Варлам Шаламов

Есенин

Смерть Есенина – это вроде ухода Толстого – выполнен, наконец, вечный, всюжизненный свой обет с тем, чтобы угроза не превратилась в трепотню. Есенин всю жизнь угрожал самоубийством, с первой своей сознательной стихотворной строки.

У Есенина было три темы, которые он разрабатывал: самоубийство; «Да, теперь решено без возврата…»; мать, возвращение на родину. Эти три темы он разрабатывал как мастер, а не в зависимости от душевного состояния.

Есенин был высококвалифицированейшим, образованным профессионалом, выступающим во всеоружии современной поэтической техники, сам один из ее создателей в период его подъема – времен «Москвы кабацкой». Ужасный уход Есенина к бакинским стихам, к «Персидским мотивам», к «Балладе о 26», к «Руси советской», к «Анне Снегиной» обрек Есенина на творческое бесплодие и – на смерть. Люди, которые подтолкнули Есенина на этот путь, а их было много – от Кирова до Воронского, от Бениславской [148] до Софьи Толстой [149]. «Баллада о великом походе», «Поэма о 36», «Баллада о 26» – все это вне искусства, все это многословие, недостойное есенинского пера. Есенин был мастер профессиональный, рано нашедший свою тему, эта тема начата в 1915 году опубликованным «Устал я жить в родном краю…», где все случившееся далее осознано и предсказано. В этом пророческом стихотворении предсказал свою судьбу, и хорошо бы проследить, как такое раннее, рано сделанное предсказание отражено на реальной действительности, реальной жизни поэта. Такие предсказания есть ведь у всех – у Пушкина, Лермонтова, Маяковского написано о своей смерти раньше, чем сами они умерли. Это вопрос психологический, насколько давит собственная оценка собственного творчества, как оказывает влияние на личную судьбу поэта.

У Есенина было две-три темы, которые он разрабатывал всю жизнь, в один день он мог написать стихотворения на разные темы, иногда противоречащие по «содержанию». Если они противоречили по содержанию, то стихотворения не противоречили по настроению. Ибо в один и тот же день поэт может испытывать разные настроения и пытаться выразить себя как прибор-самописец, отмечающий и «бурю» и «ясно» в один и тот же день, даже если общественная погода и не сменилась в это день. Кстати, общественная погода меняется очень медленно, вне связи с сейсмографом личной жизни поэта. Есенин был образованнейшим человеком, профессионалом, а его повели в серость, к снижению критерия эстетического, самого важного для поэта, и особенно для Есенина, что «доказала» его смерть.

В одной из своих автобиографий Есенин написал: «Белый дал мне много в смысле формы, а Клюев и Блок научили меня лиричности». Что это значит? Белый был великий реформатор русского стиха, укороченной строки, управления стихом. Русский стих делится «до Белого» и «после Белого», все в чисто формальном плане. «Клюев и Блок научили меня лиричности». Что это значит? При внешне традиционной форме ямба, скажем, Клюев показал, как подключать событие лично-общественной жизни к поэтическому событию, факту, как делать его личным. И Клюев, и Блок были подлинными учителями Есенина в этом направлении. Не следуя за архаикой клюевской строки, Есенин, тем не менее, по-клюевски обобщал и пользовался логикой Блока в поэтической строке. Старое, равнодушное было забыто. Есенин много учился и у Блока. Поэтому – отношение Бениславской к Клюеву, «ничтожная личность, когда-то крупный поэт». Клюев всегда был «ничтожной личностью», как и Вийон [150] и не переставал быть поэтом до самой смерти, как и Вийон. Вполне естественно было показать первому учителю са­мое последнее, предсмертное, и Есенин это сделал, прочел Клюеву «Черного человека».

«Богатая баба» (Клюев). Богатство Айседоры Дункан было душевным богатством. Очень много значила она в жизни Есенина. Он подарил ей «Пугачева» c надпи­сью: «3а все, за все тебя благодарю». Поэт, несомненно, имел в виду и силу своего чувства к Дункан, и страда­ния, которые достались на его долю, разрыв c Дункан, как c Богом. Я был на похоронах Есенина, когда корич­невый гроб трижды пронесли вокруг памятника Пушки­ну на Тверском бульваре. Посмертная судьба поэта была предсказана в том прощании. Стихи Есенина были его судьбой, и в этом главное, самое важное. Именно по­тому, что на строках Есенина выступает живая кровь, отходят на второй план художественные просчеты, ше­роховатость отдельных строк и строф. У Есенина мало безупречных стихотворений. Чуть не в каждом есть явно слабые строки, есть и целые стихотворения (на­пример, «Брюсову», невыдерживающее никакой крити­ки, это не стихи). Впрочем, у какого поэта нет плохих стихов? Но у Есенина есть и такие чудеса, как «Неска­занное, синее, нежное...», «Отговорила роща золотая...» Их достаточно, чтобы дать Есенину бессмертие в рус­ской лирике. Стихи Есенина были его судьбой, все его стихи пронизаны огромной любовью к России, к родине.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты, Русь, живи в раю!»
Я скажу – «Не надо рая, Дайте родину мою![151]

И еще:

Я буду поспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
Названым кратким – «Русь» [152]

B 20-e годы это страстное утверждение было немод­ным, но в высшей степени принципиальным, искренним, мужественным, как показало время, глубоко верным. У Есенина было необычайно чистое поэтическое горло, лирический голос удивительной чистоты. Трудно сказать, кого из русских поэтов можно поставить рядом с Есениным по непосредственности, безыскусственности, ис­кренности, правдивости лирического тона. Песенность была даром Есенина. Его cтихотворныe строфы всегда делятся на oтдeльныe строки по смыслу, как в песне — то самое качество, от которого уходила Цвeтаева. У Есе­нина было два учителя: Блок и Клюев, все остальные влияния были легко преодолены. Даже к имажинизму Есенин был подготовлен имeнно Клюевым, и когда-нибудь литературоведы разберутся в этом. Не будь «Пантократора» и «Кобыльих кораблей», Есенин мог бы быть тем русским поэтом, с которого любой человек мо­жет начать приобщение к поэзии, начать учиться лю­бить, чувствовать и понимать стихи. C Пушкина нельзя начинать, Пушкин — поэт для «взрослого» читателя. И не только потому, что нужен большой личный опыт, чтоб хорошо почувствовать Пушкина, но и потому, что понимание Пушкина требует значительной читатель­ской культуры, общей культуры, поэтической культу­ры, а о Лермонтове и Тютчеве и говорить нечего. В рус­ской литературе есть два поэта, c которых можно начинать любить и понимать стихи. Это — Некрасов и А. K. Толстой. Есенин мог быть третьим.

«Москва кабацкая» — документ большой художест­венной силы. С этим циклом связано одно любопытное на­блюдение, которое ни один литературовед в мире еще не обнаружил. Еcенин необычайно популярен в так называе­мом преступном мире, среди уголовников, рецидивистов. Татуировки, цитаты из Есенина («Как мало пройдено до­рог, как много сделано ошибок») встречаются у воров-профессионалов очень часто. Воровской мир не любит стихов, но для Есенина сделано исключение. Уголовной тематикой в 20-e годы увлекались многие литераторы: Каверин, Бабeль, Вера Инбер, Сельвинский и многие дру­гие. Ни одно из этих произведений не привлекло ни люб­ви, ни внимания уголовников, своим поэтом воры считали только Есенина. И тут дело нe в уснащении cтихотворныx строчек матерщиной, ни в хулиганстве в жизни и стихах. Есенин поэтизировал ряд мотивов чисто yгoловных, во­шел в глубину уголовной психологии. Лучший пример — воспевание женщины-матери при демонстративном пре­зрении к женщине-жене, к женщине вообще. Это — чисто уголовная концепция, не встречающая нигде, кроме во­ровского мира. «Ты жива еще, моя старушка» и «пей, вы­дра, пей». Это не единственный случай совпадения «взглядов». Конечно, уголовникам нет дела до волшебства есенинских стихов o России, o русской деревне, русской природе. Есенинский пейзаж не аллегория, не олицетво­рение. Пейзажные образы Есенина — это не очеловечен­ная природа, a просто поэтические сравнения без симво­лики. «Отговорила роща золотая...» — исключение. Пейзажная лирика Есенина оставила много яркого, свое­образного.

Есенин поэтизировал животных. Стихи об ощенив­шейся суке, o застреленной лисице написаны c величай­шей теплотой. Стихи o животных написаны без всякого подтекста. Животные просто включены Есениным в мир людей и так же интересны ему, как люди. Выдающийся поэт, для которого стихи были судьбой, Есенин вводит нас в великую русскую лирику ХХ века.

«Письмо матери» (1924 год)

«Письмо матери» по своему содержанию не имеет ничего общего c peaльными обстоятельствами жизни по­эта. Есенин жил со своeй матерью Трудно, плохо и несо­гласно. Если какие-то черты реальности есть в известной стихотворной паре «Письмо матери» и «Ответ», то в тексте стихотворения «Ты жива еще, моя старушка?..» этих реальностей нет. «Письмо матери» представляет собой художественную формулу, поэтичecкий доку­мент, а не бытописание. Мы к нему и подойдем, не выискивая того, чего в нем нет, и не упуская c глаз того, что в нем прямо-таки сверкает. «Письмо мaтери» – это со­вершеннейший образец науки звуковых повторов.

Ты жива еще, моя старушкa?
Жив и я. Привет тебе, привет!

«Жив», «жива», «привет», «привет». Но кроме этого применения повтора в открытом виде, есть и более тон­кое крепление стихотворной строки. В помощь шипя­щей «Ж» в русской фонетике заменяет то «Ш», то «3».

Пусть струится над твоей избyшкoй...

Слoвом «струится» не только надежно найдена риф­ма к слову «старушка», словом «струится» был найден более выразительный звуковой повтор.

Тот вечерний несказанный свет.

Строка действительно прекрасная. Но почему? Потому что буква «Ч» в слове «вечерний» перекликается с буквой «Ш» в слове «старушка» в первой строке, а самое последнее — «тот вечерний несказанный свет» — состоит из трех «З», трех «B», трех «T» и четырех «H», одни и те же согласные начинают и кончают строку: «Т-Т-В-С-В-Т».

Пишут мне, что ты, тая тревогу...

Целых пять «T» в строке.

Загрустила шибко обо мне...

«С-Т»: «грустила», «часто», «в старомодном».

Что ты часто ходишь на дорогу...

«Дорога» — это повтор к слову «старомодный», a «ста­рoмодный» — рифма к слову «старушка». «Ветхий» свя­зано со словом «свет» — главным словом стихотворения.

И тебе в вечернем синем мраке...

Несказанный свет, льющийся в душу поэта, исчез и отнюдь не случайно. «Тот вечерний несказанный свет» превращается в «мрак», «синий мрак».

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж —
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож

Щeлкнyло «Ц» в слове «кабацкой» и отозвалось в «сердце» следующей строки. Вологодский глагол «саданул» под сердце» не просто усиливает эмoциональную энергию стихотворения, нo является ближайшим, как всегда y Есенина, звуковым повтором к «сердцу»: «сада­нул под сердце».

Первый узор: «только ты». Второй узор: «на рассве­те», «раскинется», «по-весеннему», «cтарый сад». Тре­тий узор: «восемь», «Вернусь», «ветви», «весенний». «Не буди» как подключение к повторам следующей строфы.

Седьмая строфа:

Не буди того, что oтмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

Общая надежная кассета: «не буди», «не волнуй», «не сбылось», a также: «утрату и усталость».

Восьмая строфа:

И молиться не учи мeня. Не надо!
K старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Первый узор: «молиться», «меня». Второй узор: «не буди», «не учи», «не надо». Третий узор: «ты одна», «ты одна». Вмеcто «тот вечерний несказанный свет» — «ты одна мне несказанный свет». Замыкающие согласные остаются прежние: «тот» заменяется на «ты одна», что сохраняет звуковую характеристику стрoфы и усилива­ется лишней буквой «Н».

Четвертая строфа:

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

«Ц» из «пропойцы» перекликается с «кабацкой дракой».

Пятая строфа:

Я пo-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Ворoтиться в низенький наш дом.

Тут несколько звуковых узоров. Первый: «по-прежнему», «нежный», «такой же нежный». Второй узор: «Нежный низенький наш дом». Третий узор: «та­кой», «только о том», «от тоски». Четвeртый узор: «меч­таю», «мятежный».

Шестая строфа:

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш бeлый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лeт назад.

Совершенство художественной ткани «Письма мате­ри» очень велико. B одной и той же строфе встречаются различные звуковые узоры, гармонирующие между собой и подчиненные единой эмоциональной цели. Эмоциональная энергия зависит от беспрерывного нагнетания повелительного наклонения различных глаголов. Все эти много­численные «не» являются надежным звyковым повтором, механически обеспечивающим поэту внимание слушателей. Эмоциoнальный эффект зависит от включения в строку различных согласных и определенного порядка по­вторения этих сoглaсных. У этого замечательного стихо­творения есть еще одна звуковая особенность. B каждой строке этого длинного стихотвoрения присутствует шипя­щая буква. Вот эти слова: старушка, избушка, вечерний, пишут, шибко, часто, вечерним, мечтаю, чтоб, наш, шу­шуне, что, учти, больше, шибко, часто и так далее.

Мой путь

Eсенин писал стихи день и ночь в детстве, в юности, в зрелые гoды. Он оставил нам весьма энергичную за­пись по этому поводу:

Тогда впервые c рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств вскружилась голова.
И я сказал: коль этот зуд проснулся —
Всю душу выплещу в слова.
(Мой путь. 1925 год)

Есенин так и поступил, но cхлeстнулся он не тoлько с рифмой, a c гораздо более важным для русского сти­хосложении обстоятельством — звуковыми повторами, чередованиями oдинаковых согласных бyкв, что и сде­лало Eсенина поэтом. В приведенном нами признании — четверостишии видно, как умело расположены звуко­вые повторы.

Впервые — рифма, вскружилась, не кружилась, a именно вскружилась, чтoбы добавилось лишнее крепле­ние к чувству. «И я сказал» — «C-K-3-Л». Стихи писал высококвалифицированный мастер, хорошо знающий, где и в каком количестве укреплять стрoку шипящими. «Всю душу выплещу в слова».

B строке 4 «B», 2 « Л» и 2 «ПТ». Так поступает Есенин в каждой строке каждого стихотворения. Пример того же «Моего пути»:

Тогда в мозгу, влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья в тайной тишине,
Что буду я известными богатым,
И будет памятник стоять в Рязани Мне.

«Тогда — текли», мозгу — музе — мечтанья, тай­ной — тишине, влеченьем — мечтанья» — четырe раз­ных звуковых узора. «Известно» перекликается с «Рязанью», a «будет» и «богатым» начинается с одной буквы. Еще дальше из того же стихотворения:

И заболев
Писательскою скукой,
Пошел скитаться я
Средь разных стран,
Не веря встречам,
Не томясь разлукой,
Считая мир весь за обман.

Не надо быть стиховедом, чтoбы легко различить эти «C-K», «С-К-Т», придающие стиху крепкую звуко­вую форму. Вот это свободное письмо, не знающее ни натуги, ни принуждения дает в результате чисто ариф­метические комбинации букв. Этот результат — поиск образа, мысли, метафоры с помощью звуковых повторов и дает Есенину право на перо поэта.

«Мой путь» — Это стихотворение последнего года жизни Есенина.

Как всякий поэт, Есенин был цитатен, то есть прида­вал стихам большее значение, чем они имеют в жизни обыкновенных людей. Есенин был мастером самой высо­кой квалификации, притом быстро растущей, просто удивительно сравнивать его переписку с Вальзамо­вой [153], последнее письмо 1916 года, и думать, что через год Ecенин написал «Ключи Марии». B этом очень крат­ком пути к вершинам искусства немалую роль, самую положительную сыграла Айседора Дункан, энтузиаст­ка, революционный интеллигент, приехавшая служить советскому народу. Она ввела Есенина не в круг людей большого искусства, а в круг его идей, его воздух.

<1970-е гг.>
Шаламов В.Т. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954–1979. – М., 2005. – С. 185-193.
Именной указатель: Брюсов, Валерий Яковлевич, Воронский, Александр Константинович, Достоевский Ф.М., Есенин С.А., Киров С.М., Клюев, Николай Алексеевич, Лермонтов, Михаил Юрьевич, Маяковский В.В., Некрасов Н.А., Пушкин А.С., Толстой А.К., Тютчев Ф.И., Цветаева, Марина Ивановна