Варлам Шаламов

Выставка «Жить или писать» в Москве

Афиша

24 февраля в Москве, в международном «Мемориале» (Каретный ряд, 5/10) откроется масштабная выставка «Жить или писать», посвященная Варламу Шаламову – первый проект, представляющий судьбу писателя в экспозиционном пространстве столь подробно и многопланово. Авторы выставки, немецкие кураторы Кристина Линкс и Вильфрид Ф. Шeллер, работали над ней несколько лет в тесном сотрудничестве с российскими музеями и архивами. Были собраны уникальные материалы – официальные и личные документы, письма, фотографии. Основу выставочного повествования составляют документы из фонда Варлама Шаламова Российского государственного архива литературы и искусства, представлены также материалы из Государственного литературного музея, Международного Мемориала, музея Варлама Шаламова в Вологде и других собраний. Рукописи Шаламова, фотографии и другие источники, повествующие о событиях его жизни, предстают в окружении материалов, воссоздающих пространство лагерного опыта писателя, основные черты которого метафорически обыгрывает продуманное архитектурное решение выставки.

Варлам Шаламов – автор наиболее сильного литературного свидетельства о лагерях сталинского ГУЛАГа. Его «Колымские рассказы» вписываются в ряд самых известных произведений, ставших гуманистическим откликом на события XX в., знаменовавшие крушение ценностей цивилизации. Шаламов считал сталинские и гитлеровские лагеря явлениями одного порядка. Их нельзя отождествлять, но необходимо сравнивать и обозначать перспективу такого сравнения. Поэтому тексты Варлама Шаламова должны быть осмыслены в одном ряду с произведениями таких авторов, как Хорхе Семпрун, Примо Леви, Имре Кертес, Жан Амери с их свидетельствами о лагерях Освенцима и Бухенвальда.

Название выставки не случайно перекликается с заглавием книги Хорхе Семпруна «Писать или жить», который был сторонником однозначного и решительного осуждения сталинизма вслед за осуждением национал-социализма и фашизма. По его словам, только такая «двойная память», осмысливающая сущность обеих диктатур, была бы способна сплотить Европу, пережившую ужасы двадцатого столетия. Свой призыв к культурной фиксации этой «двойной памяти» писатель обращал прежде всего к немцам, народу, пережившему господство обоих тоталитарных режимов. Проект «Жить или писать. Варлам Шаламов» в значительной степени является откликом на этот призыв.

Выставка была впервые представлена в сентябре 2013 г. в Доме Литературы в Берлине, ее открытие было приурочено к выходу собрания сочинений Шаламова на немецком языке. С тех пор ее показы с большим успехом прошли в нескольких городах Германии и Италии, а также в Праге, Люксембурге и Базеле. Возможность представить ее теперь российскому зрителю – большая честь для авторов.

25 февраля в сопроводительной программе выставки:

18:00–19:30 — Круглый стол «Произведения Шаламова и культура памяти» Участники — Вильфрид Ф. Шеллер (куратор выставки «Жить или писать. Варлам Шаламов»), Сергей Неклюдов (РГГУ, РАНХиГС), Ирина Щербакова (Международный Мемориал), Сандра Дальке (Германский исторический институт в Москве) — будут говорить о литературной мемориализации лагерного опыта в произведениях Шаламова и о современных направлениях и практиках работы по сохранению исторической памяти в России и в Германии, в том числе об опыте создания выставки «Жить или писать. Варлам Шаламов». Модератор:Гезине Дорнблют (Дойчландфунк)

20:00–21:30 — Круглый стол «Восприятие Шаламова в Германии» Участники — Габриэле Лойпольд (переводчик произведений Шаламова на немецкий язык), Франциска Тун Хоэнштайн (филолог, издатель немецкого собрания сочинений Шаламова, Центр исследований литературы и культуры, Берлин), Сергей Соловьев (историк, главный редактор сайта shalamov.ru) — расскажут об истории издания произведений Варлама Шаламова в России и в Германии (где первая книга рассказов писателя появилась еще в 1967 году), об особенностях работы с шаламовским текстом и о специфических задачах, стоящих перед переводчиком и комментатором текстов, желающих донести их во всей смысловой целостности до немецкого читателя. Модератор: Хайке Винкель (Свободный Университет в Берлине, Институт Восточной Европы).

Сопроводительная программа организована при поддержке Фонда Конрада Аденауэра и Гете-Института в Москве.

Подробнее о выставке.