Варлам Шаламов

* * *

Христос не вносит примиренья
В явленье Страшного суда,
И Микеланджело сомнения
В нас укрепились навсегда,

Что если нет ни зла, ни ада,
И нет ни рая, ни добра,
Что нам не это вовсе надо
Держать на кончике пера.

Беловые и черновые автографы большинства публикуемых стихов содержатся в архиве В.Т. Шаламова в РГАЛИ (ф. 2596, оп. 3). Далее указываются лишь единицы хранения (тетради, папки) и листы. В комментарии особое внимание уделено обоснованию датировок, а также биографическому и историческому контексту.
Комментарий В.В. Есипова.

Ед. хр. 10, л. 55. И Микеланджело сомненья — речь идет о знаменитой фреске Микеланджело «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, где Христос олицетворяет не милосердие, а кару, возмездие за грехи человеческие. Шаламов после Колымы, как видно, укрепился в подобной трактовке Христа. Непосредственным поводом к этим размышлениям послужили, вероятно, его встречи в Москве в 1954 г. с искусствоведом Н.А. Кастальской и художницей Л.М. Бродской, в переписке с которыми обсуждались особенности искусства Возрождения и русской фресковой живописи (ВШ7, 6, 167—198).
1954
Опубликовано впервые: Шаламовский сборник. Выпуск 5 / Сост. и ред. В. В. Есипов. — Вологда; Новосибирск: Common place, 2017. С. 18.