Варлам Шаламов

Анна Гаврилова

«…Сыграл огромную роль в истории советской литературы»

Очерк Варлама Шаламова о журнале «Красная новь» из личного фонда писателя в РГАЛИ. 1957–1958 гг.

Автограф очерка

«Архив человека – это не мертвая куча старых бумаг, это след его судьбы, его попытки осмыслить мир и свою жизнь, след его любви и дружбы. Теплое чувство испытываешь, перебирая бумаги, они хранят память – сопротивление смерти, исчезновению, забвению»[1], – так написала об архиве Варлама Шаламова[2] заместитель директора Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Ирина Павловна Сиротинская[3], усилиями которой фонд писателя был собран, сохранен и приведен в порядок. Заметим, что этот пример в истории РГАЛИ (до 1992 г. ЦГАЛИ СССР) не единственный. Так, в 1948 г. в ЦГАЛИ вдова С.М. Эйзенштейна – П.М. Аташева передала архив В.Э. Мейерхольда, спасенный кинорежиссером и принятый на хранение, фактически спрятанный в архиве, в 1950-е гг. М.Р. Козловой и др. – документы обвиненного в формализме А.Я. Таирова, в начале 1980-х гг. Е.Н. Воробьевой и К.Н. Суворовой на чердаке дома в Гороховском переулке, «в грудах мусора» обнаружена часть архива поэта и библиографа Е.Я. Архиппова, в котором оказались письма Черубины де Габриак (Е.И. Дмитриевой), Э.Л. Радлова, П.Н. Лукницкого и других деятелей литературы и искусства, статьи поэта и редкие книги[4].

И.П. Сиротинская

Период наиболее близкого общения архивиста и писателя, бывшего заключенного, приходится на 1966–1976 гг. Варлам Шаламов решил передать свой архив в ЦГАЛИ в 1966 г. В феврале–марте 1973 г. был создан его личный фонд, в феврале 1976 г. составлена первая научная опись, в настоящее время в четырех описях фонда находится 491 ед. хр., начиная с XX в. по 2011 г.

Безусловно, И.П. Сиротинская считала своим долгом не только сберечь архив, но и добиться публикации на родине творчества своего друга поэтического (при жизни автора вышли пять сборников и отдельные публикации в журналах[5]) и писательского (ведь до наступления эпохи гласности вышел в свет лишь один его рассказ[6]).

Надо сказать, что впервые рассказы Варлама Шаламова были представлены читателю за рубежом. В 1966–1968 гг. в русском эмигрантском литературно-художественном журнале «Новый журнал»[7]. опубликовано 49 рассказов. В 1970-е гг. они выходили по одному-два рассказа в номере. Создавалось впечатление, что Варлам Тихонович является корреспондентом журнала. Как отмечает исследовавший проблему организации циклов «Колымских рассказов» Майкл Брюер, такой порядок был выбран издателями намеренно, из политических соображений[8]. В 1967 г. рассказы «Калигула» и «Почерк» вышли в журнале «Посев»[9] (№1/7), отличавшемся ярко выраженной антисоветской направленностью. Все печатавшиеся в нем советские писатели и журналисты подвергались непрестанной слежке, со стороны КГБ и прессингу. В 1968 г. произведения писателя появились на страницах журнала «Русское христианское движение»[10] (№ 3/4), а в 1970 г. – в журнале «Грани»[11], выпускавшемся издательством «Посев».

Стоит отметить, что публикация рассказов за границей осложнила жизнь писателя, КГБ, и прежде не спускавший глаз с Варлама Шаламова включил его в «списки» не публикующихся. Зимой 1972 г. в «Литературной газете» появилось, так называемое «Письмо», в котором писатель сообщал, что он «никогда не вступал в сотрудничество с антисоветскими журналами “Посев” или “Новый журнал”, а также и с другими зарубежными изданиями, ведущими постыдную антисоветскую деятельность»[12]. Ныне некоторые исследователи считают, что письмо было написано в президиум Союза писателей СССР как объяснительная записка, необходимая для приема в члены союза (принят в 1973 г.), предполагают, что передал документ в газету первый секретарь правления СП СССР Г.М. Марков. Однако в найденной в личном фонде его записке, относящейся к февралю 1972 г., есть такие слова: «Смешно думать, что от меня можно добиться какой-то подписи. Под пистолетом. Заявление мое, его язык, стиль принадлежат мне самому»[13]. Это письмо, разделившее бывших «сидельцев» на два лагеря, либеральная интеллигенция посчитала «пощечиной» диссидентскому и антисоветскому эмигрантскому движению, а зарубежные издания больше перестали печатать Варлама Шаламова. Лишь в 1974 г. два его рассказа «Визит мистера Попа» и «Боль» использовала для публикации нью-йоркская газета русских эмигрантов «Новое русское слово», выходящая с 1910 г.

Варлам Шаламов принципиально не желал создавать картины ужасов, «играя на публику», таким образом привлекать к себе внимание. Он писал о том, как лагерь влияет на человеческую личность. Изображение внутреннего мира персонажей было для него важнее «внешнего» описания лагеря, столь крепко приковавшее внимание читателей[14].

Начиная с 1988 г. И.П. Сиротинская публикует отдельные издания произведений Шаламова, ею подготовлено более 40 книг[15], а в печатных изданиях – не менее 150 публикаций отдельных стихотворений и прозы[16]. В 1998 г. вышло собрание сочинений писателя в четырех, а в 2004–2005 гг. – в шести томах. К столетию писателя опубликованы воспоминания И.П. Сиротинской – «Мой друг Варлам Шаламов»[17]. В 2008 г. создан сайт Shalamov.ru, где размещено наиболее полное собрание сочинений писателя, биографические материалы, фотографии, фильмы о нем, исследования о его творчестве; публикуются некоторые документы фонда, а также освещаются наиболее важные события, связанные с изучением творчества.

Что касается истории документального наследия Шаламова, то в ней немало печальных моментов. В 1927 г., когда он учился в университете, все его бумаги, в том числе письма Н.Н. Асеева, С.М. Третьякова, сожгла его сестра Галина Тихоновна. В 1937 г., после второго ареста, архив Варлама Тихоновича 1932–1937 гг. сожгла его первая жена, Галина Игнатьевна Гудзь. Об этом он писал в воспоминаниях «Большие пожары»: «Жена сохранила все напечатанное и уничтожила все написанное ...Сто неопубликованных рассказов (вроде «Доктора Аустино») исчезли»[18]. Погиб первоначальный писательский архив, по-видимому, основные стихи, написанные во время первого срока, на Вишере, тоже сгорели в этих «больших пожарах». Уезжая в 1953 г. с Колымы на материк, Шаламов взял с собой шесть-семь тетрадок с переписанными набело стихами, остальное сжег в дезкамере. От семнадцати лет лагерной жизни остались лишь эти тетради, несколько фотографий Шаламова-фельдшера в больнице и неполные копии следственных дел[19]. От трех последующих лет жизни на т.н. 101-м километре сохранились тонкие тетради и отдельные листы, в которых Шаламов записывал знаменитые «Колымские рассказы», «Артист лопаты» и «Очерки преступного мира» (7 ед. хр.) и стихи (18 тетрадей). С 1953 по 1956 г. им были написаны сотни стихотворений, в том числе «Вверх по реке», «Ни зверя, ни птицы... Еще бы!..», «Я знаю, в чем моя судьба...».

Поселившись в Москве осенью 1956 г., Шаламов стал бережнее относиться к рукописям. На это время приходится женитьба на писательнице Ольге Неклюдовой. Шаламов поселяется в ее доме сначала на Гоголевском бульваре, затем на Хорошевском шоссе, а с 1972 г. по 1979 г. в собственной комнате на Васильевской улице. Похоже, что он уже не выбрасывает ни одной бумажки из своего архива. Каждая запись для него – след, зарубка, схваченная мысль и удержанная, запечатленная память. В его записных книжках и рабочих тетрадях рядом с впечатлениями от выставок и комментариями о поэтических вечерах сохранились даже билеты и приглашения.

В середине 1950-х гг. в Москве Шаламов разграничил запись поэзии и прозы: рассказы стал записывать в школьных тетрадях из 12 листов, стихи – в общих тетрадях, при этом пользовался в основном простым карандашом, но черновики первых рассказов цикла «Колымские рассказы» выполнены синим карандашом, встречаются стихи, переписанные набело чернилами, позже – чернилами и простым карандашом.

Однако какое-то количество документов все еще рассеяно по частным собраниям, утрачено в ходе незаконных обысков КГБ, которые проводились на квартире Шаламова. К сожалению, неизвестна и судьба библиотеки писателя. Как предполагает И.П. Сиротинская, когда Шаламов почти оглох и стал терять зрение, книги разобрали приходившие к нему гости[20]. В 1978 г. писателя поместили в Дом инвалидов и престарелых Литфонда (Тушино). Поэтому сохранение архива в том виде, в котором он есть сейчас, кажется удивительным спасением рукописей, находившихся под угрозой утраты.

В РГАЛИ имеются все произведения писателя, созданные им в послеколымский период. Это сборники стихов «Высокие широты», «Златые горы», «Кипрей», «Лично и доверительно», «Синяя тетрадь», «Сумка почтальона», рассказов «Колымские рассказы», «Очерки преступного мира», «Артист лопаты», «Левый берег», «Воскрешение лиственницы». Автобиографическая повесть «Четвертая Вологда», «Вишерский антироман», черновики пьесы «Вечерние беседы», корреспондентские блокноты, фотографии. В архиве хранятся копии следственных дел, биографические материалы, связанные с реабилитацией, семьей и литературным кругом писателя, многочисленная переписка: письма Варлама Шаламова с полюса холода – из поселка Оймякон – Борису Пастернаку, из Москвы в далекую Ухту писателю-лагернику Георгию Демидову. Среди корреспондентов Варлама Шаламова – Ольга Берггольц, Н.Я. Мандельштам, И.Г. Эренбург, О.С. Неклюдова и др.; его архив пересекается и дополняет документы фондов Л.Ю. Брик, К.М. Симонова, Б.А. Слуцкого, Л.З. Копелева, А.К. Гладкова, Ю.А. Домбровского, А.И. Солженицына, А.И. Жигулина.

Несмотря на то, что в 1990-е гг. наследие писателя широко публиковалось, тем не менее остались еще неопубликованные документы. Лишь сейчас увидели свет десятки стихотворений («Наверх выносят плащаницу…», «Чтоб не быть самосожженцем…» и др.), рассказ «У Флора и Лавра», эссе «Вторжение писателя в жизнь», воспоминания о друге писателя Я.Д. Гродзенском, рецензия на роман М.А. Шолохова «Они сражались за Родину», переписка Шаламова с издателями и редакциями газет и журналов. Эти материалы из архива писателя включены в новый (седьмой) том его собрания сочинений[21].

Есть в фонде произведения тексты, которых еще не удалось расшифровать в силу сложности почерка, а также опубликованные с существенными цензурными купюрами. В ряде случаев оригиналы таких произведений не сохранились.

Красная новь

Вниманию читателей предлагается очерк «Первый номер „Красной нови“[22]», сохранившийся в виде записи о нем в рабочей тетради[23], чернового автографа[24], машинописи с правкой автора[25], текста, опубликованного в журнале «Москва» и подвергнутого значительной правке[26]. Машинопись отличается от чернового автографа незначительно. Публикуемый текст представляет собой беловую машинопись из фонда В.Т. Шаламова.

Замысел очерка возник в 1949 г., когда В.Т. Шаламов на Колыме в Центральной больнице для заключенных встретился с Галиной Александровной Воронской, дочерью ответственного редактора журнала А.К. Воронского[27]. В студенческие годы Варлам Тихонович был лично знаком с ее отцом – они вместе состояли в левой оппозиции. Об этом говорится в очерке «Александр Константинович Воронский», написанном в 1970-е[28]. Следует отметить, что в фонде В.Т. Шаламова, кроме названной статьи, хранится переписка с дочерью А.К. Воронского (1957 – конец 1970-х гг.), очерк «Двадцатые годы», статьи «Заметки о стихах»[29], «Русские поэты XX века и десталинизация»[30], «Маяковский мой и всеобщий»[31], «Есенин»[32], воспоминания «Москва 20-х годов»[33], в которых он упоминается.

А.К. Воронский расстрелян в 1937 г., реабилитирован в феврале 1957 г. Дочь писателя безуспешно пыталась добиться публикации его работ. Шаламов в это время работал внештатным корреспондентом журнала «Москва», в 1957 г. вышло семь материалов под его именем. Он решился использовать свои связи для первой публикации о репрессированном большевике. Его очерк – первый материал в периодике после реабилитации имени А.К. Воронского – теоретика искусства, литературного критика, посвященный ему как бывшему редактору журнала «Красная новь». До переиздания работ Воронского пройдет еще пять лет[34].

А.К. Воронский

В письме Г.А. Воронской от 18 октября 1957 г. Шаламов сообщал, что очерк закончен и отдан в печать, но на стадии верстки отклонен редакцией. Из этого письма можно заключить, что вместе с очерком были предложены и письма А.М. Горького редактору «Красной нови» (вероятно, из семейного архива Воронских), которые опубликованы не были. Шаламов продолжил борьбу за публикацию очерка и в мае 1958 г. добился своего. «После ряда самых энергичных моих демаршей, статья-заметка о “Красной нови” была напечатана (в майском № 5 “Москвы”), и если это хоть в какой-то мере не то, что поможет, а просто подбодрит Галину Александровну – я буду очень рад… Заметка (“Кр. новь”) здорово сокращена и почищена, но и в этом виде едва нашла себе место в журнале»[35]. Редакторы фактически переделали очерк о репрессированном революционере в очерк о первом советском литературно-художественном журнале. В первоначальном варианте фамилия «Воронский» упоминалась двенадцать раз, в напечатанном – всего четыре. Сам текст сокращен в 1,7 раза. Стилистическая правка также его обеднила, превратив в небольшую заметку об истории журнала, с минимумом лиц и живых зарисовок.

В настоящей публикации журнальный текст публикуется прямым шрифтом, полужирным – выделены фрагменты, сокращенные редакцией «Москвы» в 1958 г., курсивом – добавленные ими в авторский текст.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии А.П. Гавриловой.

Варлам Шаламов. Первый номер «Красной нови»

«...Сыграл огромную роль в истории советской литературы» /А.П. Гаврилова // Отечественные архивы. – 2013. – №. 6. – С. 84-90.

Примечания

  • 1. Сиротинская И.П. Несколько его архивов.
  • 2. Шаламов Варлам Тихонович (1907–1982) – прозаик, поэт. Создатель «Колымских рассказов», одного из литературных циклов о советских лагерях. Родился в Вологде. В 1926 г. поступил на факультет советского права Московского государственного университета. В 1929 г. впервые осужден как член антисталинской «троцкистской» оппозиции. Срок заключения отбыл в Вишерских лагерях. В 1937 г. осужден вторично, 17 лет провел в лагерях на Колыме. В третий раз арестовывался в 1943 г. Реабилитирован в 1956 г. Всю оставшуюся жизнь жил в Москве, публиковал стихи в журналах «Знамя», «Москва», «Юность» и др., альманахе «День поэзии».
  • 3. Сиротинская Ирина Павловна (1932–2011) – архивист и литературовед, близкий друг В.Т. Шаламова, правопреемник, хранитель и публикатор его наследия. С 1964 г. по 2006 г. работала в ЦГАЛИ (РГАЛИ) научным сотрудником, в последние годы – заместителем директора архива.
  • 4. Дни нашей жизни (Из хроники ЦГАЛИ) // Встречи с прошлым. Изд. 1. М., 1984. Вып. 5. С. 418; В.Э. Мейерхольд до Октября. Обзор М.М. Ситковецкой // Встречи с прошлым. Изд. 2. М., 1988. Вып. 1. С. 270. К 50-летию ЦГАЛИ СССР: «интереснее работы нет…» (встреча с сотрудниками архива) // Советские архивы. 1991. № 2. С. 6.
  • 5. Шаламов В. Огниво: Стихи. М., 1961; Он же. Шелест листьев: Стихи. М., 1964; Он же. Дорога и судьба: Кн. стихов. М., 1967; Он же. Московские облака: Стихи. М., 1972; Он же. Точка кипения: Стихи. М., 1977. Разрозненные публикации стихов: Шаламов В. Ода ковриге хлеба; Шесть часов утра; Ветер в бухте; Сосны срубленные; Память // Москва. 1958. № 3. С. 133–134; Он же. Ода ковриге хлеба; Камея; Арктическая ива; Лиловый мед; Память; Старая Вологда; «Поэзия – дело седых…» // Поэзия Севера. Архангельск, 1966. С. 191–195; Он же. Первый снег // Сельская молодежь. 1966. № 2. С. 18; Он же. «Кто ты? Руда, иль просто россыпь…»; «Я выходил на чистый воздух…» // День поэзии, 1967. М., 1967. С. 104–105; Он же. «По старому следу сегодня уеду…»; «Поблескивает озеро…»; «На небе, бледно-васильковом…»; «Я пришел на ржавый берег…» // День поэзии, 1969. М., 1969. С. 164–165; Он же. «Наступающим маем…»; Лодка; Пегас; «Вечерний холодок…»; «Ты – учитель красноречья…»: [Стихи] // День поэзии, 1970. М., 1970. С. 213–214; и др.
  • 6. Шаламов В. Пушкинская премия Академии наук // День поэзии, 1968. М., 1968. С. 233–236.
  • 7. «Новый журнал» – ежеквартальный литературно-публицистический журнал Русского зарубежья, основан М.Алдановым и М.Цетлиным в 1942 г. Выходил в Нью-Йорке. С 1946 по 1959 г. редактором журнала был М.Карпович, в 1966–1986 гг. – Р.Гуль, в 1986–1994 гг. – Ю.Кашкаров, с 1995 г. – В.Крейд, с 2005 г. по настоящее время – М.Адамович.
  • 8. Brewer M M. Varlam Shalamov's Kolymskie rasskazy: The Problem of Ordering : Master's Thesis / University of Arizona. Tucson, 1995.
  • 9. Издательство «Посев» возникло сразу по окончании Второй мировой войны – в 1945 г., в лагере политических беженцев из России, так называемых «перемещенных лиц» (Ди-Пи), у селения Менхегоф близ города Касселя, в Западной Германии. В 1960-е гг. издавалось во Франкфурте-на-Майне.
  • 10. «Русское христианское движение» (ныне «Вестник русского христианского движения» – религиозный, философский и литературный журнал русских эмигрантов, возглавшийся Н.А. Струве. Издается в Париже с 1925 г.
  • 11. «Грани» – ежеквартальный журнал литературы, искусства, науки и общественной мысли, основан в 1946 г. Е.Р. Романовым, членом руководства Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) и другими представителями второй эмиграции, которые попали в Германию из Советского Союза во время Второй мировой войны. До 1991 г. издавался во Франкфурте-на-Майне на русском языке, затем редакция переехала в Москву. В 1996 г. издательство «Посев» прекратило выпуск журнала, и издателем стала Татьяна Жилкина.
  • 12. Шаламов В. В редакцию «Литературной газеты» // Лит. газ. 1972. 23 февраля.
  • 13. Сиротинская И. О письме в «Литературную газету» // РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 2 Д. 125; Шаламовский сборник. Вып. 1. / Сост. В.В. Есипов. Вологда, 1994. С. 104–106; Есипов В. Традиции русского Сопротивления // Там же. С. 183–194; Toker L. Samizdat and the Problem of Authorial Control: The Case of Varlam Shalamov. Duke University Press, Poetics Today. 2008. № 29(4). P. 735–758.
  • 14. Шрейдер Ю.А. Правда Солженицына и правда Шаламова // Время и мы. № 121. 1993. С. 204–217; Есипов В.В. «Они затолкают меня в яму…»: (Шаламов и диссиденты) // Красный Север. 1994. 15 января; Михайлик Е.Ю. Кот, бегущий между Солженицыным и Шаламовым // Шаламовский сб.: Вып. 3. / Сост. В.В. Есипов. Вологда, 2002. C. 101–114; Есипов В.В. Шаламов и Солженицын: один на один в историческом пространстве // Варлам Шаламов и его современники. Вологда, 2007. С. 105–178; и др.
  • 15. Шаламов В.Т. Вишера: Антироман / Сост. И.П. Сиротинская; Предисл. О.Волков. М., Книга, 1989; Он же. Воскрешение лиственницы: В 2 кн. / Сост. и подгот. текста И.Сиротинской. М., 1990; Он же. Колымские рассказы: В 2 т. / Сост., авт. вступ. ст. И.П. Сиротинская. М., 1992; Он же. Колымские тетради: [Стихи 1937–1956 гг.] / Коммент., сост. И.П. Сиротинская. М., 1994; Он же. Несколько моих жизней: Проза. Поэзия. Эссе / Сост., примеч. И.П. Сиротинской. М., 1996; Он же. Воспоминания / Подгот. текста и примеч. И.П. Сиротинской. М., 2001; и др. (Подробнее см.: Варлам Тихонович Шаламов: Список литературы (по 2004 г.) / Сост. Н.Н. Фарутина (до 2004), С.М. Соловьёв (до 2014))
  • 16. «Над старыми тетрадями…»: (Письма Б.Л. Пастернака и воспоминания о нем В.Т. Шаламова) / Публ. И.П. Сиротинской // Встречи с прошлым. М., 1988. Вып. 6. С. 291–305; Шаламов В. Колымские рассказы / Предисл. И.Сиротинской, В.Першина] // На Севере Дальнем. 1988. № 2. С. 3–76; Он же. Стихи и проза / Публ. И.П. Сиротинской // Сибирские огни. 1988. № 3. С. 163–172; Он же. Четвертая Вологда: [Автобиогр. повесть] / Публ. и предисл. И.П. Сиротинской // Наше наследие. 1988. № 3. С. 54–77, № 4. С. 86–102; Он же. Магия; Академик: Рассказы / Публ. и вступ. ст. И.П. Сиротинской // Кодры. 1988. № 4. С. 127–136; Он же. Надгробное слово; Последний бой майора Пугачева; Стланик; Первый чекист; Тифозный карантин; Поезд; Сентенция; Лучшая похвала: [Рассказы]; Поэту; «Не жалей меня, Таня…»; «Свой дом родимый брошу…»; «Я много лет дробил каменья…»; «Слабеют краски и тона…»: [Стихи] / Публ. и подгот. текста И.П. Сиротинской // Новый мир. 1988. № 6. С. 106–151; и др. (Подробнее см.: Варлам Тихонович Шаламов: Список литературы (по 2004 г.)…)
  • 17. Сиротинская И.П. Мой друг Варлам Шаламов. М., 2006.
  • 18. Шаламов В. Большие пожары (история моего архива) // Знамя. 1993. № 4. С. 167–170; Он же. Большие пожары (история моего архива) // Новая книга: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела / Сост., предисл., примеч. И.П. Сиротинской. М., 2004. С. 254.
  • 19. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 2. Д. 189. Л. 70–74; Сиротинская И. Несколько его архивов.
  • 20. Сиротинская И.П. Мой друг Варлам Шаламов… С. 27.
  • 21. Шаламов В.Т. Собрание сочинений: В 6 т. + т. 7, доп: Т. 7, дополнительный: Рассказы и очерки 1960–1970; Стихотворения; Статьи, эссе, публицистика; Из архива писателя. — М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. — 528 с.
  • 22. «Красная новь» – первый советский «толстый» литературно-художественный и научно-публицистический журнал, издавался в Москве с июня 1921 г. Создан при участии В.И. Ленина. Ответственный редактор А.К. Воронский (1984–1937) ставил своей целью сплочение вокруг журнала талантливых писателей, стоявших на платформе советской власти. Основными его авторами были так называемые писатели-попутчики. Направление журнала в значительной степени определялось статьями Воронского, который выступал против сектантства, конъюнктурности и схематизма в литературе. После его отстранения в 1927 г. от редактирования в состав редколлегии входили Ф.Раскольников, И.Беспалов, А.Фадеев и др. В 1942 г. журнал прекратил свое существование. О его возрождении высказались делегаты Второго Всесоюзного съезда писателей в 1954 г. Однако журнал не был воссоздан со старым названием. С 1957 г. стал выходить журнал «Москва», который предполагалось сделать преемником «Красной нови». Первоначально журнал являлся органом СП РСФСР и московского отделения союза; с 1990 г. функцию учредителей взяли на себя СП России, Фонд мира и коллектив редакции. С 1993 г. носит подзаголовок «Журнал русской культуры». (См.: Кузнецов М.М. «Красная новь» // Очерки истории русской советской журналистики. 1917–1932. М., 1966. С. 207–244; Постановление Президиума ЦК КПСС «Вопросы Второго Всесоюзного съезда писателей СССР» от 9 декабря 1954 г. (протокол Президиума ЦК КПСС № 97/II) // РГАНИ. Ф. 3. Оп. 34. Д. 157. Л. 9; Шкаровская И.В. Становление и развитие советских «толстых» журналов в первой половине 20-х годов: На материале журналов «Красная новь», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Новый мир», «Россия», («Новая Россия»). Автореф. дис. канд. филолог. наук. М., 1999; Яранцев В. Как все зажигалось. «Сибирские огни» и «Красная новь» // Сибирские огни. 2007. № 3.)
  • 23. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 3. Д. 25. Л. 9.
  • 24. Там же. Д. 121. Л. 37–57.
  • 25. Там же. Д. 122. Л. 1–9.
  • 26. Москва. 1958. № 5. С. 217–218.
  • 27. Воронская Г.А. Воспоминания о В.Т. Шаламове // Лад. 1994. № 6. С. 9.
  • 28. Шаламов В.Т. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 / Сост. подгот. текста, прим., И.Сиротинской. М., 2005. С. 577–587. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 2. Д. 129.
  • 29. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 2. Д. 171; Оп. 3. Д. 127.
  • 30. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 2. Д. 171.
  • 31. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 3. Д. 160.
  • 32. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 2. Д. 184.
  • 33. РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 2. Д. 77.
  • 34. Воронский А.К. Литературно-критические статьи. М., 1963.
  • 35. Исаева Т.И. «Я не теряю надежды» // Исторический архив. 2000. № 1. С. 133.