Варлам Шаламов

Валерий Есипов

От составителя пятого Шаламовского сборника

История «Шаламовских сборников» скромна и отнюдь не идеальна с точки зрения периодичности. Если учитывать, что первый сборник вышел в 1994 году, а пятый появляется только в 2017-м (шесть лет спустя после четвертого) [1], то читатель может невольно задуматься о причинах этих больших пауз. Скажем сразу: причины вполне извинительные, т. к. издание наших сборников не входит ни в какие академические проекты и осуществляется на чисто энтузиастических началах. Этому можно только радоваться, ибо В.Т. Шаламов избавлен от институализированной опеки — он отстался по-прежнему «бесконвойным»! — а исследователи совершенно свободны в выборе тематики и своих интерпретациях.

Время, прошедшее с начала широкой публикации произведений писателя (1988 г.), стало временем постепенного складывания шаламоведения как области литературоведческой науки. Наш сборник стремился играть в этом процессе консолидирующую роль, объединяя российских и зарубежных авторов. Новые возможности, возникшие после создания в 2008 г. веб-сайта shalamov.ru, позволили провести две крупных международных конференции (Москва, 2011 г. и Прага, 2013 г.), материалы которых служат достаточным подтверждением того, что никаких остановок в развитии шаламоведения не было.

Нынешний сборник повторяет структуру предыдущих, однако, каждый из разделов получился на этот раз, на наш взгляд, значительно содержательнее и интереснее. Это касается прежде всего раздела «Из литературного наследия В.Т.Шаламова», где впервые столь широко представлены не публиковавшиеся ранее материалы из архива писателя. Следует заметить, что по мере погружения в массив оставшихся рукописей возрастают текстологические трудности, и преодолеваются они после ухода из жизни И.П.Сиротинской коллективными усилиями. Судить о важности каждой новой публикации смогут читатели, но мы не делаем разницы между ценностью неизвестных стихов Шаламова и глав его «Вишерского антиромана», между стиховедческими эссе о Б.Пастернаке и А.Межирове и записной книжкой: все это — грани могучего и разностороннего таланта художника.

Людей, знавших Шаламова, становится все меньше, и тем дороже те штрихи его биографии 1950-х годов, которые запечатлены в записи устных воспоминаний Ю.С. Апенченко и С.И.Злобиной, публикуемых в мемуарном разделе. В этот же раздел включены два рассказа писательницы, второй жены Шаламова О.С.Неклюдовой. Их можно отнести к своего рода художественным мемуарам, ибо они тоже отражают живые черты Шаламова. Разобраться в своеобразии рассказов, а также всего творчества О.С. Неклюдовой помогут комментарии ее сына, известного филолога С.Ю. Неклюдова, прекрасно знавшего и Варлама Тихоновича.

В Российском государственном архиве литературы и искусства помимо личного фонда писателя хранится еще немало материалов, содержащих сведения о цензурной истории публикации произведений Шаламова. Наиболее важные из них, связанные с неудавшейся попыткой напечатать в 1960-е годы «Колымские рассказы» и «Очерки преступного мира» в издательстве «Советский писатель», представлены в публикации С.М. Соловьева. Идеологическая цензура в СССР имела, как известно, многоступенчатый характер и замыкалась в итоге на самый «верх» власти. Но и действия тех или иных редакторов и рецензентов тоже важны для истории: в этой связи интересно сопоставить, с одной стороны, позиции А.К. Дремова, В.В. Петелина, В.П. Солнцевой и Ю.Г. Лаптева, поставивших заслон печатанию произведений Шаламова, и с другой — О. В.Волкова и О.Н. Михайлова, написавших положительные рецензии и горячо настаивавших на публикации.

Рецензия О.В. Волкова на «Колымские рассказы»[2] имеет особую историко-литературную ценность, т. к. она была написана в декабре 1962 г. и представляла собой первую попытку сопоставления «Одного дня Ивана Денисовича» А.И. Солженицына и «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова. При этом автор рецензии, сам проведший много лет в лагерях и ссылках, отдавал безусловное предпочтение Шаламову. Этот факт заслуживает самого серьезного внимания, ибо возвращает нас к проблеме приоритетов в «лагерной теме» и разрушает привычную картину «единодушного одобрения» повести Солженицына в кругах интеллигенции, созданную многолетними усилиями критиков и литературоведов.

Очевидно, что последний фактор сыграл большую роль в создании целого ряда мифов вокруг личности и дальнейшей литературно-политической деятельности автора «Ивана Денисовича». Вполне закономерно, что в последние годы нарастает тенденция к критическому осмыслению этих мифов и к анализу реальной исторической роли Солженицына в судьбах страны. В связи с этим особое значение приобретает внимательное изучение всех перипетий взаимоотношений двух крупнейших писателей-лагерников. Этой проблеме посвящена наша статья «В.Шаламов и «Архипелаг ГУЛАГ», основанная на большом фактическом материале, который во многих случаях впервые вводится в научный и читательский оборот. Полагаем, что дискуссионный характер статьи вполне уравновешивается объективностью приводимых в ней исторических сведений.

Расширение сферы сравнительного анализа при изучении творчества Шаламова соответствует многообразию его взаимодействия с литературой и культурой разных стран и эпох. Например, у немалого числа читателей творчество автора «Колымских рассказов» ассоциируется с творчеством Ф. Кафки. Впервые предметный анализ этой проблемы сделан в статье Л.Токер, опубликованной в свое время в издании трудов одного из американских университетов и специально переведенной для нашего сборника. Несколько неожидан поворот темы у Е. Гофмана: В. Шаламов и Ю. Трифонов. Казалось бы, никакой связи между двумя этими столь разными писателями не существует (тем более, что они вряд ли встречались лично), однако, исследователь обнаружил и убедительно доказал наличие важных точек духовного сопряжения между ними.

Говоря в целом, каждая из статей, включенных в раздел «Осмысление: литературный контекст», представляет ту или иную степень новизны — и в выборе темы, и в исследовательском ракурсе. Несмотря на то, что авторы живут в разных странах и городах, все они демонстрируют искреннюю увлеченность личностью и творчеством Шаламова, стремление «дойти до самой сути» (Б.Пастернак) в изучении его столь трагической литературной и жизненной судьбы. То же самое относится, несомненно, и к авторам всех остальных материалов сборника, познакомиться с которыми мы приглашаем читателей.

май 2017

Примечания

  • 1. Четвертый сборник был посвящен памяти И.П.Сиротинской, которая ушла из жизни в январе 2011 г. Статьи и материалы из всех сборников представлены на сайте shalamov. ru.
  • 2. Впервые опубликована С.М. Соловьевым в журнале «Знамя», 2015, №2.