Варлам Шаламов

Письмо в редакцию «Юность»

В газете «Вечерняя Москва» 6 августа напечатана рецензия-крик художника в отставке Ф. Зевакина по поводу новых стихов Андрея Вознесенского в № б «Юности» за 1975 год.

Рецензия написана в издевательском тоне и даже озаглавлена «А-Б-E-Б-Е-А, А-Б-E-Б-Е-А...», подчерки­вает бессмыслeнность стихотворной продукции Андрея Вознесeнcкого. Более всего возмутила художника в от­ставке главка «Арбатские аборигены» и форма и содер­жание этих стихов. Между тем, «Арбатские аборигены» — это звуковой повтор, главное средство при писании стихов. О нем не забывал и Лeрмонтов, ибо что такое «Посыпал пеплом я главу», как не звуковой по­втор, что такое «Русалка плыла по реке голубой», как не звуковой повтор, создающий стихотворение? Того же рода и «Арбатские аборигены», столь же убедительны и «плавки». Плавки в русскую поэзию вводит Вознесен­cкий — это новинка-плюс, a не минус. У Вознесенского в его творческом пути много недостатков: краденая интонтация, заимствованная из хорошо известных русских стихов. Но «Арбатские аборигены» и «плавки» — это на­ладки Вознесенского и будут ему по праву принадле­жать всегда.

«Я сам — арбатский абориген», — наивно пишет ху­дожник Зевакин. — «Я сам жил в Трубниковском пере­улке». Жил, добавим мы, и не научился понимать, что такое стихи, не научился относится с уважением к тру­ду, которого ты сам не понимаешь.

Если бы ветеран-художник Зевакин постиг, что та­кое звуковой повтор «Арбатские аборигены», то он по­нял бы и приводящее его в трепет звуковое сочетание «А-Б-Е»…

Рецензия-крик подписана: художник Зевакин. Мож­но лишь пожалеть o крайней разобщенности вкусов ху­дожников и поэтов, o нежелании художника Зевакина понять самую природу другого, соседнего искусства.

C уважением B. Шаламов.
1975 г.
Шаламов В.Т. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954–1979. – М., 2005. – С. 224-225.
Именной указатель: Вознесенский, Андрей Андреевич, Лермонтов, Михаил Юрьевич