Варлам Шаламов

Вишерский антироман. Отдельные фрагменты рукописей

При подготовке данного издания проводилась сверка текста основных глав «Вишерского антиромана» с рукописью, хранящейся в РГАЛИ (Ф.2596. Оп.2. Ед.хр. 65-68). В ходе этой работы удалось восстановить (расшифровать) ряд фрагментов, пропущенных И.П. Сиротинской в первой редакции книги по причине их трудной разборчивости. Они публикуются впервые. Некоторые из фрагментов имеют, несомненно, большую историческую и биографическую ценность. Особенно важны те из них, что проливают дополнительный свет на отношение Шаламова к оппозиции 1920-х годов и к Сталину. Интересны некоторые подробности о демонстрации оппозиции 7 ноября 1927 г. и о распространении «Завещания» Ленина.

В рукописях содержится ряд новых деталей к общей картине положения в Вишлаге: в частности, о количестве заключенных по 58-й статье (примерно четверть из общего числа). Весьма колоритен фрагмент о лагерных «ордалиях», наблюдавшихся Шаламовым на Вишере.

Большое значение имеют приводимые Шаламовым сведения автобиографического характера 1920–1930-х годов.

Фрагменты выбраны из разных частей рукописи и расположены в хронологическом порядке.

19 февраля 1929 года я был арестован. Этот день я и считаю началом своей биографии. Я был арестован в квартире, где на ротаторе мы, студенты первого МГУ, печатали Завещание Ленина... «Троцкистскую фальшивку под названием “Завещание Ленина”» – как совершенно официально в официальных документах в Сталинское время назывался этот документ, который Хрущев в 1956 году напечатал в журнале «Коммунист» и <который есть> в Полном собрании Ленина – в 45-м томе[1]. Фальшивка вдруг оказалась подлинным опасным документом, за чтение которого десятилетиями давали тюрьму и лагерь.

Мы работали в этой типографии довольно долго, несколько месяцев, и только техническая неисправность ротатора остановила работу. Наше начальство вызвало специалиста. Специалист, один из московских рабочих, пришел, ротатор нам исправил. Через день все мы были арестованы.

Хозяйка квартиры поэтесса Никольская... <нрзб>.

Из общения своего с людьми из т.н. Ленинской оппозиции я вынес крайне неприятное впечатление: карьеризм, вождизм, пустые какие-то споры.

Каждый из них написал по тысяче покаянных заявлений.

Общее состояние показывает бесплодность всех их усилий вернуться к власти.

Политики они были плохие. Рассчитывать на то, что народ может повернуть против власти – любой власти – было...<нрзб>. После двух войн, революций в 1927 году опять звали привести их к власти. Ничего нового они не предложили.

«Сталин украл наши лозунги. Это мы расстреливали классовых врагов, а он все приписал себе…»

<...> Такие же догматики, кружковцы, как и те, с которыми они боролись и звали бороться. Все они погибли в кровавой чехарде тридцать седьмого года.

Сталин боялся Троцкого до смерти.

У Сталина было чисто мистическое представление о смене общественных систем. Рабовладельческий строй уступил место феодализму, а феодализм капитализму с неизбежной исторической закономерностью. Капитализм будет сменен коммунизмом с железной исторической последовательностью. Все это произойдет само собой.

[Зачеркнуто: Надо только убивать, уничтожать].

Свои должны очистить дорогу для хода истории. Поэтому ненависть и мощь Сталина была направлена против своих – вроде Троцкого и Бухарина.

Капитализм упадет сам, надо только убрать людей, которые мешают этому падению.

Демонстрация 7 ноября 1927 года, вернее, публичная апелляция к демонстрантам, была, конечно, не единственным выступлением тогдашней оппозиции.

Перевыборы в Моссовет в театре бывшем Зимина, где зал тонул в криках студентов, требовавших включить в список почетного президиума Троцкого. Дело доходило до мордобоя <... >.

7 ноября 1927 г. близ Университета была построена колонна в 400 человек. Эта колонна была рассеяна лошадьми на Воздвиженке, и я до сих пор храню в памяти запах потного зада лошади <... >.

Весь двадцать восьмой год я куда-то ездил, искал машинисток, чтобы напечатать Завещание Ленина.

В Бутырской тюрьме в 29 году я впервые попробовал одиночества, и одиночество мне понравилось.

Трудность моего положения была в том, что в лагере не было моих однодельцев, моих одномысленников, по крайней мере вся молодежь моего возраста в лагере была исключительно воры-рецидивисты.

В лагере в Вижаихе было две тысячи арестантов. Среди них примерно четверть – пятьдесят восьмая статья, сроки – пять лет, три и даже два года. Осужденных на 10 лет было два человека. На них показывали пальцем.

58-я была разобщена по группам – вроде украинских националистов во главе с Алешко-Ожевским и русских черносотенцев вроде жандармского полковника Руденко.

К группе принадлежали и эсеры – правые, и левые анархисты – была и такая, но злоба их друг к другу была так велика и нескрываема <…>.

Вишера была построена по обычной двучленной каторжной схеме: основные работы – штрафной участок. Эта схема восходит, вероятно, к Египту, а уж к Овидию Назону – наверняка. Овидий Назон был важным примером нашим эстетам на государственной службе вроде Менжинского. Овидий Назон был начальником тюрем Рима <…>.

На Вишере все было просто. Работаешь хорошо – живешь в центре, кладешь кирпичи и роешь траншеи на строительстве бумкомбината (даже можешь стирать собственное белье на речке на Вишере, как с восхищением вспоминал инженер Покровский).

Ведешь себя плохо или работаешь лениво – эти два качества в лагере всегда сливались в единый катехизис лагерной морали – тебя везут на Север, на лесозаготовительный участок: Ваю, Мику, Пелю, и там берешь двуручную пилу в руки и топор.

На Вишере я видел, как на суде чести, на воровской «правилке» блатные рубят голову топором по всем канонам ордалий[2]: я обвинил тебя, что ты сука, ты говорил: я лгу. Я кладу голову под топор. Вот бревно, вот острый топор. Руби! Руби! Если ты не найдешь в себе духа ударить – клади голову сам. Тебя положат на бревно десятки рук, а рубить буду я – и ты простишься с жизнью.

Это – поединок духа, нервов, жажда «божьего суда».

Подобие ордалий встретил я во время тифозного карантина в Магадане. Мой сосед – временный сосед во время бесконечного кружения по баракам магаданской транзитки – оказался начальником НКВД Горьковской области. Я забыл его фамилию. В отличие от многих подобных он не скрывал своей принадлежности к карающему органу. Свой арест он считал случайным: разберутся. Мой сосед Червоньян спросил: а как насчет побоев и метода номер три на следствии. Начальник НКВД сказал, что да, в своей следственной практике он применял все это. И дело не в том, что это делалось по приказу или не по приказу.

– Клевета, фальшивые показания, оговоры и самооговоры – вот причина путаницы, из которой не может выбраться НКВД.

– Но ведь это под пытками?

– Ну и что? Если ты не можешь выдержать плюхи или там чего-то другого…

– Вроде тушения папиросы о конец или избиения или гвоздей под ногти, – сказал я.

– Хотя бы. Солгал – значит, ты клеветник, вредитель, мешаешь следствию распутать нитку. Не виноват – терпи, когда тебя бьют, не поддавайся на провокации.

– Вот я слушаю тебя, – сказал я, – и не знаю, что мне делать. То ли смеяться, то ли дать тебе по морде.

<...> Это был человек, говоривший вполне напрямик.

В лагере все, как в жизни. Кого-то преследуют, уничтожают, борются с какими-то призраками, каждый ждет ареста, провокаций. Лагерь – точная мутная копия жизни... <нрзб>.

Березниковский химкомбинат был подлинным гигантом первой пятилетки да еще опытным экспериментальным гигантом, где проверялась и способность рабочих работать учиться, а инженеров-вредителей – руководить.

Потребность в инженерных кадрах была удовлетворена таким путем.

Конечно, все это преобладало над «спросом» на самые различные политические идеи. Но если бы для пополнения лагерей достаточно было растратчиков – набрали бы инженеров из растратчиков. Тут нет ничего принципиально недопустимого. Растратчик – инженер Будзко строил на равных правах с вредителем Покровским.

[На этом же листе рукописи написано вертикально: Ибо вредители в лагере – раздавленные люди, активно помогающие власти руками и мозгом за призраки досрочного освобождения].

В лагере обсуждают не вину – это никого не интересует – ни начальство, ни самих арестантов – все понимают нелепость искупления какой-либо вины – а обсуждают способы досрочного освобождения из лагеря. И цену, которую заключенный может за это досрочное освобождение заплатить.

Иностранцы. 10 фирм. Поселок иностранцев.

Четыреста местных грабарей. Пески. Все «черные работы» – земляные и плотничьи. Лёнвенское отделение Вишерского лагеря.

Почти без денег ездил в Москву.

Мне очень хотелось писать. Встретился с Волковым-Ланнитом и договорился о <работе в> журнале «За ударничество». Потом я нашел в Кунцеве родную сестру, съездил в Вологду – отец и мать еще были живы – и вернулся в Москву.

Кажущаяся легкость газетчины, кажущаяся близость к литературе привлекает и обманывает многих. Меня эта легкость не обманула и не обманывает.

Мне нужен был заработок, служба, и нужно было писать вопреки службе.

Очерк давался мне легко. В рассказах я упражнялся непрерывно.

Весь тридцать четвертый год я думал, что мой скромный тюремный опыт, лагерный опыт не пригодится никогда.

Увы!

Первого декабря был убит Киров, Москва замерла в тревоге. Начались аресты.

Редакция журнала, где я работал, получала циркулярные письма: на демонстрации ваш ряд – 20, вашими соседями слева будут Иванов, справа Петров. Оружие брать с собой запрещено. Проследите, чтобы в печати не публиковались воспоминания эсеров, вообще снимайте всякий материал о терроре.

Репрессивные волны катились одна за другой. Я знал в сентябре 1936 года, что обо мне «сообщено», но полную свою невиновность наивно считал надежной гарантией от ареста. Душевная тревога все-таки таилась где-то глубоко <…>.

Из записных книжек 1968 г.

Одно из постоянных моих воспоминаний – виденное в 1930, даже в 1929 году, осенью в Березниках на содовом заводе. На выходе железной дороги поезд многовагонный гудел, шел задом. Крестьянин на пустой телеге не успел проскочить ворота и зацепил осью за буфер вагона. Поезд перевернулся. Набегали вагоны, превращая крушение в катастрофу. Машинист остановил вагоны, когда поезд, казалось, разобьет стену. И тут же – лошадь и телега – у телеги чуть поломано колесо. Вот это «чуть» катастрофы вроде того отверстия, которое в Голландии затыкают пальцем, удерживая плотину. Вроде гвоздя от подковы из английской баллады[3]

Шаламов В.Т. Вишера: рассказы, очерки, стихи. Сост. подг. текста, вступ. статья и коммент.: В.В. Есипов. Пермь, 2022. С.177-180.
Именной указатель: Будзко, Бухарин, Николай Иванович, Волков-Ланнит Л.Ф., Киров С.М., Ленин В.И., Никольская, Покровский, Троцкий, Лев Давидович, Хрущев Н.С.

Примечания

  • 1. По решению ХХ съезда КПСС «Политическое завещание» В.И. Ленина было опубликовано в журнале «Коммунист»,1956, №9.Том 45-й Полного собрания сочинений В.И.Ленина (5-е издание) вышел в 1970г., и Шаламов, очевидно, был с ним знаком.
  • 2. Ордалии(от лат. ordalium – приговор, суд) один из видов архаичного права, испытание огнем и водой. Испытание огнем состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костер, держать руками раскаленное железо. Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший – виновным. Шаламов знал об этом обычае, вероятно, из курса истории права во время учебы в МГУ.
  • 3. ВШ7, 5, 305. В последней строке реминисценция на английскую народную песенку «Гвоздь и подкова» в переводе С. Маршака.