Варлам Шаламов

Ольга Петрова

Школа в жизни Шаламова

Ольга Петрова

Варлам Шаламов изначально обучался в Вологодской мужской гимназии им. Александра I Благословенного с 1914 по 1918 годы, а затем, после прихода советской власти и постановления правительства от 11 декабря 1917 г., гимназию преобразовали в Единую трудовую школу № 6 II ступени, где Варлам (тогда – Варлаам) учился до 1923 года.

Период обучения будущего писателя был переломным в истории нашего государства и особенно значимым для создания советской школы.

Данная работа направлена на исследование особенностей школы, в которой обучался В. Шаламов. Важным представляется уточнение отдельных сведений по проблеме, в том числе: становление модели Единой трудовой школы в условиях Вологодского региона, изменения учебных программ. Попытаемся ответить на вопрос, как самим писателем воспринимались изменения в школьной жизни. До настоящего времени к поднимаемой в исследовании теме обращались разные авторы [1]. При изучении биографии писателя были затронуты эпизоды его школьной жизни [2]. Благодаря некоторым исследованиям расширилось представление об учителях писателя, рассматривались вопросы биографии преподавателя литературы и классного руководителя Екатерины Михайловной Куклиной, которая повлияла на творческую судьбу В. Шаламова [3]. Ее отзыв, запечатленный в повести «Четвертая Вологда»: «Вы будете гордостью России, Шаламов. Высшее гуманитарное образование раскроет ваши большие способности» [4, с.128], – стал крылатым выражением.

В целом, автобиографическая повесть «Четвертая Вологда» с массой ярких, подчас забавных, трагикомических деталей, приводимых писателем, является ценнейшим источником для изучения жизни школы в этот сложный период. Однако, изучая ученическую жизнь писателя, необходимо касаться и особенностей самой школы как социального института. Что означает Единая трудовая школа и в чем ее отличие от гимназии, каковы основные принципы обучения, в чем их новизна, как восприняли реформу учащиеся и их родители – все эти аспекты являются практически неразработанными в региональной науке, предоставляя широкое поле для комплексного изучения проблемы.

Источниковая база нашей работы включает как опубликованные, так и неопубликованные материалы. Пожалуй, наиболее значимую группу составляют документы Государственного архива Вологодской области, и, прежде всего, фонды губернского отдела народного образования, городского отдела народного образования, фонды школ города Вологды [5].

Следующая группа документов показывает практическую реализацию создания Единой трудовой школы. Она представлена учеб-но-методической литературой, а также статистическими сборниками по вопросам культурного строительства [6]. Особое внимание было обращено на изучение школьных программ для Единой трудовой школы [7].

К 1918 году в системе народного образования, в том числе и в школе России в целом, и Вологодской губернии, в частности, зрели серьезные преобразования. От того, каково будет направление этих преобразований, зависело культурное будущее России. Одной из тенденций развития школы в Советской России и в Вологодской губернии в исследуемый период является установление монополии государства и идеологических установок партии большевиков в народном образовании.

Советское государство уделяло первостепенное внимание развитию общей культуры народа, повышению грамотности населения.

Центральным Статистическим Управлением 28 августа 1920 года была проведена перепись населения. Эта перепись, впервые после всероссийской переписи 1897 года, дает представление о степени культурности населения нашей страны, поскольку эта культурность может быть выражена знанием простой грамотности [8]. В таблице, публикуемой ниже [8, с. 57], представлена общая грамотность населения по губерниям Европейского Севера России в сравнении с центральными губерниями.

Губернии На 1000 населения грамотных
Петроградская 674
Московская 582
Ярославская 552
Архангельская 419
Вологодская 366
Северо-Двинская 303

Из таблицы видно, что наибольшей грамотностью всего населения отличалась Петроградская губерния, в которой на каждые 1000 жителей насчитывалось 674 грамотных, тогда как в Вологодской губернии – в два раза меньше.

С весны 1918 г. Наркомпрос приступил к конкретной разработке проекта школьной реформы. В октябре 1918 г. были опубликованы «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы (Декларация)» [9], которые определяли основы новой системы школьного образования. Основные принципы устанавливали связь школы с жизнью, осуществление национального и полового равноправия, обучение на родном языке, преемственность различных ступеней обучения. Вместо многочисленных типов школ вводилась Единая трудовая школа с девятилетним сроком обучения, разделённая на две ступени: первая – для детей от 8 до 13 лет (5-лет-ний курс), вторая – от 13 до 17 лет (4-летний курс). На базе этой школы предусматривалось широкое развитие профессионального образования для юношей и девушек с 17-летнего возраста [10].

Эта реформа произошла и в Вологодской губернии. Так, распоряжением городского Совета рабочих и крестьянских депутатов в

1918 году Вологодская мужская гимназия им. Александра I Благословенного, в которой обучался В. Шаламов, была преобразована в Единую трудовую школу II ступени. Обучение в школе объявлялось бесплатным и обязательным, отменялись экзамены, домашние задания, в основу функционирования школы, как подчеркивалось, должен быть положен труд [11].

В. Шаламов так писал об этих преобразованиях: «Когда я поступил в Вологодскую гимназию в приготовительный класс в 1914 году – и переходил далее в первый, второй – революция застала меня в третьем классе гимназии, – я был предупрежден отцом и мамой, чтобы я не огорчался, если буду получать плохие оценки, хотя буду заниматься хорошо. Не плакал, словом, не обижался, – на это есть высшие причины. Однако никаких высших причин не оказалось, я окончил и приготовительный, и первый, и второй классы первым учеником. Родители внимательно рассматривали все мои пятерки – в дневнике, а также в свидетельстве об окончании четверти, полугодия всегда были пятерки» [4, с.83].

Гимназические годы были в целом благополучными для Варлама – единственную трудность для него представили, как известно, уроки пения, т.к. у него признали отсутствие музыкального слуха. Сцена, где учитель пения Александров публично, на глазах всего класса, говорит юному мальчику: «Слух у тебя, Шаламов, как бревно» (после чего мальчик расплакался) [4, с. 85] – в какой-то мере может служить иллюстрацией порядков в гимназии – строгих и в то же время бесцеремонных по отношению к учащимся. В новой ЕТШ №6 такого рода бестактности или грубости Шаламов не отмечает, хотя строгая дисциплина в школе поддерживалась, что видно по описанию некоторых действий директора школы Л.П. Катранова, бывшего преподавателя гимназии [4, с. 90-91]. При этом в школах создавались ученические комитеты (учкомы) – своеобразные органы «представительной демократии», помогавшие улаживать конфликты с администрацией, влиять на неуспевающих учащихся и т. д. Членом учкома своей ЕТШ был и В. Шаламов [4, с. 90].

Документы архива подтверждают то, что Варлам учился в ЕТШ №6 на смешанные оценки – и «хорошо», и «отлично», и «удовлетворительно» [12]. При выдаче свидетельства об окончании школы каждому ученику была дана характеристика. Вот что писали о Варламе: «Юноша с ярко выраженной индивидуальностью: энергичный, сознательный, с большими запросами, пытливым умом. Отличается большим развитием по всем предметам, работает очень хорошо. Имеет склонность к естественным наукам» [13]. Важным шагом в реализации требований государства об общедоступности школы явилось постановление Наркомпроса «О введении обязательного совместного обучения» [14]. Советская система народного образования полностью искоренила неравноправие женщины в области образования. Однако на известной фотографии выпускного класса 1923 года, где В. Шаламов в центре, в белой рубашке, видно, что в выпуске были одни мальчики. Дело в том, что совместное обучение начиналось только с нового набора учеников на обучение, это не коснулось старших классов. В начале своей деятельности в ЕТШ имелись только примерные программы. Согласно этим программам, учебные предметы должны были играть вспомогательную роль по отношению к обществен-но-полезному труду. Имелось в виду прежде всего активное участие учащихся в жизни школы, района и всей страны. При решении задач обучения многое зависело от квалификации учителей, их способности увлечь своим предметом. Но отсутствие точных методических указаний и учебных программ приводило к снижению уровня преподавания в массовой школе и дефициту педагогических кадров. На первом этапе становления новой советской школы, в условиях гражданской войны, ситуация с обеспечением ее кадрами оставалась удручающей. Так, известно, что В. Шаламов не смог изучить даже азы химии, поскольку учитель химии Соколов был арестован и расстрелян во время «кедровской ревизии» [4, с. 135]. По многим предметам, особенно естественнонаучным, преподаватели часто менялись [4, с. 146].

Во всех школах, в том числе и ЕТШ №6, отсутствовали соответствующие учебные пособия и учебники, не хватало и книг. Вот одна из деталей, описанных Шаламовым:

«В двадцать первом году доползла до Вологды книга – один экземпляр на целый город – однотомник Некрасова под редакцией Корнея Чуковского с ГИЗовской маркой. Книга была отпечатана очень бледно – смутный текст на плохой оберточной бумаге – но это был новый, невиданный некрасовский текст стихов и поэм, заученных нами ранее в ином, в куцем варианте» [4, с. 89]. Не только нехватка учебников являлась проблемой в создании новых школ на территории Вологодской губернии. Многие ЕТШ фактически не имели зданий (по г. Вологде – ЕТШ № 3,2,5), занимавшихся в условиях гражданской войны под другие учреждения (чаще всего лечебные учреждения и различные курсы). В. Шаламов свидетельствует, что и его ЕТШ №6 переезжала с место на место, т.к. здание бывшей гимназии было занято под лазареты, госпитали [4, с. 90]. Из-за нехватки помещений во многих школах Вологды занятия проводились в две и даже три смены, а вечером в этих же классах взрослые занимались на курсах. Санитарно-гигиеническое состояние аудиторий было неудовлетворительным. Зимой на занятиях многие дети вынуждены были сидеть в одежде. Сам Варлам так писал о школьном помещении:

«…Две керосиновые лампы со стеклянным резервуаром и высокими ламповыми стеклами были величайшей драгоценностью для заве-дующего школой, ибо училась наша школа второй ступени, наша ЕТШ № 6, где придется, часто по вечерам, в темноте, и керосиновая лампа была единственным светочем, ведущим нас к высотам знания. Школу гоняли из помещения в помещение – лазареты, госпитали, военные курсы вытесняли нашу школу из одного помещения в другое: без керосиновой лампы в нашем пути нечего было делать…» [4, с.90].

Выдвижение задач по повышению грамотности и образованности населения губернии постоянно наталкивалось на огромные трудности. Так, выдача выпускникам школ Вологодской губернии свидетельств об окончании учебы осуществлялась без указания оценок, с наименованием только учебного заведения и перечислением изучавшихся предметов. Это объяснялось тяжелым положением в стране: затраты на методические разработки были не меньше, чем на учебники. Отменялись экзамены и другие виды контроля, учителям запрещалось проставлять экзаменационные отметки: «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». Так, в свидетельстве об окончании школы В. Шаламова приведен только перечень изучавшихся им предметов [15].

Среди новых методов обучения, резко отличавших ЕТШ от гимназии и вызывавших противоречивое отношение со стороны как преподавателей, так и учащихся, Шаламов выделяет так называемый «Дальтон-план» [4, с.147]. Заимствованный в США, этот метод, при котором учителю отводилась лишь роль консультанта, а учащиеся занимались самостоятельно, помогая друг другу, не получил широкого распространения, т. к. вступал в противоречие с унифицированной системой образования.

Внеклассная работа с учащимися Единой трудовой школы занимала особое место. В СССР она развивалась по линии массовых мероприятий и кружковых занятий с применением разнообразных форм и методов: бесед, лекций, докладов, кино, экскурсий, прогулок, встреч с местными общественными деятелями, с иностранными рабочими делегациями. В Вологодской губернии широко развернулась внеклассная и внешкольная кружковая работа: проводились соревнования, был организован досуг и здоровый отдых детей (игры на воздухе, катание с гор, прогулки на лыжах). Также появилось большое разнообразие используемых форм внешкольной работы: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры.

Шаламов отмечал, что в период своей школьной жизни он с большим удовольствием занимался в литературном и драматическом кружках (в последнем он был руководителем): «Участие в драмкружке давало возможность не бывать дома вечерами на законном основании, без всяких доводов, докладов и разрешений. К тому же у нас был кружок литературно-драматический, и я именно литературной силой-то и был – издавал рукописный журнал, делал доклады о поэтах, читал стихи на вечерах… Концерт был большой. По два стихотворения никто не читал – в кружке было более ста школьников. Я тоже читал в том концерте стихотворение, но не Некрасова, а Игоря Северянина, из «Поэзоантракта». Стихотворение называлось «Сеятель» и было посвящено и адресовано Некрасову. В этом стихотворении не было никаких ананасов в шампанском…» [4, с. 89].

Такие спектакля, подготовленные силами учащихся ЕТШ, были в Вологодской губернии очень частыми. Об этом говорит, например, архивный документ о самодеятельном спектакле «Безденежье» [16]. При дальнейшем исследовании школьной биографии В. Шаламова требуют уточнения эпизоды, относящиеся к конфликту его и его отца-священника с заведующим роно Ежкиным [4, с.129-130], а также дополнительное изучение биографии Ежкина. Одним из важных результатов работы в архиве стало выявление полного списка одноклассников В. Шаламова по ЕТШ №6. Подобные списки фигурируют в различных документах, прежде всего в журналах успеваемости. Приведем список, в порядке алфавита, из журнала успеваемости за 1922 год [17]:

1. Баландин Николай
2. Белоглазов Владимир
3. Бугштейн Николай [1]
4. Бугштейн Сергей
5. Виноградов Михаил
6. Воропанов Сергей [2]
7. Горбунов Анатолий
8. Жданов Анатолий
9. Житловский Лев [3]
10. Житловский Герман
11. Зеленин Сергей
12. Кабаков Яков
13. Клементьев Сергей
14. Козловский Николай
15. Костров Георгий
16. Коровин Александр
17. Лаврентьев Василий
18. Малыгин Николай
19. Морозов Борис
20. Морозов Всеволод
21. Орлов Константин
22. Попов Алексей
23. Проскуряков Евгений
24. Разумов Александр
25. Ригин Виктор
26. Рыжаков Василий
27. Савашкевич Виктор [4]
28. Степанов Сергей
29. Студентов Николай
30. Сушников Василий
31. Толстов Борис
32. Цветов Пантелеймон [5]
29. Шаламов Варлаам
30. Шелепин Алексей
31. Шеин Алексендр
32. Шибаев Александр
33. Шперлинг Яков

В более ранних документах ЕТШ № 6 встречается имя Алексея Веселовского, ближайшего друга Шаламова, болевшего туберкулезом и умершего в 1923 г.

Как известно, большинство юных выпускников ЕТШ №6 на известной выпускной фотографии 1923 года не идентифицировано. Данный список в определенной степени может помочь в решении этой проблемы, а также способствовать поиску новых сведений о В. Шаламове в личных архивах его бывших одноклассников.

Литература

1. Власьев Г.Е. Проблемы реформы школы, содержания и методов обучения в первые годы Советской власти в Карелии / Г. Е. Власьев // Ученые записки / Карельский пед. ин-т. – Петрозаводск, 1968. Т. 21. С. 25; Давыдова Е. В. Реализация принципа связи школы с жизнью в советской педагогике: 1917 - 1991 гг.: автореф. дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01. – Пятигорск, 2012. С. 23.
2. Сиротинская И.П. Мой друг Варлам Шаламов. – М.: 2006; Еси-пов В.В. Шаламов. – 2-е изд., испр. – М.: Молодая гвардия, 2019. (Жизнь замечательных людей).
3. Кербут Л.В. Варлам Шаламов: «Что я учил? Чему меня учили?» // Вологодский Лад. – 2017. – №1. – С.100-103. URL: https://shalamov.ru/research/333/
4. Шаламов В.Т. Четвертая Вологда: повесть, рассказы, стихи / под ред. В. В. Есипова. – Вологда: Древности Севера, 2017 (2021 – 2-е изд.).
5. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 111. Вологодский губернский отдел народного образования. Ф. 1822. Вологодский городской отдел народного образования. Ф. 4799. Школы г. Вологды. Объединенный архивный фонд.
6. Культурное строительство на Севере, 1917-1941 годы: доку-менты и материалы / Гл. архив. упр. при Совете министров СССР и др.; [сост. Л. В. Владимирова и др.; предисл. Г. С. Щурова]. – Архангельск, 1986. С. 286.; Винокурова Н. В. Состояние народного образования Вологодской губернии за 1925-26 и 1926-27 учебные годы // Статистический сборник по Вологодской губернии за 1925-1927 годы. – Вологда, 1929. С. 26 – 30.
7. Дружкова А.В. Школьные программы по общественно-историческим предметам Наркомпроса Союза Коммун Северной области (1918-1919 гг.) // Ученые записки Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Гер-цена. – Ленинград, 1969. № 369. С. 131; Калашников А.Г. Новый путь. Учебное пособие для единой трудовой школы. Кн. 3-я для чтения в городской школе I ступени. – М.: Госиздат, 1922.
8. Грамотность в России / РСФСР. ЦСУ. Отдел статистики народ-ного образования. – Москва, 1922. С 57.
9. Декреты Советской власти 1917–1918 гг..
10. Народное образование в СССР. 1917–1973: Сб. док. – Москва, 1974. С. 133.
11. ГАВО. Ф.4799. Оп.1. Д.194, Д. 195.
12. ГАВО. Ф.4799. Оп.1. Д.230. Д. 231.
13. ГАВО. Ф.4799. Оп.1. Д.252. Л. 23.
14. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. – Москва, 1942, С. 1101-1102.
15. URL: https://shalamov.ru/gallery/14/2.html
16. ГАВО. Ф.111. Оп.1. Д. 1245. Л.62.
17. ГАВО.Ф.4799. Оп.1. Д. 231. Л.48.

Шаламов глазами молодых. Вологда: Сад-огород, 2021. С.18-29

Примечания

  • 1. Правильно: Букштейн. О Сергее Букштейне (очевидно, брате Николая) Шаламов упоминает в воспоминаниях: «Наша с ним быль – шахматный кружок в «Золотом якоре». См. Шаламовский сб.: Вып. 5. Вологда-Новосибирск. 2017. С. 164. Прим.ред.
  • 2. Один из ближайших друзей Шаламова. Не раз упоминается в «Четвертой Вологде». Прим.ред.
  • 3. Упоминается в «Четвертой Вологде» с фамилий Митловский (очевидно, не выправленная автором опечатка в машинописи). Прим. ред.
  • 4. Имя Виктора Савашкевича (Совашкевича) не раз упоминается в переписке и дневниках Шаламова. В 1964 г. писатель встречался с ним в Ленинграде. Виктор Николаевич Совашкевич – кадровый военный, окончил военно-транспортную академию, майор (по другим сведениям, полковник) участвовал в Великой Отечественной войне, в том числе в битве за Берлин. Награжден многими орденами и медалями. Прим. ред.
  • 5. Упоминается в переписке Шаламова со школьным прозвищем «Потя». Прим. ред.