Записные книжки 1966 г.
ед. хр. 35, оп. 3
Тетрадь 1966 года. В тетради записи стихов «На границе лесотундры...», «До синевы иссохших губ...» и др.
Второго марта.
Ирина Павловна Сиротинская[1] .
Пятого марта в 10 часов утра умерла Ахматова в доме отдыха «Домодедово». Приехала туда после трех месяцев (больничной госпитализации) в Боткинской больнице.
Бездомная Ахматова. «Сто дней в больнице», «Мои сто дней».
— Я — тоже на скамье подсудимых вместе с Синявским и Даниэлем.
Похороны. 500 человек от Никулина до В. Иванова втиснуты в морговский двор.
Поднимается крышка люка, и откуда-то снизу в века... Е. А.: Вы были на улице во время прощания с Ахматовой?
— Да.
— Говорят, что сам Евтушенко приезжал. Ах, как жаль, что я не застал. Задержался внутри около тела А. А.
История сберегательной кассы А<нны> А<ндреевны> перед отъездом в Домодедово на смерть. Аничке[2] , ее любимой приемной внучке, понадобились деньги (200 рублей), и А<нна> А<ндреевна>, у которой на руках было только 100, пошла в сберкассу. Торопилась, волновалась, утомилась перед самым отъездом 3 марта.
31 марта. Трусливый болельщический вечер памяти Ахматовой в МГУ. Юдинские панихиды[3] и то стоят больше, производят более боевое впечатление, более воинствующее, Н. Я. <Мандельштам> поражает, что Копелев[4] , «величая» Ахматову, не помнит наизусть ни одного ее стихотворения.
Разговор первый: к концу жизни понимаешь, что дураки-друзья еще хуже дурных друзей.
Второй в такси: глупость — это еще не самое большое зло.
Я, как только увидел магнитофон, потерял интерес к выступлению.
Первоапрельская шутка Шолохова на съезде, 1 апреля 1966 <года>. (О речи Шолохова, в частности, о таком ее отрывке:
«Попадись эти молодчики с черной совестью в памятные 20-в годы, когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь революционным правосознанием». Ох, не ту меру наказания получили бы эти оборотни. (Аплодисменты.)») 20-е годы в изображении Шолохова!
Надежда Яковлевна: «Но Ф<рида> А<брамовна>?»[5]
Бродский, недовольно: «Ну, что такое Фрида Абрамовна?»
Джинсы поношенные.
Единственным студентом, который знал, где Ахматовский вечер и указал Мелетинскому[6] , был негр.
Интервью в «ЛГ»[7] . Беллю надоел Достоевский. Он нашел лучшего русского писателя, которого читают всей семьей. Паустовского.
<Реплика на выступление Го Можо[8] на заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей с покаянием в недостаточном овладении «Идеями председателя МАО», опубл. «ЛГ», 1966, 5 мая.>
Таких речей, как Го Можо, и Бухарин, и Троцкий, и Радек, и Рыков произнесли в своей жизни немало.
Разве бандиты умирают, как трусы? Вовсе нет. Трусами умирают трусы.
Шофер: «Все улицы на «С» в Москве будут переименованы. Серпуховская переименована в Добрынинскую. Хрущев вытравлял память о Сталине».
Рекламисты. Паустовский в 1956 году хрипел в ЦДЛ, когда обсуждался роман Дудинцева[9] :
«У меня рак горла, мне недолго осталось жить, я должен говорить правду».
В 1966 году в Тарусе Паустовский хрипел по поводу Синявского[10] : «Не знаю, какова литературная ценность романа, но обнародование романа безвредно».
На свете есть тысячи правд, а в искусстве есть только одна правда — правда таланта.
Первое, что сделал Эренбург после выступления в библиотеке о необходимости «реабилитировать совесть», — отрекся от стенограммы. «Я этого не говорил» (о Хрущеве и «Новом мире»). В жертву тактическому привычно приносится смысл [нрзб].
О. В. и В. Л.[11] — старосветские помещики в лучшем, самом лучшем гоголевском плане.
Роден. Рука бога. Рука писателя.
Мне нужно сжечь себя, чтобы привлечь внимание.
Впервые Н. Я. Три пары очков: искусство, философия, религия, просто совесть.
В сущности отречение от «Сестры моей жизни» — уход в «опрощение» — это уход от Мандельштама.
Солдат — поэт — министр.
Державин
Сломал руку (в 50 лет), играя в горелки с великими князьями.
Назначен был губернатором в Олонецкую губернию и, поехав принимать должность, в Нарве остановился на несколько дней, снял домик, заперся и написал оду «Бог».
Державин — отец акмеизма.
Два человека сошлись в ненависти к Хрущеву — Эренбург и Твардовский, два сталинских любимца, которые не простили Хрущеву своего страха — Эренбург на выставке в Манеже и последующей опале — не умел сманеврировать, устоять, а Твардовский — свое безрадостное будущее сталиниста псалмопевца — человека еще молодого и в 1953 году поставленного перед вопросом или — или.
Хрущев сломал Твардовского и заставил служить антисталинизму. Твардовский этого никогда не простил и весь «Новый мир» после 18 октября 1964:
—Только антихрущевской политики, внимания, наблюдения.
— Троепольский, чернение памяти и так далее. Стихи самого Твардовского, суть повести «Созвездие Козлотура».
Язычник — по-блатному доносчик, стукач.
Нам не нужны писатели, которые приходят в мир как писатели (вроде Хемингуэя), как наблюдатели, соглядатаи. Нам нужны бойцы.
20 сентября 1966 года. «Камень» стоял очень близко к стиху Ахматовой, к «Четкам», к «Белой стае» по своей структуре, по внутренней наполненности, по словарю, по «простоте».
Но стихи «Воронежских тетрадей» очень далеки от стихов Ахматовой последних лет и тридцатых годов. Дороги художников разошлись.
Большая литература создается без болельщиков.
Я пишу не для того, что описанное — не повторилось. Так не бывает, да и опыт наш не нужен никому.
Я пишу для того, чтобы люди знали, что пишутся такие рассказы, и сами решились на какой-либо достойный поступок — не в смысле рассказа, а в чем угодно, в каком-то маленьком плюсе.
Именно участие жизнью, бесконечные возможности реализовать невероятное сделали невозможным, ненужным старое описание. Толстовский стиль, значение Белинского и т. д.
Мелетинский
Схема <Четырехугольник. По сторонам четырехугольника> Пастернак, Ахматова <сверху>. <Внизу>: Мандельштам, Цветаева.
Неудовлетворительные условия.
Нельзя представить себе русскую поэзию двадцатого века без Блока, и Пастернака, и Цветаевой (особенно Цветаевой), прямой ученицы Блока. Цветаева вся в мотивах Блока исчерпывается. А Пастернак развил много дальше, больше блоковские темы, опираясь и на Анненского — Анненского тоже нельзя исключить из схемы, иначе ничего не понять в развитии поэзии, а только конструировать воздушные замки.
Время показывает, что нет никаких других решений, кроме решения Пастернака, что о нашей судьбе, о лагерной судьбе нельзя написать иначе, как только в стихах величайшей лаконичности, величайшей простоты, что любыми литературными побрякушками тема будет задавлена, искажена.
Что значит — отразить, как в зеркале? Зеркала не хранят воспоминаний.
Я не вижу возможности усложнять свои стихи. Мне кажется, усложнение будет погремушкой для моей темы, слишком важной, чтобы ее разменять на украшения. Звуковая опора моих стихов надежна.
22 октября 1966 Фальк[12] . Знакомство с Эренбургом. Банкет.
26 октября 1966 года. Толпа на выставке Фалька. Вчера я шел мимо — было лишь несколько десятков молодых людей. Оказывается, вчера был вторник, а сегодня — полно. А<нгелина> В<асильевна> <жена Р. Р. Фалька. — И. С.> оживленная, радостная. Картин здесь 160, привезут еще из Ленинграда. Всего у Фалька более 2000 картин — он мало продавал, все в России. Лучшее — начало, 10-е, 20-е годы. «Женщина в белом», «Красная мебель», но хороши и «Улицы Парижа». А. В.: «Выставка кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть?» А. В.: «Собираю и записываю в тетрадку всякие пустяки о Фальке, что говорит народ и не-народ. Будет особая тетрадь». Я: «Вы должны назвать эту тетрадку «Фальклор».
Эренбург. 2 ноября 1966 года.
Свободный человек. Разговор три часа. Савич[13] ? Биография. Поэзия. Проза.
Вторая глава, исключенная ранее «Новым миром». 1) о Фадееве — властный человек. Сейчас я вам почитаю настоящие стихи. И читает Пастернака.
2) Кольцов — циник, который мог бы убивать других людей, если это надо для собственной карьеры, без конца.
Эстетизация зла — это восхваление Сталина.
История, бывшая трагедией, является миру вторично как фарс. Но есть еще третье явление, третье воплощение исторического сюжета — в бессмысленном ужасе.
Эпиграф к сборнику «Дорога и судьба»: «Разве дело в звуках моего голоса? Звук моего сердца — вот что ты должна была услышать».
«Тристан и Изольда»[14] .
Гельфанд[15] и его рассказ о Дубинине[16] — герой всю жизнь потратил на борьбу с Лысенко, а для собственных научных работ не осталось времени. Мировая генетика ушла далее вперед, пока Дубинин сражался с Лысенко.
Потому П<астернак> («Д<октор> Ж<иваго>») потускнел после чтения рукописи Надежды Яковлевны, — что ткань рукописи такая, что превосходит «Доктора Живаго», который был крахом художественных идей. Ткань — мемуар.
Я пишу о лагере не больше, чем Экзюпери о небе или Мелвилл о море. Лагерная тема, это такая тема, где встанут рядом и им не будет тесно сто таких писателей, как Лев Толстой. В. Ш.[17]
Михаил Булгаков — «М<астер и Маргарита>» — среднего уровня сатирический роман, гротеск с оглядкой на Ильфа и Петрова. Помесь Ренана[18] или Штрауса с Ильфом и Петровым. Булгаков — никакой философ.
Н. Я. в вопросе о блатных проявила марксистский подход.
Два года назад я считал себя лучшим человеком России.
Почему «молоко топленое» звучит лучше, чем «молоко кипяченое»?
Примечания
- 1. Сиротинская Ирина Павловна (далее И., Ира, Ирина) (р. 1932), с 1966 — близкий друг и впоследствии душеприказчица В. Шаламова.
- 2. Каминская Анна Генриховна — внучка Н. В. Пунина, мужа А. Ахматовой.
- 3. Юдина Мария Вениаминовна (1899—1970) — пианистка, преподавала в Московской консерватории, музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (с 1923 — профессор).
- 4. Копелев Лев Зиновьевич (1912—1997) — критик, литературовед.
- 5. Вигдорова Фрида Абрамовна (1915—1965) — писательница. Ею был записан процесс И. Бродского, запись распространилась в самиздате. Иосиф Александрович Бродский (1940—1996) — поэт. Нобелевская премия (1987).
- 6. Мелетинский Елеазар Леонидович (р. 1918) — филолог, историк культуры.
- 7. Интервью Г. Беля («ЛГ», 1966, 26 апреля): «У нас на телевидении проходит цикл передач «Писатель и его город». Для этого цикла я хочу написать очерк о Достоевском... Русскую литературу я очень люблю. Сейчас, например, вся моя семья с увлечением читает Константина Паустовского...»
- 8. Го Можо (1892—1978) — китайский ученый, историк, писатель, президент АН Китая.
- 9. Дудинцев Владимир Дмитриевич (1918—1988), его роман «Не хлебом единым» был опубликован в «Новом мире» в 1956 г.
- 10. Синявский Андрей Донатович (пс. Абрам Терц) (1925—1997) — писатель, литературовед, в 1966 был осужден вместе с Юлием Даниэлем на 5 лет заключения в лагере строгого режима. Видимо, речь идет о рассказах и повестях, переправленных за границу. К. Паустовский подписал отзывы об этих произведениях в защиту обвиняемых.
- 11. Андреевы Ольга Викторовна и Вадим Леонидович — сын и невестка Леонида Андреева.
- 12. Фальк Роберт Рафаилович (1886—1958) — художник, член объединения художников «Бубновый валет».
- 13. Савич Овадий Герцович (1896—1967) — писатель и переводчик, автор книг о гражданской войне в Испании.
- 14. «Тристан и Изольда» — французский рыцарский роман о трагической любви рыцаря Тристана и корнуэльской королевы Изольды. Сборник стихов Шаламова «Дорога и судьба», М., 1967.
- 15. Гельфанд Израиль Моисеевич (р. 1913)— математик, академик АН СССР (1984).
- 16. Дубинин Николай Петрович (р. 1906/07) — академик АН СССР (1966), биолог, генетик. Открыл делимость генов, труды по эволюционной, радиационной и космической генетике, истории генетики.
- 17. Черновик дарственной надписи И. П. Сиротинской на оригиналах рукописей «Колымских рассказов».
- 18. Ренан Иосиф Эрнест (1823—1892) — французский писатель, автор «Истории происхождения христианства» (кн. 1—8,1863—1883), изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником.
Все права на распространение и использование произведений Варлама Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта shalamov.ru. Использование материалов возможно только при согласовании с редакцией ed@shalamov.ru. Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.