Варлам Шаламов

«Новая проза» Варлама Шаламова: теория и практика

Игорь Николаевич Сухих (СПбГУ)

«Новая проза» (1965) и черновые наброски к ней <О прозе > – одно из ключевых, личных высказываний В. Т. Шаламова, чрезвычайно важное для понимания его этики и эстетики. Мы сосредоточимся лишь на последней.

При всей фрагментарности и краткости, тезисности этих текстов, в них возникает стройная концепция современной Шаламову литературной ситуации.

Роман умер, и никакая сила в мире не может его воскресить. (Это – не только реакция на споры о судьбе романа в шестидесятые годы, но и, возможно, отзвук мандельштамовской идеи «конца романа», вырастающей из совсем иных источников).

Научная фантастика – популярный массовый жанр, который не может спасти литературу, вывести ее из кризиса.

Таким спасением видится противоположный полюс, документальные жанры: очерк, мемуары, «проза бывалых людей» (как пример упоминаются проза Экзюпери и мемуарная книга Н. Я. Мандельштам).

Однако КР – «не проза документа, а проза, выстраданная как документ». То есть ее место – не на полюсах чистого вымысла и документа как такового, а посередине, в сфере художественного.

Некоторые принципы этой прозы Шаламов тоже обозначает: сюжетность (хотя о сюжете сказано парадоксально: «Для “Колымских рассказов” не важно, сюжетны они или нет. Там есть и сюжетные и бессюжетные рассказы, но никто не скажет, что вторые менее сюжетны и менее важны»); краткость; новизна и точность подробностей; «деталь-символ, деталь-знак, переводящая весь рассказ в иной план, дающая «подтекст».

При этом автор манифеста апеллирует к пушкинским исканиям, пушкинским заветам и, как он будет это делать неоднократно, резко отталкивается от опыта Льва Толстого и Солженицына.

В этой последовательно реконструируемой эстетической системе выпадает важное звено. Шаламов никак не определяет жанр своей новой прозы. Определение «рассказы» в заглавии одной из книг и всего цикла имеет не жанровый смысл, скорее, обозначая форму повествования (его вероятный синоним – как раз заглавие заметок: «проза»).

Между тем, жанровую подсказку содержит уже первая опубликованная Шаламовым вещь. Подзаголовок «Трех смертей доктора Аустино» (1936) – новелла. Один из поздних текстов Шаламова называется «Вставная новелла», хотя в первом же его абзаце как синонимы употребляются слова «новелла» и «рассказ».

В эстетическом словаре Шаламова термин «новелла» случаен, эпизодичен. Однако, отброшенный строителем, камень должен быть поставлен во главу угла.

Новелла – жанровая доминанта новой прозы, эстетическое ядро «Колымских рассказов». Поэтика шаламовской прозы это, прежде всего, - типология новеллы, строение фабулы, концовки-пуанты, подробности-детали. Именно внутри этого старого нового жанра автор КР оказывается по-настоящему понятен, разнообразен и оригинален. Не пренебрегая внежанровой «новеллистичностью» (Е. Волкова), эстетическое исследование шаламовской прозы должно учесть широкий контекст жанра – от ренессансных новелл до Мопассана и А. Бирса, от любимого Пушкина до нелюбимого Бабеля и других советских новеллистов двадцатых годов.

Программа конференции