Записные книжки 1970г. II
ед. хр. 38, оп. 3
Общая тетрадь белого цвета с надписью на обложке «1970. II». Записаны стихи «Летом работаю, летом...», «Прачки», «Шептать слова...» и др.
Нет писателя, который проходил бы мимо формы [нрзб] произведения.
Единственное действие вне формы — выстрел, хотя бы в самого себя.
Войны происходят только потому, что человек не бессмертен — все равно умирает, рано или поздно.
Что такое очерк? Мемуар, обращенный в современность.
12 августа. Жизни нашего поколения только холеры не хватало.
16.VIII-70
Министерство культуры попробовало в субботу 15 августа взорвать черный рынок изнутри. На тротуары, на Кузнецкий мост привезли тысячи экземпляров «Воспоминаний» Жукова — хорошую книгу. Очередь в 100, 200 человек, начали брать по 10 экземпляров. Я тоже купил 1 экз. и продавец в волнении от такой удивительной покупки (1 экз.) передал мне рубль в спешке.
В канонической форме стихи удерживаются только крайним напряжением судьбы.
Я когда-то думал всерьез заняться фонетикой русского языка — казалась белым пятном. Но судьба, предупреждая мои интересы, лишила меня слуха, выбила зубы и повредила вестибулярный аппарат.
Подписал обложку к «Московским облакам». Обложка строго реалистична. Ни одному художнику не пришло в голову толковать название «Московские облака» аллегорически, символически, хотя именно такой была задача автора.
Ремарк умер <в> 72 года. Рак? По нынешним временам 72 года — это не возраст смерти от старости.
Проза Ремарка — жидкая проза, плохая, за исключением «На Западном фронте без перемен». Но и то по новизне, по приоритету человека потерянного поколения. Все же остальное как бы написано с чужих слов, где очень <мало> собственной крови. И «Триумфальная арка», и «Время жить», и все-все, что он написал.
Герцен? Чересчур журналист. Слишком выдавливал, как из тюбика, все красоты, какие есть в русской фразе.
Ни Успенский[1] , ни Чуковский не будут меня учить языку. Нужно говорить именно «схожу», а не «выхожу», ибо в автобусах, трамваях и в троллейбусах выход устроен таким образом, что человек делает последние движения ногой вниз, ступени вниз, сходит вниз по трем ступеням.
Одно из резких расхождений между мной и С<олженицыным> в принципиальном. В лагерной теме не может быть истерики. Истерика для комедий, для смеха, юмора.
Ха-ха-ха. Фокстрот — «Освенцим». Блюз — «Серпантинная».
Мир мал, но мало не только актеров, — мало зрителей.
Фома Опискин[2] — герой блатарей.
Н — безответственный ангел, вокруг которого вьются стукачи.
При отсутствии стихов в «Новом мире» — в «Юности» 800 подборок годовых.
(Злотников. 28.Х.70)
«Бдительность» могли усилить только запретами, вычеркиванием, а не сложением, не прибавлением.
28 октября. Я просто болен, болен тяжело душевно.
Что-то изменилось во мне 28 октября. Важный минус остался.
Вертинский опошлил Есенина, прикоснувшись к трагической теме. Трагическая тема — это то, что всю жизнь не удавалось Вертинскому[3] .
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой,
Догорели свечи.
Мне так странно уходить во тьму,
Ждать всю жизнь
И не дождаться встречи,
И остаться ночью одному.
Вот стихотворение, которое давалось Пастернаку чрезвычайно трудно, и переделывалось не один год: «Быть знаменитым некрасиво...» Стихотворение <печаталось> после большой переделки, поэтической. Пальцы поэта утратили гибкость, и первый вариант был, прямо сказать, коряв.
Что я запомнил из «Поэмы о тридцати шести» после первых трех лет лагерей?
Глупый сибирский
Чалдон,
Скуп, как сто дьяволов он,
За пятачок продаст.
Вот это я знал. И подтверждаю правдивость есенинского портрета, психологической характеристики.
<крупно написано, как только что придуманное название. — И.C.>
ВИШЕРСКИЙ АНТИРОМАН
«Есенин». Литературная хроника Белоусова[4] . Биография, которая восстанавливается по протоколам милиции, чуть не в главной части.
Е<сенин> и Д<остоевский>
Бениславская[5] в жизни Есенина сыграла огромную положительную роль. Год, который они прожили вместе, когда она следила за Есениным, вела его, хранила, более насыщен событиями, чем десятилетия прошлого века в жизни Анны Григорьевны Достоевской[6] .
А то, что Бениславская написала воспоминания и покончила с собой на могиле Есенина, — это возносит ее на новые высшие небеса по сравнению с Анной Григорьевной, простой душеприказчицей.
Это роль не только в жизни Есенина, но и в истории литературы. Ни Дункан, ни Миклашевская, ни Толстая[7] не могли бы претендовать на признательность истории. Жаль только, что Бениславская тащила Есенина в простоту, в «Песнь о великом походе», в «Письмо к женщине» и прочее. Стихи последнего периода, которые незаметно вели Есенина в петлю, затягивали и Чагин[8] , и Раскольников, и Воронский. Знания стихов у Бениславской не было, была лишь безупречная верность и желание приблизить к жизни, к реальности, перековать, перевоспитать. Стихотворение «Письмо к женщине» — рядовое стихотворение Есенина. При верном понимании пути — многословное, бедное по словарю, много ниже имажинистских опытов.
Тема
Есенин и Достоевский, общая судьба русских поэтов. Есенин — поэт. Достоевский — поэт. Трагедия Есенина подобна трагедии, изображенной Достоевским.
Анна Григорьевна — Г. Бениславская.
Эрлих мог бы написать, но его расстреляли.
Наседкин мог бы написать, но его расстреляли.
Евдокимов мог бы написать, но его расстреляли[9] .
Статистика
В Москве за сутки гибнет от самоубийств в средних годовых цифрах 30 человек. Статистика просчитала следующее столетие и называет цифру в двадцать девять человек. Много это или мало? Отличаются ли этим два общественных строя? Равно ли это замечание о верующих и неверующих одинаково?
Подвиг Бениславской гораздо выше Анны Григорьевны.
Отречение полное от себя, другие любви Ее. Жертва Бениславской выше <чем> А. Г.
Е. (Есенин) | Д. (Достоевский) |
---|---|
пьяница запойный | игрок запойный |
Русь | Русь |
нет к Западу и Америке | нет к Западу |
понял Пушкина | понял Пушкина |
Дункан | Суслова[10] |
роль Бениславской и Дункан | роль Анны Григорьевны и Сусловой |
богохульство | богохульство Ивана Карамазова |
«Москва кабацкая» | «Записки из Мертвого дома», «Братья Карамазовы» |
животные у Есенина | животные у Достоевского |
Дети — разница большая. У русских мальчиков. Сам Есенин - русский мальчик.
превосходство Есенина над Западом — это превосходство невежды |
У Достоевского превосходство над Западом — это превосходство философа, глубоко образованного человека — пророка |
пророчества Есенина, |
пророчества Достоевского |
двойник Есенина (Черный человек) | Двойник Достоевского (сходство большое) |
искание Бога |
искание Бога |
издательский успех, вечные попытки достать деньги Веронский, Чагин [нрзб] |
издательский успех, вечные попытки достать деньги Катков[11] [нрзб] |
«Страна негодяев» | «Бесы» |
Пугачев | Раскольников |
Для того чтобы быть наследником Достоевского, надо иметь сходную судьбу.
у Есенина все пропито |
у Достоевского все проиграно |
необычайная мягкость предсмертной записки Есенина | беседа Достоевского с Анной Григорьевной в день смерти |
суеверие | суеверие без конца и границ |
Сам Есенин, его литературный герой, Блок, Городецкий[12] |
князь Мышкин, Белинский, Некрасов, [нрзб] |
столкновение с бытом Толстого, вспышка при соприкосновении (брак с Толстой и переезд в психбольницу, суды, поездка в Ленинград и самоубийство) |
столкновение с (мнением) Толстого, принципиальные акты противостояния |
метели Е. |
метели Д. |
участие Есенина в задачах хоть незначительных, а все же сходных |
петрашевцы, каторга, смерт. приговор, все на самом высшем уровне |
Тут не сравниваю ни с кем место философии в русской поэзии — однородность душевной материи налицо.
У Есенина все мельче, но по конструкции это — не пародия, не карикатура.
чувство призвания |
чувство призвания, предназначения |
Черный человек — это не Моцарт и Сальери, а Двойник, |
Двойник тоже из Моцарта и Сальери
|
Есенин толкует стихи белые правильно (сам поэт), понимает, из чего растет |
такие стихи Достоевский (речь о Пушкине) — чисто беловые наброски[13] |
Музыка Шостаковича и его общественное поведение только и могут рождать таких, как [нрзб] двурушников, трусов и подхалимов.
Новогородские берестяные грамоты доказывают, что грамотность в русском народе была и до Петра, до этой шумной рекламы уже упрочившегося просвещения.
Б<елоусов> — Есенин, каким <был> «великим», лучшим русским лириком, потому что у литературоведа и историка литературы культурный уровень невелик и глубина познания всегда не велика, чтобы ощутить великие «бездны» [нрзб].
Солженицын для «Чайковского», слишком мало понимает искусство, для Гамлета слишком глуп, а для Порфирия Петровича бездарен.
Луноход. Пятьдесят лет назад нам обещали гораздо большее.
Я не юрист, не историк, не журналист.
Неплохая острота по поводу кооперативных квартир: «Раздеты камнем».
Шаров, что был культоргом «Партизана» и расстрелян по делу Берзина, вел занятия о физическом уничтожении троцкистов с блатарями еще в ноябре-декабре 1937 года, или зимой 1937/38 года, раньше весны 1938.
26 ноября 1970. 10 часов утра. Осипов Владимир Николаевич. Шантажист.
Лесняк не только графоман, но парадоксальным образом автор юмористических рассказов, правда, не на лагерные темы, а «общего порядка».
А С<олженицын> идет дальше и говорит, что для шутки есть место и за колючей проволокой, [нрзб] Я не считаю, что из лагерной темы извлекается шутка.
Книга Кожинова[14] «Как пишут стихи» — первая, где высказана правильная мысль о существе дела, о том, что стихи — это искусство, <какие> стихи требуют обновления и что стихи — это особый мир, который нельзя исследовать прозаическими средствами.
Нет только о Пастернаке, пришедшем якобы к «мудрой простоте» <...>
Пастернак самого себя перестал считать своим высшим судией, и с этого момента началось его «опрощение».
В Туркмене еще со времен ссыльного главного инженера Караева (которого я не застал и который создал на профсоюзные деньги богатейшую библиотеку). Покупались книги у букинистов, не в Калининском магазине.
Был введен обычай ежегодного премирования читателя, взявшего из библиотеки наибольшее количество книг. Обычно эту премию получал инженер — сам Караев, зав. БЭТ Абрамов. А за 1955 год премию получил я — агент по техническому снабжению, обогнав других с большим разрывом. Премия была не денежная, а в приказе с упоминанием.
Тютчева может любить человек и антипоэтического склада: Желтухин[15], даже Ленин, Толстой.
Желтухин же был вовсе <без> чувства поэзии, а Тютчева знал. Мать с детства выучила — для «шику». Не знал ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Бальмонта, ни Блока, ни Есенина.
Но Тютчева знал наизусть.
Потребности в стихах у Желтухина вовсе не было <...>
Желтухин учил Тютчева с 19 лет, стихи последнего цикла. Читал их: «Ангел мой, ты видишь ли меня...», хотя в 19 лет эти стихи не ранят.
Тайна опрощения Пастернака заключается и в том, что стихи из «Второго рождения», стихи из «1905 года» и «Лейтенанта
Шмидта» ничуть не сложнее тех стихов из «Ранних поездов», которые объявлены началом перестройки, переделки, с отрицанием самого себя.«Был утренник...», «Февраль, достать чернил...» — Пастернак сам считал необходимым оставить в своем наследии, не отрекаясь, как от «лучшего». Но тогда худшее — «Лейтенант Шмидт», «1905 год» — бракованные Пастернаком, а почему! Только не по формальной причине. «Второе рождение» не сложнее «Стихов из романа».
Примечания
- 1. Успенский Лев Васильевич (1900—1978) — автор популярных книг о русском языке. Чуковский Корней Иванович (наст, имя Николай Васильевич Корнейчуков) (1882—1962) — писатель, автор работ о русском языке.
- 2. Фома Опискин — персонаж повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».
- 3. Вертинский Александр Николаевич (1889—1957) — артист эстрады, исполнял в своей изысканной манере песни на стихи С. Есенина.
- 4. Белоусов Владимир Германович. «Сергей Есенин. Литературная хроника», М., 1969.
- 5. Бениславская Галина Артуровна (1897—1926) — близкий друг С. Есенина.
- 6. Достоевская Анна Григорьевна (1846—1918) — жена Ф. М. Достоевского с 1867.
- 7. Дункан Айседора (1877— 1927) — американская танцовщица, одна из основоположниц школы танца «модерн». В 1921—1924 жилавСССР. Была женой С. Есенина. Миклашевская Августа Леонидовна (1898—1978) — близкий друг С. Есенина, актриса. Толстая Софья Андреевна (1900—1957) — жена С. А. Есенина с сент. 1925 г.
- 8. Чагин (наст. фам. Боддовкин) Петр Иванович (1898—1967) — секретарь ЦК КП Азербайджана, издательский работник
- 9. Эрлих Вольф Иосифович (1902—1937) — поэт.; Наседкин Василий Федорович (1895—1938) — поэт; Евдокимов Иван Васильевич (1887— 1941) — писатель, друзья С. Есенина.
- 10. Суслова Аполлинария Прокофьевна (1839— 1918) — близкий друг Ф. М. Достоевского в 1861—1866 гг.
- 11. Катков Михаил Никифорович (1818—1887) — публицист, издатель журн. «Русский вестник», газ. «Московские ведомости».
- 12. Городецкий Сергей Митрофанович (1884—1967) — поэт, принадлежал к объединению «Цех поэтов».
- 13. Видимо, Шаламов имеет в виду, что в знаменитой Пушкинской речи Ф. М. Достоевский говорит лишь о классических, рифмованных стихах Пушкина.
- 14. Кожинов Вадим Валерьянович (1930—2001) — литературовед, критик. «Как пишут стихи». М., 1970.
- 15. Видимо, тот самый Володя Желтухин, который упоминается в тексте ед. хр. 32.
Все права на распространение и использование произведений Варлама Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта shalamov.ru. Использование материалов возможно только при согласовании с редакцией ed@shalamov.ru. Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.