
Новеллистическая природа «Колымских рассказов» В. Т. Шаламова
Диссертационное исследование посвящено исследованию эстетико-философских и психологических аспектов новеллистической природы «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова. Выбор писателем новеллистической жанровой формы был обусловлен следованием природе памяти и попыткой представить рефлексивный материал как «концентрированное переживание», которое являлось бы одновременно и внешней (в эстетическом смысле) и внутренней (в катарсическом смысле) законченной формой самопознания. В этом смысле «Колымские рассказы» являются попыткой собрать мозаику достоверных авторских переживаний и с помощью формы преодолеть содержание.
Наряду с этим новеллистическое изображение «лагерного» мира было обусловлено и объектом изображения – спецификой колымской реальности, «колымской истории». Такое исследование требовало универсальной художественной формы, которая, не прибегая к описательности, смогла бы «дробить» колымский мир на фрагменты, мозаично, дискретно, но наиболее адекватно отражая его сущность, донося смысловую безграничность целого через части. Наиболее соответствующим способом «дробления», «художественного исследования страшной темы» (В. Шаламов), «фиксацией аномальных фактов бытия» (И. Дзенс) закономерно стала фотографичность новеллы.
Все права на распространение и использование произведений Варлама Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта shalamov.ru. Использование материалов возможно только при согласовании с редакцией ed@shalamov.ru. Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.