Варлам Шаламов

Об институтках и студентках

«Щеголиха говорит: как глупы те люди, которые в науках самые прекрасные лета погубляют. Ужесть, как смешны ученые мужчины, а наши сестры ученые, о! они-то совершенные дуры. Беспримерно, как они смешны! Не для географии одарила нас природа красотой лица, не для математики дано нам острое и проницательное понятие; не для истории награждены мы пленяющим голосом; не для физики вложены в нас нежные сердца. Для чего же одарены мы сими преимуществами? Чтобы были обожаемы. В слове “уметь нравиться” все наши науки заключаются».

Так характеризовал «Живописец», журнал Николая Новикова, крупнейшего просветителя XVIII в., воззрения екатерининских времен на женское образование. Времена эти — тусклая заря женского образования в России. Екатерина II только что учредила Смольный институт по образцу знаменитого Сенсирского женского монастыря во Франции. Впрочем, там монашеский устав не мешал Людовику Каторзу и его приближенным весело преподавать институткам монастыркам экспериментальный курс Овидиевой науки.

* * *

Для чего же наша женщина «одарена сими преимуществами»?

Для географии! Вспомним женщин Арктики — Демме, Русинову, Папанину, челюскинских женщин.

Для математики! Вспомним Яновскую, профессора МГУ.

Для истории! Вспомним Панкратову, неоднократную участницу международных исторических конгрессов.

Для физики! Вспомним Черданцеву, профессора Московского горного института по кафедре электротехники, вспомним Березину, ученого-биолога.

На всех ступенях советской и мировой науки и техники стоит наша женщина, поднятая Октябрем.

* * *

Стихийной тяге женщин к высшему образованию царское правительство ставило всяческие рогатки. Революционные волны — 60-е годы, 1905 год — вырывали на короткое время право для женщин учиться в университетах, институтах, в женских высших учебных заведениях. Но только на короткое время. Слишком радикально по мнению правительства, настроенные студентки разрушали и семейные и государственные устои. Это мнение было справедливым — в женских институтах концентрировались представительницы передовой интеллигенции того времени. Когда ряд женских курсов был закрыт во второй половине 60-х годов, женщины устремлялись учиться за границу — в Гейдельберг, в Цюрих. Царские сатрапы испугались, что женщины наберутся там слишком «вольного духа» и 21 мая 1873 г. в «Правительственном вестнике», было опубликовано «сообщение» правительства, где заявлялось, что с увеличением числа учащихся русских женщин за границей среди них усиливается революционная пропаганда

«Иные принимают живое участие в преступной пропаганде, другие увлекаются коммунистическими теориями свободной любви и, под покровом фиктивного брака доводят забвение основных начал нравственности и женского целомудрия до крайних пределов».

Правительство заявило, что оно «не может и не должно оставаться равнодушным зрителем нравственного растления... русской молодежи» и запретило ученье женщин за границей, угрожая преследованием.

Женщины-студентки вернулись в царскую Россию. Многие из них в меру усвоенных ими революционных идей сделали выводы. Они пошли «в народ» фельдшерицами, учительницами. После 1905 г. одиночкам-женщинам удалось пробиться больше в университеты, меньше в технические учебные, заведений, ибо женщина-инженер была уже совершеннейшим жупелом в главах домостроевско-царских сатрапов.

* * *

О двух из таких женщин, которых на профессорскую кафедру ввела Октябрьская революция, мы и хотим здесь коротко рассказать. Е. Н. Горева родилась в 1889 году.

К 1905 г. определились стремления 16-летней девушки, стремления, необычные даже для женщины, добивающейся образования. Горева хочет стать инженером и притом ин-женером профессии, которая не пользовалась большей популярностью в министерствах народного просвещения и государственных имуществ. Горева хочет стать электротехником. Для подготовки инженеров-электротехников было тогда только одно специальное высшее учебное заведение — Электротехнический институт и ряд кафедр электротехники в технологических и политехнических институтах.

Горева поступает в Политехнический институт, ее встречают ежедневно насмешливые взгляды и студентов и профессоров — стиснув зубы, кончает Горева институт в 1913 г. После института — заводы, где не редки те же насмешки, та же ирония.

Воздух Октября дал ей возможность вздохнуть полной грудью. С 1919 г. Горева, ведет научно-педагогическую работу, шаг за шагом повышая свою научную квалификацию. Последние годы Горева работала профессором и руководителем кафедры электротехники в ряде институтов. При утверждении ее профессором академик Миткевич и проф. Шателен дали лучшие отзывы о ее способностях и знаниях. Она напечатала свой курс электротехники и другие работы. Была деканом факультета. Сейчас — профессор Ленинградского индустриального института, и немногие профессора могут похвалиться знанием стольких иноязыков, сколько знает Горева: английский, французский, итальянский, немецкий. Е. Н. Горева, — член ВКП(б) с 1931 г.

Ольга Федоровна Нейман родилась в 1888 г. около Петербурга. Дочь врача, кончившая частную гимназию с золотой медалью, она, как и Горева, вышла из среднего учебного заведения в момент, когда была возможность продолжить образование — в 1906 г. Куда итти учиться? Девушку тянуло к технической специализации, но раздумывать долго не приходилось, — выбор для женщин был слишком ограничен, и Нейман поступает в 1906 г. на знаменитые Бестужевские курсы, на физико-математический факультет. Она кончает курсы в 1912 г. с блестящим аттестатом:

«Совет профессоров С.-Петербургских высших женских курсов, сим удостоверяет, что Ольга Федоровна. Нейман, ... окончила в 1912–13 учебном году полный курс наук физико-математического отделения, по группе минералогии и геологии, подгруппы геологии, исполнила все обязательные практические работы и на экзаменах оказала нижеследующие успехи. По математике: введение в анализ — весьма удовлетворительно, тригонометрия — весьма удовлетворительно; по опытной физике — весьма удовлетворительно; по химии: неоргани-ческая химия — весьма удовлетворительно».

И так далее: по аналитической химии, кристаллографии, минералогии, петрографии, физической геологии, исторической геологии, палеонтологии, зоологии, анатомии растений — по всем предметам знания Нейман получили высшую отметку. Нейман была оставлена для научной работы при кафедре геологии — исключительный случай для женщины. В 1916 г. Нейман сдала государственный экзамен при Петроградском университете. Уже с 1910 г. Ольга Федоровна ведет научную работу, изучая верхнемеловые и триасово-юрские отложения в Крыму под руководством геолога А. Борисяка (ныне академика). Она проводит геологическое картирование Туркестанского хребта, исследует южный Урал.

Октябрь открывает Нейман широкие перспективы научной работы. В 1918 г. Ольга Федоровна выбирается старшим ассистентом по кафедре, геологии при Пермском государственном университете. На ряде факультетов Нейман ведет научно-педагогическую работу, не оставляя и собственно научной, изучая геологию Урала. В 1925 г. Ольга Федоровна переходит на кафедру исторической геологии Уральского политехнического института. 18 сентября 1925 г. она утверждается доцентом, а 23/IV 1932 г. — профессором по кафедре исторической геологии. Ольга Федоровна имеет 22 напечатанных научных работы, из них 20 крупнейших, написанные ем после 1917 г.

За промышленные кадры № 19–20

Таковы краткие выписки из большого, полнокровного «Куррикулюм витэ» О.Ф. Нейман, нынешнего профессора Уральского горного института.

Это — две из немногих женщин, прорвавшихся сквозь шлагбаумы царской России к вьющему техническому образованию. Теперь о нескольких из многих женщин, который Октябрь 1917 года открыл дверь в нашу, советскую высшую техническую школу.

Недавно в Ленинградском Краснознаменном химико-технологическом институте аспирантке Вейнберг поручили самостоятельный курс. 3.А. Вейнберг с 13 лет работала на табачных плантациях. В 1923 г. — рабфак, в 1925 г. — Технологический институт. Вейнберг кончает институт в 1931 г. Она оставлена аспиранткой по кафедре красителей проф. Порай-Кошица.

За время учебы Вейнберг активно участвовала в студенческой жизни, в комсомольской работе. Ее диссертация «О стойких формах диазосоединений» оценена советом института отметкой «отлично». Эта диссертация имеет большой и практический и теоретический интерес.

Вейнберг — самостоятельный, научный работник, имеет печатные работы, большой педагогический опыт.

Аспирантка Московского института тонкой химической технологии Маргаритова провела ряд интересных работ по технологии СК.

17 июля 1935 г. народный комиссар тяжелой промышленности тов. Орджоникидзе подписал приказ № 876. В этом приказе отмечалась научно-исследовательская работа Московского института тонкой химической технологии.

Нарком предложил Главцветмету немедленно реализовать в заводских условиях метод переработки золотистых шламов. Это была дипломная работа студентки Белостоцкой — блестяще выполненная тема с большой научной и практической ценностью.

В Станкине дипломница Румянцева, работавшая все время учебы на комсомольской работе, имеет высокие академические отметки. Дипломный проект ее посвящен одной из тем инструментального хозяйства. Там же студентка 9-го семестра Этина, организаторша научно-технических кружков в институте, работала над докладом «Червячные фрезера».

В Московском институте тонкой химической технологии, студентка Семашко успешно работает над проблемами оборонного характера.

Яблонская, выпускница МЭИ, сделала дипломный проект «Электрооборудование электрической печи для обезвоживания карнолита». Проект используется отделом печей Электропрома.

Большинство этих девушек — наша советская молодежь. Но за партами наших втузов сидели женщины и старше — из тех, которые в царское время обречены были на «рукоделие» и вышивание кошельков жениху и которые бросили это «рукоделие» для партийной, подпольной работы. Вот Ольга Ивановна Дианова, молодой инженер-энергетик, только что выпущенный из МЭИ. Toв. Дианова была хорошим пропагандистом, вела в институте кружок по истории партии. Но это не был ее Первый кружок. Тот был раньше — в 1912 г. Активная революционерка — сосланная бессрочно в Сибирь и бежавшая оттуда, т. Дианова даже в 1917 г. еще не вышла из подполья. В этом году она была в Тифлисе и работала там на подпольной работе до организации советской власти. В МЭИ она пришла парттысячницей, и через пять лет учебы т. Дианова получила звание инженера-энергетика, выполнив дипломный проект на «отлично».

Все это — примеры, дополнительные иллюстрации к статистике красноречивой и яркой. B стране советов каждый шестой научный работник — женщина. В 1935 г. в Московском институте тонкой химической технологии учится 60% женщин. В Киевский индустриальный институт принято ныне 20,5% женщин. КИИ совсем не исключение среди втузов. Напротив. Средний процент женщин в приеме 1935 г. — 26,5%.

* * *

Итак, Екатериной был учрежден Смольный институт. А в наказе комиссии по организации в России женских учебных заведений она написала: «Намерение и конец воспитания девиц состоит наипаче в том, чтобы сделать добрыми хозяйками, верными супругами и попечительными матерями».

Эта «установка» выполнялась свято до 7 ноября 1917 г. Все женские учебные заведения, как известно, состояли в «ведомстве императрицы Марии». Поэтому женские государственные гимназии назывались «Мариинскими». Заведывала этими женскими институтами императрица Мария Федоровна. Сия особа однажды написала своему корреспонденту:

«Будь у меня десять внучек, я бы назвала их всех именем девы Марии. Тогда, по-моему, они держались бы прямо, заботились бы o своей талии и о цвете лица, с осторожностью выбирали бы себе чтение, и, наконец, достигли бы того, что все называли бы их превосходными гражданками».

Известный писатель 19 века, — современник Грибоедова — барон Брамбеус (Сенковский) представил в своих сочинениях целую программу требований к женщине:

«Я хочу, чтобы девушка до 16-летнего возраста была, без мысли и без чувства, как всеобщая география, чтобы ее сердце говорило отнюдь не внятнее и не умнее фортепияно, чтобы она не жила, но только существовала, подобно златнице, заключенной в своей плеве, чтобы она была настоящей монастыркой. Я аристократ спальной и боюсь за безопасность завоеванных моим полом прав и преимуществ мужчин. Словом, я требую, чтобы, девушка была мертвой, холодной статуей до тех пор, пока не придет ей время выйти замуж, и чтобы она, впервые одушевилась, когда я начну за ней свататься».

Мы в женщине ищем других качеств и по-иному мыслим себе союз жены и мужа.

* * *

Самолет набирал высоту. Высотомер показывал: 5000 метров... 6000... 7035. Пилот дал знак, и на крыло самолета вылезла девушка. Она шагнула вниз. Белый зонт парашюта закачался. Вслед за, ней, по очереди, с той же высоты спрыгнули еще 5 женщин в комбинезонах. Это был мировой рекорд парашютного прыжка без кислородного прибора для женщин. В числе прыгавших была Марина Барцева — студента Московского авиационного института, будущий строитель самолетов. Она опускалась вниз, весело раскачиваясь и отсчитывая секунды, а, сверху, с самолета, провожали ее спокойные и любящие глаза ее мужа — пилота и мастера парашютного спорта Г. Шмидта. Вернувшись с неба на землю, Марина Барцева садилась за парту, за расчетные таблицы и вереницы формул чертила на бумаге ее рука. Она построит самолет. Не хуже, чем инженеры Лузина, и Левитина сделали оболочку первого советского стратостата.

Что вы скажете о Марине Барцевой, «аристократы спальной»?

Наши студентки выбирают себе чтение не по совету императрицы Марии. Они не забывают ни Пушкина, ни Гете в подлиннике, но основное их чтение на года учебы это проф. Реформатский, проф. Тихомиров и другие именитые педагоги высшей школы.

Ими выбрана профессия, выбрана, жизнь конструктора машин, экспериментатора-химика, энергетика, горняка.

Для улучшения цвета лица и талии наших студенток мы даем совсем другие рецепты, чем покровительница «ведомства императрицы Марии». Место корсета заняла спортивная майка, а чай, как бы он крепок ни был, не испортит цвета лица, и пьют его многие из наших девушек в несовсем обычной обстановке.

Летом 1935 г. на вершину Эльбруса — самое трудное западное плечо горы, — поднялись студентки Московского энергетического института Лепешинская и Корзун. Студентки того же Киевского индустриального института Малеванова, Капинская, Каплан, Биченко, Тищенко, Гайворонская, Белецкая, Хватовкер и Будницкая хотят летом 1936 г. итти в велопробег по маршруту: Киев — Тирасполь — Одесса — Батум — Тифлис — Орджоникидзе — Москва. Студенты мужчины КИИ летом 1935 г. прошли на велосипедах сквозь 3 республики советов — до Москвы. Студентки не хотят отстать от своих товарищей-мужчин. А в отборочных соревнованиях втузов к студенческой спартакиаде среди участников было 32% женщин. Студентка Куйбышевского индустриального ин-ститута Леля Огородникова еще в пионерские времена, работала в модельном кружке, занималась в планерном кружке. Сейчас она — парашютистка, отличница учебы, будущий инженер. «Вечно улыбающееся лицо Лели видно повсюду», — пишет о ней факультетская стенная газета. Т. Нефедова, студентка 1-го курса МЭИ пишет в газете стихи о волейбольном мяче. Студентка Московского архитектурного института Грингаут в паре с Ольсен (Динамо) выиграла теннисное первенство Москвы для женщин. Истомина, студентка ИСИ им. Куйбышева, мастер спорта, в состязаниях на первенство Москвы, заняла 1-е место по прыжкам в высоту, подняв планку до 140 см, и 1-е место по прыжкам в длину — 5,14 м.

Аспирантка Московского института тонкой химической технологии Штуберт уехала в Турцию в составе сборной команды советских спортсменов как лучшая фехтовальщица СССР.

* * *

В ведомстве императрицы Марии начальство считало одной из главных целей воспитания институток — сохранить их «нравственность» и укрепить в них веру в «аиста и капусту».

Для этого к воспитанию девиц были приставлены классные дамы типа той гувернантки, которая убеждала свою воспитанницу не ходить по улицам, ибо там могут встретиться мужчины. — Но ведь они одетые, — недоумевала девушка. — А под одеждой-то они все-таки голые, — невозмутимо отвечала гувернантка.

Слово «институтка» стало нарицательным словом. Девушка неудержимо краснела при виде мужской физиономии и опускала глаза «долу». Стыдилась раздеваться при собаке, но знала пяльцы и умело вышивала платочки и скатерти.

А классные дамы дежурили не только в коридорах дортуаров. Ведомство императрицы Марии внимательно следило за чтением своих учениц и, заботясь о художественном воспитании институток, предприняло издание классиков, где все, что по мнению высокопоставленных классных дам могло подействовать развращающим образом на нежные девичьи умы, — все это было выхолощено. B результате в изданиях классиков «было больше многоточий, чем текста». Выброшенные места были собраны в особый последний том издания, который ученицы могли, купить лишь по окончании института. Вот этот-то последний том и представлял собой для институток предмет особого вожделения. Так девицы увлекались художественной литературой, зная «на зубок» последний том классика.

* * *

«Институтку» рождали потребности «аристократов спальной» — старый социальный строй. О ней заботился отец, муж, мужчина, и самое существование такой институтки было паразитарным существованием.

Нашим обществом рожден новый тип женщины, женщины производственного работника, общественницы, женщины, успешно овладевающей всеми высотами знания. На суше, на море, под землей и на воздухе наша женщина движет вперед социалистическую технику. Она привыкла видеть в мужчине, в муже не господина и хозяина, но товарища-бойца, с которым плечо к плечу в творческом соревновании строит она социалистическое общество. Она — полноправный строитель этого общества.

Так новый строй рождает не институтку, но студентку. Не постельную дамочку, но инженера, летчика, профессора. И на студенческую скамью садятся советские девушки, отнюдь не институтки.

Не надо спрашивать Надю Быстрову, студентку 1-го курса КИИ, знает ли она Пушкина. Программа вступительных испытаний по литературе хотя и была камнем преткновения для многих, но не для Быстровой. Быстрова хорошо сдала все испытания. Она только что окончила десятилетку в Лубнах, была в десятилетке секретарем комсомольского комитета. Не надо спрашивать и Мику Ямсон, члена партии с 1929 г., пока-завшую отличную подготовку по всем предметам на испытаниях в Харьковский инженерно-строительный институт.

Девушки нашей страны отнюдь не уступают ни в учебе, ни в общественной активности своим товарищам студентам. Рядом с ними девушки стоят у реторт в лаборатории, на зачете у профессора, на спортивной площадке, на парашютной вышке, в научном, в литературном кружке. Положение женщины во втузе — это положение женщины в нашей стране.

* * *

Недавно перелистывал я журнал императорского технического общества «Техническое образование» за первые годы нынешнего столетия. Журнал этот работал и над вопросами женского профессионального образования. Сколько было испорчено перьев, сколько пролито чернил для того, чтоб доказать, что одна программа обучения кройке и шитью, рукоделию лучше (или хуже) другой. В каждом номере журнала помещалась специальная хроника — «Женское профессиональное образование» в Пензе открывалась школа обучения женщин вышиванию на пяльцах, а в Рязани работает новый кружок белошвеек, работает по совершенно научным методам. Дискуссией о женщине в высшем техническом учебном заведении не было, не было в таких учебных заведениях и женщин. Они пришли туда лишь после Октября 1917 г.

Высшее женское образование в России — это одна из позорнейших страниц позорного прошлого царской России. Софья Ковалевская шла на первую лекцию в медико- хирургической академии, окруженная плотным кольцом своих друзей-мужчин, чтобы не заметило начальство, что в стены высшего учебного заведения проникла женщина. Софье Ковалевской пришлось вступить в фиктивный брак, чтоб хоть как-нибудь прорваться к высшему образованию.

Надежда Суслова была допущена в медико-хирургическую академию во время либеральных веяний в начале 60-х годов. В 1864 г. Суслову «вышибли» из Академии. Она уехала в Швейцарию и в 1867 г. окончила Цюрихский университет и получила степень доктора медицины.

Министр народного просвещения в конце 60-х годов сказал явившимся к нему ходатаям о разрешении учредить на общественные средства специальные высшие женские курсы: «Все это затея праздных женщин, а масса вовсе не стремится к науке». А о посещении женщинами университетов министр заявил, что «никогда этого не допустит». Военный министр закрыл в 1881 г. Высшие женские медицинские курсы. Петербургский полицмейстер Грессер ставил особые штампы на аттестатах зрелости Бестужевских курсисток, превращая эти аттестаты в «волчьи билеты».

Вот в каких условиях получали высшее образование женщины царской России. Женщины-пролетарки и думать, конечно, не могли даже о среднем образовании.

Фашистская Германия ввела процентную норму для женщин в высших учебных заведениях. Во Франции женщины не имеют избирательных прав. Мы можем прочесть в иностранной газете о роскошном платье какой-нибудь светской красавицы, можем в лучшем случае прочесть о женщине-писательнице, о женщине-спортсменке, летчице, но вести о женщине-инженере в иностранной газете мы встречаем редко.

* * *

Раскрепощена женщина только Октябрем.

В вузах и втузах СССР свыше 30% женщин. И год за годом женщины все больше участвуют в работе тяжелой промышленности. На 1/I 1934 г. среди ИТР машиностроения было 8,3%, а среди ИТР электротехнической промышленности — 14,7% женщин. Процент женщин в химической промышленности еще выше. Удельный вес женщин в научно-педагогических кадрах втузов был еще в 1933 г. равен 9,8% — в 10 раз больше, чем в 1917 г.

* * *

Уважая и зная Мольера, наши девушки никак не соглашаются с мнением французского классика: «по многим причинам женщине не приличествует слишком много знать». Нашей женщине, полноправной строительнице нового социалистического общества, вполне приличествует знать как можно больше.

Об институтках и студентках. Очерк. Журнал «За промышленные кадры», М., 1935 г., № 19-20, с. 104–110.