Варлам Шаламов

Женщина в науке и технике

За промышленные кадры. 1935.  № 5–6

Религия не допускает женщину к совершению «таинств». В течение 40 дней после родов женщина не может входить в церковь — она «погана». Так называемая народная мудрость была мобилизована против женщины. Женщина в море приносит несчастье. Старые шахтеры говорили, что когда женщина почему-либо бывала обнаружена в шахте, работу в шахте останавливали и посылали за попом. Служили молебен и брызгали святой водой на место, где стояла или могла стоять «баба».

«Ты — только ребро от хозяина жизни — Адама», — говорила религия. «Баба да бес — один в них вес», — говорила реакционная пословица. «Ж» ниже «М», — захлебываясь, доказывала «наука» пером полусумасшедшего Отто Вейнингера. «Ты — ничтожество», — шипел философ Шопенгауер. «Ты — зло мира», — твердил литератор, женофоб Стриндберг.

В цепях бесправия, перевитых цветами лживой «галантности», шла женщина сквозь века.

Средневековые менестрели воспевали красоту «прекрасных дам» — рыцарских жен, запертых на крепкий замок в замках мужей. Эти серенады не могли заглушить криков «ведьм», тысячами всходивших на костры святейшей инквизиции. Литература громила измены супругу и воспевала верность ему. Женщинам целовали руки, стоя на коленях. Воздвигался кумир «вечной женственности», и мещане всех стран курили фимиам Гретхен. И в дыму этого фимиама лжи не были видны цепи бесправия, крепко надетые на женщину и запертые железным замком феодала, замененным позднее не менее крепким золотым замком капитализма.

* * *

Еще его сиятельство поэт Гавриил Романович Державин, певший «просвещенейшую Фелицу», находил, что обучение девушек в публичных школах — есть дело «непристойное».

Труды, «просвещеннейшей» Фелицы, состоявшей в переписке с французскими энциклопедистами, с Вольтером и Дидро, ограничивались созданием Института благородных девиц, где преподавалась «добродетель». Это был тот самый Смольный институт, который через 153 года стал одним из символов Октября, Смольный, откуда были изданы первые декреты о раскрепощении женщины.

В 1863 г. при разработке университетского устава министерство народного просвещения запросило университеты, могут ли женщины быть допущены к слушанию лекций? Совет Московского университета дал резко отрицательный ответ — большинством 23 голосов против двух.

В семидесятые годы — годы революционных брожений — тяга женщин к высшему образованию увеличилась настолько, что множество женщин уезжало учиться за границу, преимущественно в Швейцарию. Сравнительно свободный дух преподавания в заграничных университетах испугал царское правительство, и последовало «высочайшее» разрешение на открытие частных женских курсов. Так, были открыты курсы Герье, Казанские курсы и, наконец, известные Бестужевские.

Тяга к образованию была такая, что о Бестужевских курсах знаменитый ученый Сеченов писал в своих «Записках»: «Помню даже, что за все мое более чем 40-летнее профессорство самый лучший экзамен держала у меня студентка, а не студент... Да, это была заря высшего женского образования в России, и студентки учились прямо-таки с увлечением». Учились. Но как? Средства на организацию высшего женского образования правительством не давались, а составлялись исключительно частными пожертвованиями. Организованные в 1881 г. знаменитые Бестужевские курсы сразу привлекли много слушательниц — передовых по тому времени революционно настроенных женщин. Это было учтено правительством. Петербургский оберполицмейстер Грессер потребовал доставить к нему аттестаты зрелости всех курсисток. Через несколько дней аттестаты были возвращены в канцелярию курсов со штампом: «Предъявительница сего есть бестужевка». Одновременно по сети школ было дано распоряжение не принимать учительницами лиц, имеющих на документах такие штампы. Но и этого было мало. В 1886 г. министерство народного просвещения вовсе закрыло все существовавшие женские курсы, мотивируя... пересмотром вопроса о женском образовании. Три года пересматривали и, наконец, разрешили в 1889 г. открыть прием на Петербургские курсы, назначив своего директора, подбирающего преподавателей и особую инспектрису, наблюдающую за воспитанием. Из учебной программы было исключено преподавание естественной истории, гистологии и физиологии человека и животных. При поступлении требовалось удостоверение о том, что слушательница располагает средствами для безбедного существования. Вольнослушательниц — не более 2%. Слушательницам воспрещалось жить на частных квартирах. Так же печальна была судьба и Высших женских медицинских курсов, закрытых в 1881 г. по требованию... военного министра, находившего, что существование женских врачебных курсов в системе военного министерства не соответствует задачам последнего. Вот характерные черты истории высшего женского образования в царской России.

Революция 1905 г. вырвала на короткое время право для женщин учиться в университетах.

История женского высшего образования царской России оставила нам только одиночные трагические фигуры затравленных и выброшенных за пограничные столбы талантов, вроде Софьи Васильевны Ковалевской — математика мировой величины, которая принуждена была учиться и работать за границей. Геттингенский университет присудил Ковалевской степень доктора философии. Затем Ковалевская занимала кафедру математики в Стокгольмском университете, написала ряд ценнейших математических работ. И умерла, вернувшись на родину.

Обычная же учеба женщин, рекомендуемая им литература — это модные журналы, «Уменье хорошо одеваться» и «Поваренная книга для молодых хозяек», в которой давались следующие рецепты: «Испорченное мясо можно употребить с пользой — нужно вымочить в уксусе, круто посолить и отдать на обед прислуге». Та, которая ела вымоченное в уксусе мясо, не могла даже помыслить о каком бы то ни было — не говоря уже о высшем — образовании. Удел женщины, пролетарки — 14-часовой труд на фабрике, труд дешевле мужского, унижения, изнасилования хозяев и мастеров, все это — быт, гнусный быт прошлого.

* * *

Несколько лет назад к инженеру НКПС т. Александрову поступила домашняя работница Екатерина Исакова.

Неграмотная деревенская девушка поступила на курсы ликбеза при домоуправлении.

Через полгода девушка поступила на рабфак и оставила семью инженера. Недавно т. Александров болел. Рецепт был написан районным врачом Исаковой — бывшей домашней работницей. Это — мелкий случай. [Это] быт, наш быт.

Во всех женских школах, начиная с Сен-Сира 1686 г. (первая женская школа при французском монастыре) и кончая Оксфордом и Кембриджем 1935, пропагандировалось одно: «Главное, чуть не единственное призвание женщины — быть образованной матерью. Пролетарки в счет не идут».

В галантнейшей Франции, где культ женщины составляет что-то вроде национальной гордости, женщина избирательных прав не имеет по сегодняшний день.

На одном из средневековых церковных соборов дебатировался вопрос: «Человек ли женщина»? Святейшие отцы после бурной дискуссии остановились на следующей резолюции: «Иисус Христос называется в Евангелии сыном человеческим, на земле он был сыном девы Марии, женщины, следовательно, женщина — человек». Спасибо святым отцам. Но вот откуда это: «Женщина- врач ведет по существу двуполое существование и теряет свою женственность. Здоровый народный инстинкт не может мириться с подобным извращением женского естества». Это — современная фашистская печать Германии. В Германии Гитлера в высших учебных заведениях введена процентная норма для женщин, и к занятиям на медицинских факультетах «республики» в 1934 г. было допущено только <нрзб.>5 женщин. В советских медицинских вузах 72% женщин!

«Каждая немецкая женщина должна иметь мужа», — провозглашает Геббельс и пресловутые четыре «К» кайзера Вильгельма вновь встают перед германской женщиной. Küche (кухня), Kirche (церковь), Kinder (дети) и Kleider (платья) — вот порочный круг, которым ограничена женщина Германии. Назад — к средневековой прялке, под знамена полоумного Ницше, кричавшего с пеной у рта: «Что может встреться реже, нежели женщина, которая знала бы, что такое наука»?

«Арийских» мужей, очевидно, избыток, так как в Германии расширяется сеть публичных домов. А родильных домов в сегодняшней Германии меньше, чем учреждений принудительной стерилизации (обеспложивания).

Куда идет путь женщины пяти шестых частей земного шара?

Пролетарке — фабричная кабала или проституция. Женщине мелкой буржуазии — служба машинистки, стенографистки, клерка в окружении жирных джентльменов в роговых очках. Другие пути — замужество. Экономия центов, су и пфеннигов. Общественная жизнь — работа в Армии спасения. И церковь, церковь всех «систем».

Мария Кюри, открывшая радий, одиночка. Ученой с мировым именем в своих научных работах приходилось прикрываться именем — она юридически долгое время была только «женой ученого». Мария Кюри во время поездки в США увидела на нью-йоркской пристани огромную толпу людей радостно встречавших, но не Кюри, а чемпиона бокса Теннея. Маленькая старушка, имя которой записано на почетной доске истории человечества, с трудом протискалась сквозь толпу почитателей мастера зубодробления.

Год назад в Музее новой западной живописи была выставка работ американского фотографа Джоэ Лайда. Идеей фотопортретиста Лайда было создание такого портрета, который бы раскрывал социальное лицо оригинала. Лайда называл свои работы «социальным фотопортретом». Там были 2 лица, особенно мне запомнившиеся: квадратные челюсти, узкие в ниточку губы и хищные ноздри Ллойда, консервного короля. Тяжелый взгляд бульдога. И рядом на другом портрете — тонкие, морщинистые пальцы, опущенные на клавиатуру пишущей машинки. И над ней усталое, изнеможенное молодое лицо Доротти Файерман — репортера из светской жизни. Рядом с испуганным и угнетенным лицом женщины-репортера, — чуть не единственной профессии для женщины в капиталистических странах, дающей возможность или иллюзию возможности независимого, самостоятельного существования, — висела грубая маска угнетателя и хозяина жизни.

* * *

Лина Штерн — директор Московского научно-исследовательского института физиологии, ученый, признанный авторитет мировой физиологии, имеющая свыше 250 научных работ, бросила в 1924 г. Запад для Советского союза, так как на Западе нельзя дышать. Сейчас Лина Штерн — наша советская гражданка — член ВКП(б).

Англичане были шокированы приездом в Лондон в научную командировку аспирантки Экспериментального института т. Березиной. Женщина—ученый биолог? «Нонсенс», вздор. Впрочем «добрая старая Англия» — «демократическая» страна. Правда, избирательное право, данное женщине только в 1918 г. (в этом большое, решающее значение имела Октябрьская победа в России), связано с требованием обладать недвижимостью, но женщина может учиться в Англии. Однако, если в Кэмбридже и Оксфорде и могут учиться женщины, то только обеспеченные — учебная плата слишком высока. Двери высшего образования наглухо закрыты перед женщиной пролетариата.

В прошлом советского ученого Березиной — станок, рабфак и, наконец, вуз.

Не все знают, что Маркс был крупнейшим математиком. Его математические рукописи представляют огромный научный интерес. Они изданы впервые недавно в Советском союзе. Разработка их была вверена т.  Яновской — профессору Научно-исследовательского института математики и механики МГУ. Тов. Яновская — член ВКП(б) с 1918 г. — руководит сектором философии математики, возглавляет секцию математики в Коммунистической академии.

«Арктика влечет меня»... — писала Нина Петровна Демме в своем дневнике», В 16 лет Демме — член Костромского губкома комсомола, дальше — учеба в Москве и Ленинграде и 1926 г. застает Демме на борту «Седова». Тов. Демме — исследователь широт дальнего Севера — предмет беспрерывного удивления заграничной печати. О ней писали газеты всех стран. Недавно французский журналист Пьер выпустил о ней книгу. Демме — начальник партии зимовщиков на Северной Земле, пробывшая там 3 полярных года, только первая среди равных, отважных женщин Советского союза, штурмующих северные широты. Ирина Русинова, зимовавшая на Новой Земле, пробывшая 3 года в Малых Карманкулах,— научный работник «Сибирякова», награжденная за эту экспедицию орденом Трудового красного знамени. Полярный стаж И. Л. Русиновой 14 лет. Старший магнитолог Маточкина Шара т. Гаврилова, метеоролог т. Николаюк, на острове Самуила — врач Урванцова и метеоролог Ломакина, известные всему миру челюскинские женщины — все это только часть славных женских имен Севера. Кроме наших советских женщин, история не знает ни одной исследовательницы Арктики.

Влюбленные девушки любили смотреть на звезды. Тов. Боева также влюблена в звезды. В восемнадцатого спутника Юпитера. Когда исчезла эта звезда, т. Боева проследила ее путь, путь потерявшейся звезды, по особым известным в астрономии «возмущениям» небосвода, и по ее вычислениям в 1930 г. 2 калифорнийские обсерватории нашли пропавшую звезду. Т. Боева — астроном Ленинградского астрономического института. Боева, Наталья Сергеевна Яхонтова, десятки других сотрудниц института (в нем большинство женщин) внимательно следят за «дорогой планет». Сектор института, изучающий распределение силы тяжести, заключенной во внутренних слоях земли (так обнаруживаются залежи металлов и др.), посылает научные экспедиции на Урал, в Тагил, на Мезень. Много этих экспедиций возглавлено женщинами.

В. М. Быховская — директор института зоологии МГУ. Член университетской секции ГУС Наркомпроса. Член ВКП(б).

Работы историка Панкратовой вызывают неизменный интерес научных исторических кругов всего мира.

Награжденные орденом Ленина инженеры Левитина и Кузина руководили изготовлением оболочки для стратостата «СССР-1», участвовали в овладении стратосферой. За рулем советских самолетов сидят женщины всех национальностей СССР. Тюрчанка Нуриева в числе многих других женщин окончившая Бакинскую школу гражданской авиации, известные всему Азербайджану женщины-пилоты Гусейнова 3арам, член Бакинского совета, Леила Мамедбекова. Вот Валентина Рябченко — первая женщина пилот-инструктор на Украине. Вот Тамара Казарнова — летчик — одна из многих.

Анне Тищенко 24 года. В 1925 г. она ученик слесаря на Краматорском заводе. Окончен ФЗУ. Работа разметчицей на заводе, вечерний машиностроительный институт, успешная дипломная работа в 1931 г. Сейчас Анна Тищенко — инженер-технолог, декан технологического отделения Краматорского машиностроительного института.

Батрачка Татьяна Васильевна Молоснова — с 1921 г. делегатка, член горсовета, член ФЗК. Помдиректора прядильной фабрики. Курсы красных директоров, Промакадемия, защита проекта на звание инженера. В 1933 г. т. Молоснова — зам. директора Большой Шуйской мануфактуры в Иванове.

Елизавета Павловна Надеинская — руководитель кафедры станкостроения Промакадемии им. Сталина. Тов. Надеинская — воспитанница втуза первой пятилетки. Она руководила наладкой сложнейших станков на Сталинградском и Челябинском тракторных заводах, на Уралмаше, на ХПЗ — предприятиях передовой техники. Тов. Надеинская хранит именные часы. Часы — награда за участие в рядах Дальневосточной Красной армии.

Увеличим этот «красный список» наших женщин, овладевших и овладевающих высотами науки и техники. В тех беглых биографиях, которые мы приводили, видны пути движения нашей женщины по славной дороге науки и техники. Двери наших втузов, дневных 1 вечерних, двери наших научных институтов широко распахнуты перед женщиной.

Вот скупые штрихи, характеризующие лицо наиболее типичных представителей руководителей учебной работы втузов.

Зинаида Владимировна Чердынцева родилась в Челябинском уезде в 1883 г. Отец ее был служащий, и материальное положение семьи дало ей возможность получить сначала среднее, а затем и высшее образование. В 1910 г. Зинаида Владимировна окончила Киевский политехнический институт, в 1910, 1911, 1915 и 1917 гг. преподавала физику и математику в средних учебных заведениях и электротехнику в Нижегородском народном университете. 1912—1914 гг. Чердынцева провела за границей, посетила целый ряд заводов Англии, Германии, Франции и Италии и прослушала курс электротехники. В 1917—1919 гг. она — преподаватель электротехники в Нижегородском государственном университете, а с 1919 по 1930 г. — в Москве, в Горной академии, сначала преподавателем, затем доцентом. В 1928—1929 гг. Зинаида Владимировна снова получила заграничные командировки. Посетила, кроме ранее знакомых стран, Австрию и Чехо-Словакию.

С 1922 по 1930 г. Чердынцева являлась доцентом Московского института народного хозяйства им. Плеханова, а с 1930 г. она — профессор Московского горного института им.  Сталина и с 1933 г. — руководитель кафедры электротехники. За 1931 г. Зинаида Владимировна организовала в Горном институте новую электротехническую лабораторию измерений постоянного и переменного тока и лабораторию электрических машин. Последняя обслуживает и студентов Государственного электромашиностроительного института. Среди большого количества ее научных трудов типовой учебник «Курс общей электротехники» и «Электрические измерения» выходят повторными изданиями.

А вот что рассказывает о себе старая большевичка, советский ученый О. Лепешинская.

«Однажды я получила от политического Красного креста задание стать фиктивной “невестой” Н. Н. Лепешинского. Это был тогда довольно распространенный способ связи с арестованными товарищами. Я «перевыполнила план» и стала его настоящей женой. Когда Лепешинский был выслан, я поехала с ним в Сибирь. В ссылке, в Минусинском округе, я познакомилась с Владимиром Ильичом. Здесь по-настоящему открылись мои глаза на задачи и пути революции, и в 1898 г. я вступила в социал-демократическую партию.

Дальнейшая моя жизнь шла по тому же пути. Я не играла никакой выдающейся роли в революционном движении, но выполняла многочисленные технические, организационные обязанности, вплоть до перевозки через границу нелегальной литературы.

Когда мой муж был вторично сослан в Сибирь, я организовала его побег. Три недели мне удавалось скрывать от полиции, что он бежал, потом бежала и я. Нам удалось переправиться в Женеву, где я тотчас же по приезде примкнула к фракции большевиков.

В 1919 г. я стала ассистентом по гистологии в Ташкентском университете; с 1920 по 1926 г. я преподавала гистологию в I МГУ, где была первым назначенным коммунистом-преподавателем; мне пришлось вести жестокую классовую борьбу с реакционной профессурой и с господствовавшими в университете виталистами.

В 1925 г. я начала работать в Биологическом институте им. Тимирязева. Здесь пришлось выдержать схватку с механистами и меньшевиствующими идеалистами. За истекшие 10 лет я создала гистологическое отделение института и свою школу. Нами выпущено до 40 работ.

Наиболее важной из наших проблем я считаю “образование клеток из протоплазматических масс” (это моя работа совместно с тт. Шейнис и Тепляковой). Разрешение этой проблемы должно придвинуть нас к пониманию происхождения жизни и приведет к пересмотру ряда биологических теорий, например теории наследственности. Вторая важнейшая проблема — это “оплодотворение яиц млекопитающих вне организма” (старший научный сотрудник О. Красовская). Этот вопрос имеет большое значение для практической гибридизации. Третья проблема, имеющая практическое и теоретическое значения для медицины, — “зародышевый путь и половые циклы” (проф. Щеголев)».

... Антонине Дмитриевне Некрасовой 34 года, а работать по найму она начала с шестнадцатилетнего возраста. В 1919 г. она — учительница в дер. Пониговец в ЦЧО; в следующем году РОНО направил на курсы по переподготовке в г. Ливны Орловской губ., а при наступлении Деникина передал в распоряжение армии. В это время она уже член партии.

Работа в Красной армии, в Особом отделе, и в качестве полит- и культработника продолжалась до 1921 г.; следующие 2 года были годами учебы в Ленинградском государственном университете. В 1923 г. Антонина Дмитриевна снова перешла на работу. Одновременно училась и в 1929 г. окончила Институт народного хозяйства им. Ф. Энгельса.

Прошел год. Горком ВКП(б) направил Некрасову на курсы аспирантуры при ленинградском отделении Коммуннистической академии. По окончании курсов, ее направили в ЛИИВТ — преподавать теорию советского хозяйства.

1932 г. застал Некрасову уже директором вечерних курсов марксизма-ленинизма. Работу она совмещала с аспирантурой в заочном ИКП в Москве.

1933 г. ее приняли слушателем экономического отделения ленинградского ИКП. Продолжая учиться, она с 1934 г. руководит кафедрой политэкономии и экономполитики Ленинградского института инженеров промышленного транспорта. Организатором она оказалась талантливым; по ее инициативе проведен конкурс на лучшую лекцию, лучшее групповое занятие. Антонина Дмитровна обеспечила помощь кафедры консультациями и подбором литературы по проходимым темам.

Хороший преподаватель. Недаром она же и внештатный инструктор горкома ВКП(б) по партпросу...

Женщины-пилоты, строители воздушных и морских кораблей, инженеры воздуха, воды и подземелий, ловцы планет и математики, зоологи и станкостроители, медики и герои Арктики — во все участках женщина встает вровень мужчиной.

К XVII съезду партии в нашей промышленности женщин-инженеров и техников было свыше 10%, в химпромышленности — 22,5% , в резино-химической — 22%, в шерстяной — 20%.

Среди наших профессоров — 2,5%, женщин, среди доцентов — 8,4% среди ассистентов 24,8%. В вузах СССР 33% женщин. Среди этих женщин много женщин из национальных меньшинств.

Тюрчанки, узбечки, татарки, грузинки, армянки работают в аспирантуре Академии наук, в ИКП, в Институте востоковедения, во втузах тяжелой промышленности. Их победа — победа всего рабочего класса.

Опубликовано впервые: 1935
Женщина в науке и технике. Очерк. Журнал «За промышленные кадры», М., 1935 г., №5–6, с. 35–40.
Именной указатель: Гитлер А., Державин Г.Р.