Варлам Шаламов

Блок и Ахматова

Блок не любил Ахматову. Вся история их личных отношений — а они были знакомы друг c другом около десяти лет и жили в одном городе — Петербурге — представляет собой историю уклонения Блока от всякого более короткого знакомства. Когда через 40 лет после смерти Блока Ахматова обратилась к своей памяти [170], оказалось, что ей нечего сказать o Блоке. И это не слу­чайно, и возникло по причине самого Блока, а не Ахма­товой. Историки литератypы и литературоведы пыта­ются затушевать это обстоятельство биографии двух поэтов и совершенно напрасно.

Почему Надежда Яковлевна c такой настойчивостью заставляет думать о старческом склерозе, считая нуж­ным упомянуть c первой фразы знакомства:

— Вы знаете, конечно, что существует два акмеиз­ма: один Гумилева [171] и Городецкого [172], другой — Ахма­товой и Мандельштама. Так вот мы — из этого второго течения.

Никакого второго течения тут нет, a еcть желание избежать смертельного удара Блока [173], ибо в пред­смертной статье «Без божества, без вдохновенья» Блок громил Гумилева и Городецкого, выделяя из «Цеха» Ахматову как пример «печальной лирики», не соответст­вующей миру акмеизма.

Современный акмеизм, вернее, та тень акмеизма, которая бродит по русской земле, по русской поэзии, стремится подчеркнуть это разделение, обособление, a не общность. Вместо того, чтoбы подчеркнуть широту школы от Нарбута [174] до Лифшица [175], любой бывший ак­мeист старается ее сузить и, главным образом, отречься от Гумилева и Городецкого. Это делается не потому, что Ахматова и Мандельштам дорожат своим, негумилев­ским направлением, творческой истиной, добытой не в гумилевских шахтах. Причина этого явления другая. Отказаться от Гумилева и Городецкого необходимо по­тому, что разгрому этой группы Блок посвятил послед­ний год своей жизни. «Без божества, без вдохновенья» написана в 1921 г.

У Блока в его дневниках и записных книжках среди тех трехсот женщин, которые ему были близки, были и поэтессы, и не поэтессы, акробатки, упоминаемые в за­писных книжках тем же шрифтом, что и литературные дамы и актрисы. Так что найти подтверждение o встре­чах с Блоком в своей собственной памяти, опираясь на записные книжки Блока, Не так трудно, тем более, что эта мемуаристика назад, через сорок лет после смерти поэта. Блок не хотел встречаться c Ахматовой. Почему? На это есть свои причины, но не те, o которых пишет мемуаристика Ахматова. B чем же тут дело? B чем при­чина этой вечной недоброжелательности и уклонения от личных встреч, на которые Блок был достаточно щедр? Дело, мне кажется, тут не только в назойливости Ахма­товой, неприятной Блоку как прикосновение эпигона. Дело и в чисто физической несовместимости, чисто фи­зическом отвращении к физическому облику Ахмато­вой. История учит, что для того, чтобы иметь успех y мужчин, вoвсе не надо быть писаной красавицей. B фи­зическом типе Ахматовой было что-то чуждое мужчи­нам и отнюдь не с точки зрения таланта или ума. Блок просто чуждался такого физического типа. «Переписка двух поэтов» была чисто литературным предприятием, из которых Блок не сделал выводов. Материнский доб­рый совет был Блоком отвергнут [176].

Возникает визит к Блоку, где Ахматова приносит Блоку три тома его произведений. На первых двух он ставит надпись «Ахматовой Блок», а на третьем вписывает мадригал, заготовленный заранее, вошедший во все собрания сочинений Блока под названием «Красота страшна — Вам скажут...».

Черновик этого мадригала показываeт, как трудно он достался Блоку. Блок насильно <впихнул> в роман­церо никак не дававшийся eму тeкст стихотворения в декабре 1913 года. Ахматовой мадригал не понравился, даже обидел ее, ибо «испанизировал». Ахматова, кусая губы, объяснила, что «испанизация» возникла y Блока невольно, потому что он в то время увлекался Дельмас [177], исполнительницей роли Кармен. Но дело в том, что знакомство c Дельмас относится к марту буду­щего 1914 года.

Ахматoва тем же размером отвечает Блоку: «Я при­шла к поэту в гости...», стихотворение самое обыкновен­ное, пейзажное, описательное, фиксирующее визит.

Блок публикует «Переписку двух поэтов» в журна­ле «Любовь к трех апельсинам», где он заведует литера­турным отделом. Вдохновленная этой публикацией, Ах­матова шлет Блоку свой следующий сборник «Четки» (дарственный экземпляр сохранен Пушкинским Домом). На этот сборник Ахматова получает довольно скоро от­ветное письмо. «Многоуважаемая Анна Андреевна, вче­ра я получил Вашу книгу («Четки»), только разрезал ее и отнес моей матери, а в доме y нее болезнь и вообще тяжело. Сегодня утром моя мать взяла книгу и читала не отрываяcь, говорит, что не только хорошие стихи, a и по-человечески, по-женски подлинно. Спасибо Вам, пре­данный Вам Александр Блок. P.S. Оба раза, когда Вы звонили, меня действительно не было дома». Обиженная смертельно Ахматова стала ждать ответа, но ответ ни­когда не последовал, хотя Блок сборник прочитал сам внимательнейшим образом. Ему понравились там четы­ре стихотворения и не понравились остальные шестьде­сят. Ахматова сделала еще попытку послать Блоку от­тиск своей поэмы «Аполлон» [178]. На этот раз на оттиске нет никаких 6локовских помет. Ответ на него Блок тя­нул много месяцев, только в марте 1916 года ответил письмом, не оставившем сомнения в мнении Блока. Оче­видно, Блок не хотел отвечать вовсе, но ответил под чьим-то давлением, возможно, материнским, и не пото­му, что Блок считался c мнением матери, а потому, что мать усиленно надеялась на этот брак c Ахматовой. Мать усиленно благоволила к Ахматовой, а это еще больше настораживало Блока.

Многие блоковские стихи использовались в качест­ве стимулирующего средства, испытанной инъекции тестостерона в художественной жизни российской ин­теллигенции. Почему-то за такими великолепными сти­хами, как «Унижение» никаких Прекрасных Дам и даже Незнакомок не искали, принимали реальность за реальность и отказывались принимать «Унижение» за поэтический символ. Почему «Прекрасная Дама» — символ, a «Унижение» не символ? Оба — символ, оба — стихи высшего качества, и это самое оправдыва­ет труд поэта, глаз поэта, перо поэта. Следует еще точ­но понять, что как только стихи становятся стихами, они перестают быть бытом, оставаясь цитатой, теряют свою реальность. Поэтому в высшей степени не умны разыcкания Чуковского, котoрый уверял — аптека на углу действительно была.

Девяносто процентов русских лирических стихотво­рений написано ради последней строфы.

Любовь Дмитриевна Менделеева [179] обнаружила пол­ное непонимание природы художественного творчества. Но главное было не в этом. Любовь Дмитриевна обнару­жила полное непонимание физической природы своего мужа. Во время увлечения Блока H. H. Волоховой [180], самой безопасной соперницей Любoви Дмитриевны, дочь Менделеева сочла неoбхoдимым поехать к Волоховой и «лично» передать ей права на «музу» Блока. Л.Д. не за­хотела понять законов Художественного творчества, по­нять такую элементарную вещь, что Волхова — только символ «Фаины», как сaма Л. Д. была символом «Пре­красной Дамы». Волохова никогда не была близкой Блоку, и все же стихи лились неудержимо, подтверждая лишь один закон: для поэта есть потребность высказать свое, а оно может быть или случaйным, или измененным отражением тысячи сред — водных, воздушных, где проходит луч поэзии. Вoлoхова самым энергичным образом протестовала против посвящения, но Блок сказал; «B по­эзии необходимо преувеличение — я вас вижу такой, a сам факт для стихов не имеет значения».

Возвращается сила Блока в мое сердце, которое не могли отравить никакие акмеистические яды.

Блок встретил меня oглушитeльным ритмом сиюми­нутности в «Двенадцати», которые в том же анненков­ском [181] оформлении махали белыми крыльями на ули­цах среди оберточной бумаги плакатов, газетной бумаги всевозможных оттенков, большими бeлыми крыльями «Двенадцати». Блестящие белые крылья «Двенадцати» смотрелись издалека, обгоняя многих, если не всех. «Двенадцать» были первой поэмой Блока, которую я ус­лышал внутренним своим ухом, хотя там уже «дышали духами и туманами», и лестница и вечность, и рысаки, и гениальное « Унижение» я услышал и вовсе поздно. B чем тут <делo> было? как бы сказать поточнее, погру­бее. B «Двенадцати» время говорило c Блоком, и он ус­лышал его. Во всем остальном Блок говорил со време­нем, и оно слушало его, изредка более внимательно, изредка менее. «Скифы», поэма, не уступающая по сво­им достоинствам «Двенадцати», была голосом человека ко времени, a не голосом времени к нему. Мне кажется, что то, что Блок не писал стихов целых четырe года, a написал за это время ряд статей принципиальных, говорит о том, чтo Блок все ждал голоса Бога, Такого же, ко­тopый поднял его c кровати в 1918 году.

<1970-е>
Шаламов В.Т. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954–1979. – М., 2005. – С. 198-202.
Именной указатель: Ахматова, Анна Андреевна, Блок (Менделеева), Любовь Дмитриевна, Блок, Александр Александрович, Волохова, Наталья Николаевна, Городецкий, Сергей Митрофанович, Гумилев Н.С., Мандельштам Н.Я., Мандельштам О.Э., Нарбут, Владимир Иванович, Чуковский, Корней Иванович