращении.

Второй раз это название появляется в переписке с Н.И. Столяровой, дочерью Натальи Климовой, секретарем Ильи Эренбурга.

Замысел, о котором идет речь, непосредственно связан с известной шаламовской повестью (входит в цикл «Воскрешение лиственницы» как рассказ) «Золотая медаль», посвященной эсерке-террористке Натальи Климовой. В переписке с Н.И. Столяровой содержатся наброски этой повести, планы, и т.д. Эти черновики занимают 5 дел в РГАЛИ, причем две эти папки из пяти – 230 листов черновиков, папка перепечатнных писем Н.Климовой, буквально испещренная пометами Шаламова, о некоторых пойдет речь.

«Золотая медаль» переписывалась несколько раз. Черновики показывают, как Шаламов буквально пробует слова на вкус, набрасывает, перечеркивает, одновременно в голову ему приходят каке-то мысли, набрасываютя фразы, которые потом мы встречам  в письмах, в рассказах… Меняется почерк.

На самом деле, в с случае с этим странным текстом Шаламов, в котором поднимается целый ряд пластов как литературных, так и мировоззренческих.

Шаламов в своем позднем творчестве пытался выступить как историк. Историк, которому важно для себя – и для читателя – понять, почему произошло так, а не иначе, ему было важно найти корень того самого разложения, которое он гениально показал в «Колымских рассказах» – и противопоставить ему.

Шаламов писал: «Я был участником огромной проигранной битвы за действительное обновление жизни».

Шаламов хотел понять и объяснить, почему эта битва была проиграна и для этого вел свое сражение в одиночестве – чтобы восстановить связь времен в XX веке через провал сталинизма.

Тезисы подготовлены при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-04-12055в