Электротехника и Пушкин
Сталевара премируют томом Грум-Гржимайло «Производство стали». Очень хорошо. Но зачем к руководству по варке стали добавляют собрание сочинений Александра Сергеевича Пушкина? Зачем студенту энергофакультета читать Лермонтова: «Глазами тучи я следил, руками молнии ловил...» Поможет ли это ему в научных занятиях? Да, поможет. Пушкин повышает съем стали с квадратного метра пода, а «Мцыри» движет конструкторскую мысль электротехника.
Книга, грамотность, культура оттачивают человеческую мысль, улучшают людей, а лучший человек делает лучшие вещи. Так, косвенно, Пушкин участвует в работе доменщика.
Слово родилось раньше мысли, и мыслим мы словами. Если человек не может ясно изложить свою мысль, значит, мысль недостаточно ясна для самого человека. Изучение слова оттачивает мысль, и первое оружие, с которым человек идет на завоевание культуры, это — грамотность. Мы знаем университеты культуры, где учатся тысячи рабочих, к учебным часам меняющих спецовку на пиджаки. Мы вправе требовать, чтобы наша производственно-техническая интеллигенция была интеллигенцией в самом лучшем и самом полном смысле этого слова, чтобы она обладала широчайшим культурным кругозором.
В наших втузах мы воспитываем отнюдь <не> флюсоподобных прутковских специалистов. Полнокровие жизни — это специализация, связанная <с> общей культурой. Конструктор трактора должен уметь ценить Маяковского, Бальзака, Рембрандта, Бетховена. Владея пониманием Рембрандта и Маяковского, человек становится богаче и сам обогащает жизнь.
И первый бруствер, который надо взять <— это> грамотность, — хорошая, полная грамотность. Не грамотность канцелярий, особый «литературный стиль»: «На основании вышеизложенного, при<...>препровождается, настоящее удостоверение вы<…> в том, что (имя рек) является действительно <...>» Не этой грамотностью должен овладеть студент. Канцелярский литературный стиль порожден бюрократизмом, слишком часто неразрывен с <ним>. Он, этот стиль, уходит корнями в прошлое. Он даже имел свою энциклопедию, свой свод образцов хорошего тона, «Письмовник», где писарским духом дышала каждая строка абзаца – от прошений «на высочайшее» до излияний любимой женщине.
Нет, нам нужна другая грамотность. Подсчитывал ли кто-нибудь количество слов (а следовательно <и> понятий), которыми пользовался рабочий царской России и рабочий наших дней? Ежедневный бытовой словарь рабочего? Такой подсчет дал бы <яр>чайшие
результаты. И стал бы в какой-то степени измерителем роста культуры. Нам нужно обогащать свой словарь, свой мозг. Досужие люди подсчитали, что Шекспир в своих вещах воспользовался 12 тысячами слов. Вот подобным словарем культурнейшего человека эпохи должна обладать и наша производственная интеллигенция, которая делается культурнейшей интеллигенцией мира.Я не пишу трактата о пользе грамотности. Трактаты пишутся не так. Это беглые заметки, результат бесед с дипломниками, со студентами, с инженерами, с преподавателями втузов. Мы соглашались все: инженер должен разбираться во всех основных явлениях жизни, в главнейших явлениях природы.
Я вспоминаю «движение ажанов» — молодых идей одного из наших провинциальных городов. «Ажан» должен иметь понятие обо всем. Он читает в день по 3—4 книги, просматривая их бегло, «через пятое на десятое», лишь бы уловить содержание и движение сюжета. Это выдавалось за культуру, и молодежи преподносились (чуть ли не в газете) рецепты, как быстро сделаться «ажаном». «Ажанство» появлялось в прошлом году — его громила «Комсомольская правда».
Известно, что Александр Македонский имел привычку склонять голову к плечу, а Юлий Цезарь был лыс и носил яркие платья. Но собирание таких сведений — разве это культура? Это — то же своеобразное «ажанство».
Наш студент — технический специалист будет заниматься не биографией Цезаря, а конструированием станка, может быть станка с громкой биографией. И первая ступень здесь — общая грамотность.
* * *
Дипломник энергофакультета Киевского индустриального института Сиданов пишет с практики письмо зав. бюро производственной практики т. Лову: «вчеря написал письмо в бухгалтирию и просили чтобы нам выслали денег, но так как вы за нами беспокоетесь, чтобы мы получили своевременно денег, то прошу Вас, постарайтесь, чтобы бухгалтерия нам., т. е. Сиданову и Тегульскому выслали стипендии за март м-ць и на обратную дорогу Посылать по адресу С тем досвидани».
Блестящая стилистика! Превосходная орфография. А ведь это — буквально завтрашний инженер. Многотиражка КИИ, напечатавшая это художественное произведение, правильно подхватывает последние слова письма: «с тем досвидани, дипломник Сиданов, до встречи на переподготовке по языку».
Подобные письма показывали мне в приемной комиссии КИИ. В последнем случае дело обстоит легче — ведь пишут еще не студенты. «Займитесь языком», — надо написать в ответ на такие письма.
Грамотность Сиданова, конечно, не лицо дипломника — студента КИИ. Но это и не исключение. Еще многим, многим надо серьезно работать над собой, чтобы стать грамотными, литературно-гра-мотными людьми. А при новом приеме — эта сторона знаний требует серьезнейшего внимания. В. Харьковском архитектурном техникуме прием прошлого года дал весьма неудовлетворительный по грамотности состав студентов. Это было причиной и отсева и всяческих затруднений при выполнении учебного плана.
В Харьковском химико-технологическом институте группе студентов старших курсов предложили диктант. 41% (сорок один!) работ был выполнен неудовлетворительно. Я просматривал эти листочки. Требования были, пожалуй, жесткими. Но, если даже сделать скидку на жесткость, все же грамотность студентов ХХТИ на низком уровне. Особен-но в грамматике. «Ужасающая» стилистика — так характеризует грамотность студентов ХХТИ проф. Жинкин. Меры принимаются. На 4-м курсе работает особый кружок по повышению грамотности. С нового учебного года на всех курсах вводятся обязательные, занятия по языку. А лето? Общественность ХХТИ проводит хорошее мероприятие. Каждый студент должен иметь свою библиотечку. Дирекция кредитует каждого желающего на 4 мес. Размер ссуды — месячная стипендия. На эту сумму и будут подобраны книги. В газете «Химик-технолог» — список рекомендованных книг. Это, прежде всего, — художественная литература. Технические книги (по специальностям) будут рекомендовать профессора. Деньги студенту на руки не выдаются. Он закупает книги через дирекцию. Выбрать книги он может в киоске ОГИЗ, договоренность с киоском есть.
Кстати о киосках ОГИЗ. Во всех институтах я видел киоски ОНТИ, но огизовских не видал. Художественная литература не продвинута к втузовцу нашими издательствами. А в киосках ОНТИ совершенно нет периодики, — журналов там не купишь.
Дипломникам нынешнего года в Харьковском механико-машиностроительном институте объявлена, по выражению представителя дирекции, «амнистия грамотности». Это ироническое и не вполне отвечающее сути дела выражение значит, что попросту на грамотность выпускников этого года махнули рукой. Пожалуй, кой-кого пришлось бы задержать в Институте надолго. Но с будущего года студенты, сдающие дипломные работы, пройдут экзамен по родному языку. Для них будут работать специальные консультации. Опыт диктанта был проведен и здесь. 20 студентов отделения
автотракторостроения написали по 140 слов. Трое получили неудовлетворительную оценку, семь — «удовлетворительно». Требования здесь были мягче, чем в ХХТИ, учитывалась, главным образом, орфография. У паровозников результаты диктанта были хуже. С нового учебного года консультации для отстающих по языку будут работать в течение всего времени учебы. Но мало этого. При всех письменных работах студента преподаватель, кроме чисто научной и технической стороны дела, должен поправлять синтаксические, грамматические и орфографические ошибки студента, отмечая их. «Ну, а преподаватели у нас — грамотные люди», — замечает т. Фатьянов — зам. директора ММИ. Верю. Но везде ли, вполне ли литературно грамотны преподаватели наших втузов? Мне приходилось встречать статьи втузовских работников, отнюдь не отличающиеся высокой литературной культурой. Неплохо было бы время от времени проводить занятия по литературе языка и с преподавательским составом. Знаем ли мы, какую художественную литературу читает наша профессура? Когда и как? Профессор КИИ Бабич ответил мне, что времени у него не хватает ни на театр, ни на беллетристику. «Художественную литературу читаю очень, очень редко, случайно». «Редко» — это раз в несколько месяцев.В Харьковском ММИ по вопросам культуры языка было 4 лекции специалистов, и преподаватели провели ряд бесед со студентами, как совершенствоваться в грамотности. Работа студента должна быть грамотна не только технически, но и литературно.
В проработке результатов сессий предложено кафедрам при грубой неграмотности работы снижать оценку. В ХЭТИ преподаватель, указывая на плохую грамотность автору работы, сообщает фамилию автора в дирекцию. Студентам с неудовлетворительной грамотностью предложено начать занятия в специальных кружках. Четыре таких кружка по изучению языка работало в институте. С нового года, для кружковцев занятия будут обязательными раз в шестидневку.
* * *
Вы помните: «не мог он ямба от хорея, как бы ни бились, отличить». Инженер — не литературовед. Но и ему неплохо научиться различать хореи и ямбы. И инженер будет отличать так же, как он различит мотив печали в траурном марше Шопена и мотив ужаса в траурном марше Бетховена. ОН <ЕЩЕ> студентом — овладеет культурным минимумом, чтобы дальше, специализируясь все больше, раздвигать свой культурный горизонт.
Он начальник цеха, инженер, ученый найдет в художественной литературе средство для познания, для изучения людей. Не во всякой художественной литературе. Произведения Амедея Гофмана вряд ли принесут пользу в этом направлении, но в реалистических произведениях прошлого, в произведениях настоящего — эпохи социалистического реализма — он найдет верного помощника и друга.
На сессии выносятся иностранные языки: английский, немецкий... Знание их нужно втузовцу не только, чтобы читать технические журналы и книги. Нет, они нужны и для чтения Шекспира и Гейне в подлиннике. И встретившись с доктором Фаустом на страницах книги Гете, гидротехник, может быть, с удивлением услышит вдохновенные могучие слова о последней мечте энциклопедиста Фауста — о грандиозных гидротехнических работах.
В плане политического мировоззрения, общественного сознания у советского пролетарского студента наиболее культурное мышление. Пониманию жизни, движущих общественных сил научили его Маркс — Ленин — Сташин. Пусть же наши студенты, наша производственно-техническая интеллигенция, следуя их примеру, овладеют и высотами об<щей> культуры.
Сталевара надо премировать сочинениями Пушкина, а электротехнику надо знать Лермонтова.
Все права на распространение и использование произведений Варлама Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта shalamov.ru. Использование материалов возможно только при согласовании с редакцией ed@shalamov.ru. Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.